Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Личный досмотр, досмотр вещей ii транспорта
В юридической литературе применение досмотра сотрудниками органов внутренних дел рассматривается как мера административного принуждения, являющаяся эффективным средством предупреждения преступлений и административных правонарушений.
Правовые основы проведения личного досмотра, досмотра вещей и транспорта регламентируются положением ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающим, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
Порядок осуществления личного досмотра, досмотра вещей и транспорта регламентируется ст.ст. 27.7, 27.9 Кодекса об административных правонарушениях. В рассматриваемых статьях раскрывается основное содержание понятий «личный досмотр», «досмотр вещей» и «досмотр транспортного средства». Из норм данных статей следует, что: 1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице - это обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, в целях обнаружения орудий совершения или предметов правонаруше- 2. Досмотр транспортного средства - это обследование транспортного средства, производимое при пресечении административного правонарушения, в целях обнаружения орудий совершения либо предметов правонарушения. Основанием для осуществления данных административно-правовых мер явля- ] ется наличие достаточных данных полагать, что у физического лица или в его вещах находятся орудия совершения или предметы административного правонарушения (оружие, боеприпасы, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и т. д.). Ч__________________________________________________ У Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, должны проводиться в присутствии двоих понятых[27]. Досмотр транспортного средства осуществляется также в присутствии двоих понятых и лица, во владении которого оно находится. В исключительных случаях, а именно при наличии оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, досмотр может быть осуществлен без понятых. Это обусловлено необходимостью обеспечения личной безопасности лиц, уполномоченных на проведение личного досмотра, а также иных граждан. Досмотр транспортного средства, перевозящего опломбированный груз, а также вскрытие пломбы осуществляются в присутствии понятых, водителя или лица, сопровождающего груз, и проводится нарядом в составе не менее двоих сотрудников. Один сотрудник осуществляет проверку транспортного средства, другой (сотрудник патрульно-постовой службы, вооруженный автоматическим оружием) подстраховывает его, наблюдая за действиями водителя и пассажиров досматриваемого транспортного средства. Личный досмотр и досмотр вещей может проводиться как на месте выявления правонарушения, так и в помещении дежурной части ОВД. С позиций соблюдения принципов законности, защиты прав и свобод человека и гражданина немаловажное значение имеет положение данной статьи о проведении личного досмотра с участием двоих понятых одного пола с досматриваемым. При проведении личного досмотра должны быть обеспечены безопасность и личное достоинство досматриваемого, а также правила санитарии и гигиены. Законом предусмотрено, что в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. При этом необходимо учитывать, что полученные вещественные доказательства приобщаются к делу об административном правонарушении, а также делается соответствующая запись об их наличии в протоколе об административном правонарушении или ином протоколе, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях. Положения статей о проведении личного досмотра, досмотра вещей и транспортного средства следует отличать от наружного досмотра и личного обыска (следственного действия, проводимого в соответствии со ст.ст. 93, 182, 184 УПК РФ). Согласно ст. 184 УПК РФ личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при наличии достаточных данных полагать, что в ка- ком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые будут иметь значение для уголовного дела. Наружный досмотр одежды и вещей лица, задержанного по подозрению в совершении преступления или административного правонарушения, является предупредительной мерой, применяемой в целях обнаружения оружия и других предметов у задержанного, которые могут быть использованы им для нападения на сотрудников полиции, а личный досмотр преследует цель обнаружения орудий совершения преступления либо предметов административного правонарушения. Вместе с тем, ст. 266 Устава патрульно-постовой службы полиции устанавливает, что в зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан. Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются. Весьма важным для последующего вынесения решения по делу об административном правонарушении является строгое соблюдение положений рассматриваемых статей Кодекса об административных правонарушениях в части оформления сотрудниками патрульно-постовой службы установленных документов. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, или досмотре транспортных средств составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении (когда объектом является лицо), либо в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей или транспортного средства указываются: > дата и место его составления; > должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; > сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру; f N > сведения о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, на- ходящихся при физическом лице; > сведения о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре; >• сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства и признаках вещей, обнаруженных при досмотре транспортного средства. В случае изъятия вещей и документов в процессе проведения досмотра в протоколе о его проведении необходимо сделать соответствующую запись об изъятии, где должны быть указаны сведения о виде и реквизитах изъятых документов. При необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, а также лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, либо лицом, во владении которого находится транспортное средство, а также понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, либо владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись. Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о совершении противоправных действий, а также их владельцы доставляются в дежурную часть территориального органа внутренних дел, куда направляются также все материалы по данному правонарушению. При обнаружении в ходе личного досмотра, досмотра вещей и транспортного средства достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник патрульно-постовой службы, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, возбуждает дело об административном правонарушении. § 6. Действия нарядов полиции по обеспечению безопасности дорожного движения На месте дорожно-транспортного происшествия: - наряд полиции при дорожно-транспортном происшествии обязан немедленно доложить о случившемся дежурному или непосредственно несущему службу наряду ДПС; - если имеются пострадавшие, принять меры к оказанию первой помощи; - задержать водителей, транспорт, которые участвовали в происшествии, изъять у них удостоверение на право управления транспортом и ключи от замка зажигания; - выявить и коротко опросить участников и очевидцев, уточнить обстоятельства, при которых произошло происшествие. При опросе очевидцев необходимо установить тип, марку, номерной знак транспортных средств, участвовавших в происшествии, приметы скрывшихся водителей и пассажиров, направление, в котором они скрылись, особенности движения участвовавших в происшествии транспортных средств (скорость, виляние из стороны в сторону и т. п.); - организовать охрану места происшествия; - в ночное время, в условиях тумана, повышенного скольжения (гололед, снегопад, дождь) организовать своевременное предупреждение водителей транспортных средств о приближении к месту происшествия, используя в этих целях громкоговорящие установки, световые сигналы или осуществляя регулирование движения; - если в результате происшествия возникли задержки и другие затруднения в движении транспорта и пешеходов, установить новое направление движения (объезд), а если последнее не представляется возможным, с помощью водителей других транспортных средств освободить проезжую часть, убрать поврежденный транспорт, предварительно мелом или другими красящими средствами отметить следы расположения поврежденных транспортных средств, следов торможения или заноса, положения пострадавших, осколков стекла, следов крови и т. д. Для этого можно включить синие маячки на патрульном автомобиле или аварийную сигнализацию на других транспортных средствах, находящихся в зо- не ДТП. Установить знаки аварийной остановки на расстоянии, обеспечивающем своевременное предупреждение водителей об опасности. В случае необходимости использовать конус со светоотражающей лентой. При отсутствии специальных устройств для обозначения места ДТП можно использовать подручные средства. Установка ограждающих ДТП предметов должна производиться так, чтобы обеспечить плавную траекторию объезда; - в случае, если лицо, по чьей вине допущено дорожно-транспортное происшествие, скрылось с места происшествия, но полученные данные свидетельствуют о том, что его можно задержать «по горячим следам», немедленно организовать розыск и преследование этого лица; - если водитель или кто-либо из пассажиров не имеют возможности присутствовать при оформлении материалов, записать необходимые сведения об участнике происшествия и разрешить ему ехать. В протоколе осмотра места происше - по прибытии работников ГИБДД или оперативной группы на место происшествия доложить им об обстоятельствах происшествия, передать документы, изъятые у водителей, после чего действовать по их указанию; - о происшествии и принятых мерах доложить письменным рапортом на имя начальника территориального органа или ГИБДД. Порядок проверки документов, дающих право управления автотранспортными средствами При обращении к участникам дорожного движения сотрудник обязан поздороваться с ними, назвать свою должность, звание, фамилию, а затем четко и кратко сообщить причину и цель обращения. На практике часто возникают ситуации, когда из тактических соображений сотрудники полиции могут отступать от этих требований, например, водитель транспортного средства не реагирует на требования об остановке и необходимо преследовать данный автомобиль. В этом случае требуется как можно быстрее осуществить принудительную остановку и вывод водителя из кабины (салона) транспортного средства. Аналогичная ситуация может возникнуть при обнаружении транспортных средств, находящихся в розыске, или подозреваемых в совершении дорожно-транспортных происшествий. Правила дорожного движения не обязывают водителя выходить из транспортного средства при проверке документов сотрудниками полиции. Сотрудники полиции не вправе требовать от гражданина выхода из транспортного средства, за исключением особых случаев, предусмотренных законодательством (например, при проведении досмотра транспортного средства, использовании остановленного транспортного средства для преследования преступников и др.). § 7. Тактика действий нарядов полициипри проведении массовых мероприятий 1. Понятие массовых мероприятий, их виды Понятие «массовое мероприятие» включает в себя следующие признаки: 1) присутствие значительного количества людей; 2) мероприятие должно быть открытым, мирным, доступным; 3) мероприятие должно проводиться в установленном законом порядке; 4) мероприятие должно носить общественно-политический, культурно-зрелищный, спортивный, религиозный и иной характер. Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам: по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия. По содержанию и направленности массовые мероприятия можно разделить на: 1) общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения; 2) культурно-массовые (народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.); 3) спортивно-массовые (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 374. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |