Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Личный досмотр, досмотр вещей ii транспорта




В юридической литературе применение досмотра сотрудниками органов внутренних дел рассматривается как мера административного принуждения, яв­ляющаяся эффективным средством предупреждения преступлений и админист­ративных правонарушений.

Досмотр транспортного средства

Правовые основы проведения личного досмотра, досмотра вещей и транспорта регламентируются положением ст. 27.1 Кодекса Российской Феде­рации об административных правонарушениях, устанавливающим, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нару­шителя, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об адми­нистративном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следую­щие меры обеспечения производства по делу об административном правонару­шении:


 

Порядок осуществления личного досмотра, досмотра вещей и транс­порта регламентируется ст.ст. 27.7, 27.9 Кодекса об административных право­нарушениях. В рассматриваемых статьях раскрывается основное содержание по­нятий «личный досмотр», «досмотр вещей» и «досмотр транспортного средст­ва». Из норм данных статей следует, что:

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице - это обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной цело­стности, в целях обнаружения орудий совершения или предметов правонаруше-

2. Досмотр транспортного средства - это обследование транспортного средства, производимое при пресечении административного правонарушения, в целях обнаружения орудий совершения либо предметов правонарушения.

Основанием для осуществления данных административно-правовых мер явля- ] ется наличие достаточных данных полагать, что у физического лица или в его вещах находятся орудия совершения или предметы административного право­нарушения (оружие, боеприпасы, взрывные устройства, наркотические средст­ва или психотропные вещества и т. д.).



Ч__________________________________________________ У

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, долж­ны проводиться в присутствии двоих понятых[27]. Досмотр транспортного средст­ва осуществляется также в присутствии двоих понятых и лица, во владении ко­торого оно находится. В исключительных случаях, а именно при наличии осно­ваний полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, досмотр может быть осуществлен без понятых. Это обусловлено необходимостью обеспечения личной безопасности лиц, упол­номоченных на проведение личного досмотра, а также иных граждан.

Досмотр транспортного средства, перевозящего опломбированный груз, а также вскрытие пломбы осуществляются в присутствии понятых, водителя или лица, сопровождающего груз, и проводится нарядом в составе не менее двоих сотрудников. Один сотрудник осуществляет проверку транспортного средства, другой (сотрудник патрульно-постовой службы, вооруженный автоматическим оружием) подстраховывает его, наблюдая за действиями водителя и пассажиров досматриваемого транспортного средства.

Личный досмотр и досмотр вещей может проводиться как на месте выявле­ния правонарушения, так и в помещении дежурной части ОВД.

С позиций соблюдения принципов законности, защиты прав и свобод чело­века и гражданина немаловажное значение имеет положение данной статьи о проведении личного досмотра с участием двоих понятых одного пола с досмат­риваемым. При проведении личного досмотра должны быть обеспечены безо­пасность и личное достоинство досматриваемого, а также правила санитарии и гигиены.

Законом предусмотрено, что в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. При этом необходимо учитывать, что полученные вещественные доказательства приобщаются к делу об административном правонарушении, а также делается соответствующая запись об их наличии в протоколе об админи­стративном правонарушении или ином протоколе, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях.

Положения статей о проведении личного досмотра, досмотра вещей и транспортного средства следует отличать от наружного досмотра и личного обыска (следственного действия, проводимого в соответствии со ст.ст. 93, 182, 184 УПК РФ).

Согласно ст. 184 УПК РФ личный обыск может быть произведен без соответ­ствующего постановления при наличии достаточных данных полагать, что в ка- ком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые будут иметь значение для уголовного дела. Наружный досмотр одежды и вещей лица, задержанного по подозрению в совершении преступления или административного правонарушения, является предупредительной мерой, применяемой в целях обнаружения оружия и других предметов у задержанного, которые могут быть использованы им для нападения на сотрудников полиции, а личный досмотр преследует цель обнаружения ору­дий совершения преступления либо предметов административного правонару­шения. Вместе с тем, ст. 266 Устава патрульно-постовой службы полиции уста­навливает, что в зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и ве­щей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удоб­ный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан. Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть исполь­зованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются.

Весьма важным для последующего вынесения решения по делу об админи­стративном правонарушении является строгое соблюдение положений рассмат­риваемых статей Кодекса об административных правонарушениях в части оформления сотрудниками патрульно-постовой службы установленных доку­ментов. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом ли­це, или досмотре транспортных средств составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении (когда объектом является лицо), либо в протоколе об административном задержании.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей или транспортного средства указываются:

> дата и место его составления;

> должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

> сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру;

f                                                                                                                                 N

> сведения о виде, количестве, об иных идентификационных признаках ве­щей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных иден­тификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, на- ходящихся при физическом лице;

> сведения о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре;

>• сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистраци­онном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средст­ва и признаках вещей, обнаруженных при досмотре транспортного средства.

В случае изъятия вещей и документов в процессе проведения досмотра в протоколе о его проведении необходимо сделать соответствующую запись об изъятии, где должны быть указаны сведения о виде и реквизитах изъятых доку­ментов. При необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опеча­тываются на месте изъятия.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, а также ли­цом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, либо лицом, во владении которого находится транспортное средство, а также понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, либо владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола, в нем дела­ется соответствующая запись.

Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствую­щие о совершении противоправных действий, а также их владельцы доставляют­ся в дежурную часть территориального органа внутренних дел, куда направля­ются также все материалы по данному правонарушению.

