![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Определение скрытого времени (латентного периода)
Рефлекторной реакции на тепло При оценке состояния организма, находящегося в неблагоприятных климато-погодных или микроклиматических условиях, а также при интенсивной физической работе данный тест является весьма чувствительным. В комфортных условиях средняя величина скрытого времени реакции на тепловое пороговое раздражение колеблется от 750 (контактное тепло) дл 1300 л/с (лучистое тепло). Под влиянием общего теплового воздействия скрытое время реакции уменьшается, тогда, как при общем холодовом воздействии оно увеличивается. Это свидетельствует о повышении уровня функционального состояния теплового анализатора в условиях нагревающего и понижения его в условиях охлаждающего микроклимата, в соответствующих климато-погодных условиях, при физической работе. Определяют скрытое время рефлекторной реакции на контактное и лучистое тепло с помощью универсального хронорефлексометра, то есть прибора, который описан выше в разделе пособия, где приводятся методики определения латентного периода двигательной реакции на свет, звук, дифференцированный раздражитель. Кроме указанных раздражителей с помощью выносного датчика представляется возможность подавать тепловые раздражители в виде контактного и лучистого тепла. При проведении исследования обследуемому предлагается положить руку так, чтобы внутренняя сторона дистального отдела предплечья закрывала отверстие над лампочкой (или при измерении контактной чувствительности - на пластинку с проволокой). При этом обследуемый кладет указательный палец другой руки на кнопку прерывателя. Вследствие того, что команду «положить руку на датчик» дают заранее, к началу измерения температура датчика выравнивается соответственно температуре кожи и адаптируются тактильные рецепторы. В результате при даче температурного раздражителя исключается одновременная реакция со стороны тактильных рецепторов (тактильное раздражение проводится с большей скоростью, чем температурное). Подают команду «приготовиться», обследуемый нажимает на кнопку, и на приборе загорается лампочка «готовность». Далее исследователь нажимает тумблер «тепло» и производит отсчет времени по электронному счетчику после отрыва обследуемой руки от кнопки прерывателя. Исследование проводят не менее трех раз и в протокол заносят средний показатель. В заключение необходимо указать, что в настоящее время номенклатура приборов для физиологических исследований, в том числе нового поколения, чрезвычайно широка. В приложении 9 приводятся некоторые из них. Итоговый контроль освоения знаний Контрольные вопросы 1. Основные аспекты использования физиологических экспресс-методов в гигиенических исследованиях. 2. Понятие и значение алгоритма натурных гигиенических исследований. 3. Сущность эпидемиологического метода в гигиенических исследованиях, его основные модификации. 4. Сущность поперечного (одномоментного) натурного исследования. 5. Сущность проспективного натурного исследования. 6. Сущность ретроспективного натурного исследования. 7. Сущность продольного (длительного динамического) натурного исследования. 8. Сущность параллельного продольногонатурного исследования. 9. Сущность непараллельного продольного натурного исследования. 10. Общая характеристика блок-схемы натурного эксперимента по обоснованию оптимального режима труда и отдыха. 11. Общая характеристика блок-схемы натурного эксперимента по научному обоснованию эффективности профилактических мероприятий. 12. Общая характеристика блок-схемы натурного эксперимента по научному обоснованию неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на здоровьенаселения. 13. Основные возможные направления эпидемиологического исследования и их общая характеристика. 14. Информационный поиск как один из важнейших этапов гигиенических исследований. 15. Основные регламенты определения цели и задач гигиенических исследований. 16. Определение ресурсов как важный этап подготовительного периода гигиенических исследований. 17. Методология, методы, методики исследований; сущность и дифференциация понятий. 18. Общие требования к физиологическим методам, применяемых в гигиенических исследованиях. 19. Обоснование преимущества физиологических экспресс-методов. 20. Требования к подбору волонтеров в натурных исследованиях. 21. Задачи тренировочных исследований при реализации физиологических экспресс-методов. 22. Требования к формированию групп волонтеров. 23. Общие условия обеспечения репрезентативности натурных исследований. 24. Методические аспекты обеспечения репрезентативности физиологических исследований в гигиенических целях. 25. Общие регламенты обработки, представления и внедрения результатов физиологических исследований. 26. Регламенты подбора волонтеров в натурных исследованиях как важный фактор обеспечения достоверных результатов физиологических исследований. 27. Задачи тренировочных исследований при реализации физиологических методов. 28. Общие требования к ведению протоколов физиологических исследований. 29. Основные регламенты анализа результатов физиологических исследований и формированию заключения (выводов). 30. Основные внедренческие аспекты физиологических исследований в гигиенических целях. 31. Критический анализ методологических ошибок в натурных гигиенических исследованиях. 32. Значение и возможности исследования системы кровообращения в гигиенических целях. 33. Значение и методические регламенты определения частоты сердечных сокращений. 34. Значение и методические регламентыопределения артериального давления. 35. Значение и методические регламентыопределения расчетных показателей, характеризующих состояние органов кровообращения. 36. Значение и методические регламенты функциональных (нагрузочных) тестов при исследовании органов кровообращения. 37. Общие аспекты значения исследования органов дыхания в гигиенических наблюдениях. 38. Значение и методические регламентыопределения частоты дыхания. 39. Значение и методические регламентыопределенияобъемов легких (спирометрии). 40. Значение и методические регламенты пневмотахометрии. 41. Общие аспекты значения электрофизиологических методов в гигиенических исследованиях. 42. Значение и методические регламентыопределенияоптической хронаксии. 43. Значение и методические регламентыхронорефлексометрии. 44. Значение и методические регламентыопределения критической частоты световых и звуковых мельканий. 45. Значение и методические регламентытремометрии. 46. Общие аспекты значения психофизиологических исследований в гигиенических целях. 47. Значение и методические регламенты определения объема и концентрации внимания(«Корректурная проба»). 48. Значение и методические регламенты определенияпроизвольного внимания («Расстановка чисел»). 49. Значение и методические регламенты определения кратковременной памяти («Оперативная память»). 50. Значение и методические регламенты определениякратковременной памяти, ее объема и точности(«Память на числа»). 51. Значение и методические регламенты теппинг-теста. 52. Значение и методические регламентытеста Яроцкого. 53. Общие аспекты значенияисследования мышечной силы и мышечной работоспособностив гигиенических целях. 54. Значение и методические регламенты определениямышечной силы (динамометрия). 55. Значение и методические регламенты определенияфизической (мышечной) работоспособности. 56. Общие аспекты значенияисследования теплового состояния организма в гигиенических целях. 57. Значение и методические регламенты определениятеплового самочувствия. 58. Значение и методические регламенты определениятемпературы кожных покровов. 59. Значение и методические регламентыисследования потоотделения. 60. Значение и методические регламентыопределения скрытого времени (латентного периода) рефлекторной реакции на тепло. Тестовые задания
Ответы на тестовые задания
Задачи Задача № 1 Физиологами труда были изучены функциональные сдвиги в организме швей-мотористок, работающих в разные смены – утреннюю, вечернюю и ночную. Количество обслуживаемых станков во все смены одинаково. Данные по производительности и функциональным изменениям работающих в разные смены приведены в таблице.
1.Дать оценку работоспособности работающих в разные смены. 2. Оценить функциональные сдвиги в организме работающих. 3.Каким прибором проводилось измерение скрытого времени рефлекса на свет и звук. Назначение, устройство и порядок работы с прибором. 4. Сущность метода тремометрии. Задача № 2 Были изучены функциональные сдвиги в организме сборщиц наручных часов до работы и после 3,5 часов работы. Результаты исследований приведены в таблице.
1.Оцените эффективность предложенных методов исследования. 2. Предложите наиболее адекватные и информативные методы исследования для данной группы работающих. Обоснуйте их использование и объясните методику проведения исследований. Задача № 3 В период плавания были проведены физиологические исследования среди двух групп моряков – радистов и членов машинной команды. Результаты этих исследований представлены в таблице
1. Какие приборы были использованы при проведении исследований. Устройство, назначение и правила работы с приборами. 2. Проанализируйте полученные результаты физиологических исследований. Задача № 4 Научно-исследовательским сектором ВГМУ проводилось изучение условий труда женщин, работающих на флоте и влияние их на функциональное состояние организма. Физиологические исследования проводились в динамике рабочего дня. Полученные данные представлены в таблице.