При обнаружении в ходе личного досмотра, досмотра вещей и транспортного средства достаточных данных, указывающих на наличие события администра­тивного правонарушения, сотрудник патрульно-постовой службы, при отсутст­вии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, возбуждает дело об административном правонарушении.

§ 6. Действия нарядов полиции по обеспечению безопасности дорожного движения На месте дорожно-транспортного происшествия:

- наряд полиции при дорожно-транспортном происшествии обязан немед­ленно доложить о случившемся дежурному или непосредственно несущему службу наряду ДПС;

- если имеются пострадавшие, принять меры к оказанию первой помощи;

- задержать водителей, транспорт, которые участвовали в происшествии, изъять у них удостоверение на право управления транспортом и ключи от замка зажигания;

- выявить и коротко опросить участников и очевидцев, уточнить обстоятель­ства, при которых произошло происшествие. При опросе очевидцев необходимо установить тип, марку, номерной знак транспортных средств, участвовавших в происшествии, приметы скрывшихся водителей и пассажиров, направление, в котором они скрылись, особенности движения участвовавших в происшествии транспортных средств (скорость, виляние из стороны в сторону и т. п.);

- организовать охрану места происшествия;

- в ночное время, в условиях тумана, повы­шенного скольжения (гололед, снегопад, дождь) организовать своевременное предупреждение во­дителей транспортных средств о приближении к месту происшествия, используя в этих целях громкоговорящие установки, световые сигналы или осуществляя регулирование движения;

- если в результате происшествия возникли задержки и другие затруднения в движении транспорта и пешеходов, установить новое направление движения (объезд), а если последнее не представляется возможным, с помощью водителей других транспортных средств освободить проезжую часть, убрать поврежденный транспорт, предварительно мелом или другими красящими средствами отметить следы расположения поврежденных транспортных средств, следов торможения или заноса, положения пострадавших, осколков стекла, следов крови и т. д.

Для этого можно включить синие маячки на патрульном автомобиле или аварийную сигнализацию на других транспортных средствах, находящихся в зо-

не ДТП.

Установить знаки аварийной остановки на расстоянии, обеспечивающем своевременное предупреждение водителей об опасности.

В случае необходимости использовать конус со светоотражающей лентой. При отсутствии специальных устройств для обозначения места ДТП можно ис­пользовать подручные средства. Установка ограждающих ДТП предметов долж­на производиться так, чтобы обеспечить плавную траекторию объезда;

- в случае, если лицо, по чьей вине допущено дорожно-транспортное проис­шествие, скрылось с места происшествия, но полученные данные свидетельст­вуют о том, что его можно задержать «по горячим следам», немедленно органи­зовать розыск и преследование этого лица;

- если водитель или кто-либо из пассажиров не имеют возможности присут­ствовать при оформлении материалов, записать необходимые сведения об участ­нике происшествия и разрешить ему ехать. В протоколе осмотра места происше­
ствия делается запись о причине отсутствия водителя, скрепляемая подписями составителя протокола и свидетелей;

- по прибытии работников ГИБДД или оперативной группы на место про­исшествия доложить им об обстоятельствах происшествия, передать документы, изъятые у водителей, после чего действовать по их указанию;

- о происшествии и принятых мерах доложить письменным рапортом на имя начальника территориального органа или ГИБДД.

Порядок проверки документов, дающих право управления автотранспортными средствами

При обращении к участникам дорожного движения сотрудник обязан поздо­роваться с ними, назвать свою должность, звание, фамилию, а затем четко и крат­ко сообщить причину и цель обращения. На практике часто возникают ситуации, когда из тактических соображений сотрудники полиции могут отступать от этих требований, например, водитель транспортного средства не реагирует на требова­ния об остановке и необходимо преследовать данный автомобиль. В этом случае требуется как можно быстрее осуществить принудительную остановку и вывод водителя из кабины (салона) транспортного средства. Аналогичная ситуация мо­жет возникнуть при обнаружении транспортных средств, находящихся в розыске, или подозреваемых в совершении дорожно-транспортных происшествий.

Правила дорожного движения не обязывают водителя выходить из транс­портного средства при проверке документов сотрудниками полиции. Сотрудни­ки полиции не вправе требовать от гражданина выхода из транспортного средст­ва, за исключением особых случаев, предусмотренных законодательством (на­пример, при проведении досмотра транспортного средства, использовании оста­новленного транспортного средства для преследования преступников и др.).

§ 7. Тактика действий нарядов полициипри проведении

массовых мероприятий 1. Понятие массовых мероприятий, их виды

Понятие «массовое мероприятие» включает в себя следующие признаки: 1) присутствие значительного количества людей; 2) мероприятие должно быть от­крытым, мирным, доступным; 3) мероприятие должно проводиться в установлен­ном законом порядке; 4) мероприятие должно носить общественно-политический, культурно-зрелищный, спортивный, религиозный и иной характер.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим призна­кам: по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

По содержанию и направленности массовые мероприятия можно разделить на: 1) общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов вла­сти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны оп­ределенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения; 2) культурно-массовые (народные гуляния, кар­навалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.); 3) спортивно-массовые (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным
видам спорта и др.); 4) религиозные (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная Пасха, мусульманские Курбан-байрам, Ураза и др.); 5) специальные мероприятия (траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану); 6) смешанные мероприятия, когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Российской Федерации: Сабантуй, Акатуй и др.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 374.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...