1. Какие методики по полученным результатам не явились в данном случае информативными. 2. Укажите приборы, которые были использованы для исследований. Назначение. Устройство и порядок работы с ними. Задача № 5 В течение периода плавания проводили изучение функциональных сдвигов в организме моряков. Результаты исследований в начале плавания и по истечении месяца плавания представлены в таблице.
1. Сделайте заключение об адекватности методов исследования и о влиянии сроков плавания на функциональные изменения организма моряков. 2. Укажите приборы, использованные для выполнения исследований. Назначение, устройство и порядок работы с ними. Задача №6 Работа операторов по обработке фильмовой информации киностудии научных фильмов заключается в измерении и отождествлении треков (следов) физических экспериментов (электродуговые разряды, плазменные процессы), запечатленных на пленке. Хронометражными наблюдениями установлено, что общий уровень загрузки рабочего дня составляет 93,8 %. Операторы работают в позе сидя. Для лучшей контрастности измеряемых объектов трудовой процесс производится в затемненной комнате на горизонтальном экране, вмонтированном в крышку стола. В таблице приведены материалы физиологических исследований.
1.Какие функции организма операторов наиболее заинтересованы в выполнении трудового процесса? 2.Дайте анализ работоспособности операторов в течение смены. 3. Укажите основные пути оптимизации трудового процесса операторов. Задача № 7 При ремонте тракторов слесарь-механик выполняет работу, периодически до50 %рабочей смены, находясь в вынужденном положении (на коленях, на корточках, лежа). При вы полнении операций участвуют преимущественно мышцы рук и плечевого пояса. Региональная нагрузка при перемещении груза (запчасти, инструмент) до 7000 кг х м. За смену вес перемещаемых запчастей составляет более 30 кг. 1.Дайте оценку тяжести труда слесаря-механика в соответствии с «Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» 2.Укажите основные профилактические мероприятия по улучшению условий труда. Задача № 8 Фактическая продолжительность рабочего дня хирурга 8-9 часов. Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3 % рабочего времени. Во время проведения операции (в среднем 2 часа) хирург находится в позе стоя в наклонном положении 350 (количество наклонов более 100). Число объектов одновременного наблюдения более 11. Время зрительно-моторной реакции хирурга до операции составляло 0.320 с, после операции 0,450с. 1. Определите тяжесть и напряженность труда хирурга в соответствии с «гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» 2. Какие методы исследования и приборы были использованы для получения данных характеристик трудовой деятельности хирурга? 3. Предложите рекомендации по улучшению условий труда хирурга. Задача № 9 Работа операторов на одном из участков химического производства требует от них наблюдения за технологическим процессом с пульта управления. Число объектов одновременного наблюдения 22, за час оператор перерабатывает более 300 сигналов и сообщений. Длительность сосредоточенного наблюдения составляет более 70 %рабочей смены. Оператор несет ответственность за качество выполняемой работы. При допущенных просчетах исправления требуют участия всего коллектива бригады.
1. Определите тяжесть и напряженность труда оператора в соответствии с документом «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» 2. Какие методы исследования были использованы для получения данных характеристик трудовой деятельности оператора? Задача № 10 С целью разработки рациональных режимов труда и отдыха ткачей, работающих в разные смены, изучались производственные и физиологические показатели. Полученные данные отображены в таблице.
1. Какие методы и приборы физиологических исследований были использованы для получения данных приведенных в таблице? 2. Проанализируйте приведенные результаты физиологических и производственных показателей с учетом сменности работы. Данные, представленные в задаче, получены методом хронометражных наблюдений; для определения скрытого времени рефлекса на звуковой и световой раздражитель был использован хронорефлексометр, кистевую силу определяли с помощью динамометра. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 725. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |