Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И гравийных оснований и покрытий и мостовых




2.10.1. Покрытия переходного типа

Покрытия названы переходными потому, что по мере роста интенсивности движения они служат основанием для покрытий усовершенствованных типов. Последние яв­ляются экономичными уже при интенсивности движения более 200 авт./сут.

К недостаткам покрытий переходного типа относят сильную пылимость в сухое время года, отсутствие ров­ности, особенно у булыжных мостовых, и быструю потерю первоначальной ровности.

Неэкономичность покрытий переходного типа объ­ясняется их сравнительно быстрым износом, требующим частых и дорогостоящих ремонтных работ, а также высокой стоимостью автомобильных перевозок.

При строительстве переходных покрытий применяют
в основном минеральные материалы с грунтовыми вя­
жущими: минеральные зерна удерживаются между собой
пылевато-глинистыми частицами, при увлажнении приоб­
ретающими вяжущие свойства. К переходному типу отно­
сят также покрытия из грунтов и малопрочных минераль­
ных материалов, обработанных органическими вяжущи­
ми. Такие покрытия меньше пылят, но обладают меньшей
прочностью и общими для всех покрытий данной группы
недостатками. К покрытиям переходного типа относят
также гравийные и щебеночные покрытия, булыжные мос­
товые.                                    

 

 

2.10.2. Материалы и конструкцииоснований и покрытий,устраиваемых из щебеночных и гравийных материалов

Щебеночно-песчаные (гравийно-песчаные) смеси со­ставляют из щебня (гравия), песка и минерального порош­ка; песчаные — из песка и минерального порошка. Щебень (гравий), щебеночные (гравийные) смеси, пески, предназна­ченные для обработки способами смешения на дороге или в установке и не соответствующие рекомендуемым составам, улучшают дополнительной сортировкой, мойкой, добавле­нием недостающих фракций.

Минеральный порошок поступает на базу в готовом ви­де или может быть приготовлен на базе помолом в шаровых мельницах сухого известняка, основного металлургического шлака, ракушечника и других карбонатных горных пород.

Для устройства всех видов покрытий и оснований сле­дует применять щебень, полученный дроблением горных пород или валунного камня, щебень из гравия, щебень из металлургических шлаков устойчивой структуры, гравий.

Щебеночно-песчаные,гравийно-песчаныеищебеночно-гравийно-песчаные смеси (далее — готовые смеси) и щебень должны изготавливаться в соответствии с требованиями

ГОСТ 25807—94 по технологическим регламентам, утверж-деннымв установленном порядке предприятием-из­готовителем.

Конструкцию щебеночно-гравийных покрытий на-значаютна основании данных изысканий и технико-

экономических расчетов с учетом состава и интенсивно-сти движения, согласно действующим СНиПам, а также с учетом обеспеченности района местными гравийными материалами.

Толщину щебеночно-гравийного покрытия назначают ПО расчетув соответствии с Инструкцией по проектирова­нию дорожныходежд нежесткого типа, а также указаний действующих СНиПов.

Наименьшая толщина распределяемого слоя должна в 1,5раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 10 см при укладке на прочное основание и не менее 15 см при укладке на песок.

Максимальная толщина слоя не должна превышать значений, от 18 до 30 см, в зависимости от типа катков.

Объем каменного материала в насыпном виде следует определять с учетом коэффициента запаса на уплотнение. Для песчано-гравийных (щебеночных) смесей оптимально­го зернового состава и щебня фракций 40—70 и 70—120 мм марки по прочности 800 и более коэффициент запаса ма­териала на уплотнение следует ориентировочно принимать 1,25—1,3, адля щебня марок по прочности 600—300 —1,3—1,5. Коэффициент запаса шлака на уплотнение в зависимо­сти от его плотности следует ориентировочно принимать 1,3-1,5.

Разрешается вывозить щебень и гравий и укладывать их в штабель на земляном полотне или промежуточном складе для последующего использования при устройстве дорожной одежды.

К конструкциям дорожных одежд предъявляют следую­щие требования: соответствие всей дорожной конструкции требуемой прочности; соответствие вида покрытия пер­спективному движению и климатическим условиям; со­ответствие требованиям к составу и свойствам материалов покрытия и основания; экономичность при наибольшем использовании местных каменных и вяжущих материалов возможность комплексной механизации и автоматизации работ с учетом местных условий; обеспечение требуемом ровности и шероховатости покрытий.

2.10.3.Технология строительства способом заклинки

Последовательность рабочих операций при строитель стве щебеночного покрытия по способу заклинки на пес чаном основании, имеющем ширину земляного поло: HI бескорытного профиля:

I захватка

— подвозка автомобилями-самосвалами крупногощебня размером 40—70 (70—120) мм с разгрузкой его HI песчаный слой на краю щебеночной россыпи или в бункер щебнераспределителя, перемещение щебня от края россыпи и разравнивание бульдозерами или щебнераспределителем, передвигающимся по рассыпанному щебню полосами ши­риной 3 (3,5; 3,75) м;

II захватка

— подвозка автомобилями-самосвалами песка на обо­
чины для образования упора щебеночной россыпи;

— разравнивание его на обочинах автогрейдерами;

III захватка

— уплотнение грунта на обочинах двухвальцовыми
катками;

— уплотнение щебеночной россыпи тяжелыми кат-
ками;

— поливка щебеночной россыпи и грунта на обочинах
поливомоечными машинами;

IV захватка

— подвозка автомобилями-самосвалами щебня раз­
мером 20—40 (40—70) мм и разгрузка его в бункера щебне-
распредел ителя;

распределение щебня полосами шириной 3 (3,5; 3,75) м; - уплотнение россыпи, щебня трехвальцовыми кат-ками;

IVзахватка

*подвозка автомобилями-самосвалами мелкого щеб-ня размером 5—10 (20—40) мм и разгрузка его в бункера щебнераспределителя;

*распределение мелкого щебня щебнераспределите-лем полосами шириной 3 (3,5; 3,75) м;

*уплотнение мелкого щебня легкими катками;

*поливка щебня (в случае необходимости) водой по-ливомоечными машинами;

VI захватка

*подвозкакаменной мелочи размером 0—5 (5—20) мм и разгрузка в бункер подвесного распределителя;

— распределение полосами 3—3,75 м каменной ме­
лочи из подвесного бункера при движении автомобилей-
самосвалов задним ходом;

— поливка россыпи водой поливомоечными маши­
нами;

— уплотнение россыпи легкими катками;

VII захватка

— приемка щебеночного покрытия с проверкой шири­
ны, толщины россыпи и плотности;

— уход за свежим щебеночным покрытием с оправкой
и регулированием движения.

Приемку законченного щебеночного покрытия произ­водят с учетом допусков отдельных размеров:

Уменьшение толщины покрытия (два-три поперечника на 1 км, в каждом по три лунки), %, - 10.

Поперечный профиль, %, ± 5.

Ровность в поперечном направлении (просвет под ша­блоном) — не более, мм, 15.

В продольном направлении просвет под трехметровой рейкой — не более, мм, 20.

2.10.4.Технология строительства из ПГС, ГНС, ЩС

Песчано-гравийную или песчано-щебеночную смесь оптимального гранулометрического состава по ГОСТ 25607—83 разрешается приготавливать непосредственно на дороге.

Для строительства оснований применяются гравий­ные, песчано-гравийные (щебеночные) смеси оптимального гранулометрического состава, металлургические шлаки, щебень с примесью грунта и др. К месту укладки смесь оптимального гранулометрического состава доставляют в готовом виде. Приготовление смеси оптимального соста­ва непосредственно на месте укладки допускается в виде исключения. Если смесь не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к зерновому составу, то ее необходимо обо­гатить путем добавления недостающих фракций.

Перед устройством конструктивного слоя делают раз­бивку толщины слоя, которую фиксируют высотными колышками, устанавливаемыми на расстоянии около 5 м один от другого, что необходимо для определения высоты россыпи материала. При этом учитывают коэффициент уплотнения материала, который ориентировочно принима­ют равным 1,25—1,30 для гравийного и песчано-гравийного (щебеночного) материала.

 

Однослойное гравийное основание устраивают по мето­ду плотных смесей таким образом. Гравийную оптимальную смесь привозят автомобилями-самосвалами и разгружают в самоходные распределители типов ДС-8А, ДС-8Б и ДС-54, которые распределяют смесь с предварительным уплотне­нием. При отсутствии распределителей смесь разгружают в кучи по ширине захватки вдоль края уже уложенного слоя полосы основания, ВПП или РД аэродрома на грунтовой обочине. Разравнивают смесь бульдозером или автогрей­дером. Если по нижележащему слою нельзя допустить движение, например, при укладке на подстилающий пес­чаный слой, то для разравнивания материала используют бульдозер. Тогда автомобиль-самосвал доставляет материал, двигаясь по свежеуложенному гравийному слою толщи-ной h, и выгружает смесь на край россыпи, чтобы не повре­дить нижележащий песчаный слой.

 


 


Бульдозер надвигает смесь на песчаный слой, пере­мещая и разравнивая ее поперек отсыпаемой полосы или вдоль нее.

Планировку смеси выполняют автогрейдером за два-три прохода по одному следу. Смесь следует уплотнять при влажности, равной 0,75—1,25 оптимальной. При недоста­точной влажности смесь поливают водой из поливомоечной машины за 20—30 мин до уплотнения.

Уплотняют материал дорожными самоходными катка­ми с гладкими вальцами или комбинированными, пнев-моколесными, прицепными вибрационными катками, возможно уплотнение прицепными и полуприцепными пневмоколесными катками. Уплотнение следует начинать от краев к середине, перекрывая предыдущий след на X его ширины.

Работы по устройству основания из гравийной смеси в два слоя выполняют тремя захватками:

— завоз, разравнивание, планировка и укатка нижнего
слоя;

— завоз, разравнивание, планировка и подкатка верх­
него слоя;

— планировка гравийной смеси профилировщиком и
уплотнение его катками. Работы организуют, как правило,
в две смены.

— Материал для нижнего слоя завозят автомобилями-самосвалами, разравнивают бульдозерами, планируют ав­тогрейдерами и уплотняют пневмоколесными катками типа ДУ-31А за 10—12 проходов по одному следу. В сухую и жар­кую погоду гравийную смесь увлажняют водой из расчета 10—20 л/м2. Гравийную смесь для верхнего слоя сначала уплотняют легкими катками массой 5—6 т за пять-шесть проходов катка по одному следу с целью создания прочного слоя для последующей работы машины. Признаком окон­чания подкатки является прекращение образования волны перед вальцами катка. При подкатке гравийную смесь по­ливают водой из расчета 8—10 л/м2.

— Окончательную планировку верхнего слоя можно вы­полнять профилировщиком или автогрейдером. Оконча­тельное уплотнение производят сначала тяжелыми гладко-вальцовыми катками типа ДУ-18 за пять-шесть проходов по одному следу, затем пневмоколесным катком типа ДУ-31А за 10—12 проходов. Признаком достаточного уплотнения является отсутствие заметного следа после прохода тяже-

— лого катка.

— Строительство оснований из песчано-гравийных (ще­беночных) смесей выполняют так же, как и из гравийных смесей.

— Смесь в момент укладки должна иметь влажность, близкую к оптимальной, с отклонением не более 10%. При недостаточной влажности смесь следует увлажнять за 20— 30 мин до начала уплотнения.

— Слой смеси следует уплотнять в соответствии с требо-ваниямианалогично способу заклинки. Ориентировочно количествопроходов катков следует уменьшить на 30%.

— 2.10.5.Технология строительствас обработкой ПЦС и методами перемешивания и пропитки (вдавливания)

— Устройство щебеночных оснований, обработанных не

— на полную глубину пескоцементной смесью,производят методом перемешивания и методом пропитки (вдавливания). такой конструктивный слой устраивают на участке готового основания и нижележащего слоя длиной не менее 1000 м и при температуре не ниже +5 °С.

 

Для устройства щебеночного основания, укрепленного пескоцементной смесью по методу перемешивания, исполь­зуют известковый щебень фракции 5—40 мм. При этом выполняют операции: подготовку щебня к обработке его пескоцементной смесью; укрепление щебня с применением профилировщика; уплотнения смеси; чистовую планиров­ку основания; уход за основанием. Технологическая схема устройства основания из щебня, обработанного пескоце­ментной смесью по методу перемешивания, показана на рис. 105. Толщина основания определяется расчетом, она может быть в плотном теле 16 см, в том числе толщина укреп­ленного слоя 8 см.

Количество автомобилей-самосвалов для вывозки щебня рассчитывают с учетом их производительности и количества вывозимого щебня. Щебень предварительно разравнивают автогрейдером типа ДЗ-31-1, затем планиру­ют профилировщиком ДС-97 (ДС-108) за один проход при скорости 5—8 м/мин и укатывают пневмоколесным катком типа ДУ-29 за два-три прохода по одному следу с тем, чтобы обеспечить проезд автомобилей-самосвалов с пескоцемент­ной смесью. Пескоцементную смесь готовят в смесительных установках типа ДС-50А.

 


 

 

Ориентировочный расход пескоцементной смеси в зависимости от глубины обработки щебеночного слоя со­ставляет:

 


 

Влажность пескоцементной смеси составляет 0,75 +1,25 от оптимального значения, определенного по методу стан­дартного уплотнения.

Пескоцементную смесь завозят на поверхность щебе­ночного слоя автомобилями-самосвалами, разгружают по оси основания и предварительно разравнивают автогрейде­ром. Планировку пескоцементной смеси производят про­филировщиком за один проход на рабочей скорости 10—15 м/мин. Перемешивание щебня с пескоцементной смесью производят в два приема: сначала перемешивают сухую смесь, с тем чтобы достичь наиболее равномерного рас­пределения пескоцементной смеси в массе щебня, затем смесь увлажняют и перемешивают еще раз. Последнюю операцию выполняют за два прохода профилировщика: при первом проходе при движении машины вперед увлажняют пескоце­ментную смесь водой через распределительную систему, смон­тированную на профилировщике, при обратном ходе увлаж­ненную смесь перемешивают. Воду доставляют поливомоеч-ными машинами, расход воды устанавливает лаборатория.

Следующая операция — чистовая планировка осно-вания, в результате которой поверхность основания при­нимает проектные отметки и поперечные уклоны. После чистовой планировки основание уплотняют тяжелым вальцовым катком массой 6—13 т за один-два прохода по одному следу.

После отделки основания за ним осуществляют уход розливом битумной эмульсии с расходом 0,6—0,8 л/м2 или россыпью песка (супеси легкой) слоем 4— 6 см и под­держиванием его во влажном состоянии в течение 28 сут. Движение построечного технологического транспорта мож­но открывать после набора основанием 70% проектной прочности. Если покрытие устраивают немедленно после постройки основания, то уход за основанием не произ­водят.

Для устройства щебеночного основания, обработанного в верхней части пескоцементной смесью по методу пропит­ки (вдавливания), используют щебень фракций 40—70 или 70—120 мм трудноуплотняемых изверженных пород марок 1000 и 1200 и известняковый щебень марок 300, 400, 600. Пескоцементную смесь вдавливают в пустоты щебня вибра­цией или давлением при помощи пневмоколесных катков, кулачковых или виброкатков.

Технология производства работ при строительстве щебеночного основания, обработанного пескоцементной смесью по методу пропитки, следующая:

— щебень фракции 40—70 или 70—120 мм вывозят
автомобилями-самосвалами и выгружают на подготовлен­
ный нижележащий слой;

— разравнивание и планировку щебня производят
автогрейдером типа ДЗ-31-1 за четыре прохода по одному
следу;

— щебеночный слой увлажняют водой из расчета
15—25 л/м2 с помощью поливомоечной машины для бо­
лее равномерного распределения пескоцементной смеси в
пустотах щебня и для получения оптимальной влажности
щебеночно-пескоцементной смеси;

— щебень прикатывают легким катком типа ДУ-50 за
два-четыре прохода по одному следу.

Пескоцементная смесь для пропитки щебня должна быть переувлажненной или недоувлажненной: ее влажность должна отличаться от оптимальной на 20—40%.

Пескоцементную смесь, приготовленную в смеси­тельных установках, доставляют к месту строительстиа автомобилями-самосвалами и выгружают на щебеночным слой.

Расход пескоцементной смеси на 100 м2 основания с учетом поверхностного слоя толщиной 0,15 м приведен в табл. 1.

 

 

 

 

Пескоцементную смесь разравнивают автогрейдером за три-четыре прохода по одному следу при толщине слоя смеси 5 см. Затем пескоцементную смесь вдавливают в пу­стоты верхней части щебеночного слоя двумя-тремя про-ходами самоходного пневмоколесного катка типа ДУ-31А. К вдавливанию (пропитке) пескоцементной смеси при-ступают немедленно после ее распределения во избежание высыхания смеси. Вдавливание начинают проходами по краям основания с постепенным перемещением проходов к середине и перекрытием следов на 0,25—0,4 м.

Для пропитки щебеночного слоя пескоцементной сме-сью на глубину до 5 см используют пневмоколесный каток (дватри прохода по одному следу), до 7 см — профилиров-щик с вибробрусом, до 10 см — вибрационный каток (один-'два прохода по одному следу) и до 17 см — кулачковый каток (4- 15 проходов по одному следу).

Дл я достижения плотности основания не ниже 0,98 его уплотняют пневмоколесным катком за 12—16 проходов по одномуследу и доуплотняют самоходным легким гладковальцовым катком за три-пять проходов. В процессе укатки первые четыре-пять проходов пневмоколесного катка выполняют со скоростью 2—4 км/ч, при последующих проходах скорорость увеличивают до 8—10 км/ч. По окончании уплотнения за построенным основанием осуществляют уход так же, как и при методе перемешивания.

Продолжительность работ по вывозке и разравниванию пескоцементной смеси, вдавливанию смеси и уплотнению основания ограничено сроками схватывания цемента и не должно превышать 3 ч, а при температуре менее 10 °С — не более 5 ч после введения в смесь воды.

2.10.6. Общие сведения о технологии строительства мостовых

Усовершенствованными мостовыми называют покры­тия из штучных материалов (брусчатки, шашки, плит, бло­ков) геометрически правильной формы, укладываемых на основание вручную. В зависимости от исходного сырья, из которого изготовлены штучные материалы, мостовые раз­деляют на три группы: из горных пород (брусчатые и мозаи-ковые мостовые); из сырья, термически обработанного при высокой температуре (клинкерные мостовые); из цементо- и асфальтобетонных смесей (плиты и блоки).

Усовершенствованные мостовые из горных пород от­личаются большими сроками службы, способностью вы­держивать интенсивное и тяжелое движение. Мостовые брусчатые и из цементобетонных блоков устраивают на участках с неустойчивым земляным полотном: на болотах, на высоких насыпях, в местах прокладки подземных соору­жений, а также в случае ремонта подземных сооружений, на которых во время эксплуатации возможна длительная и не­равномерная осадка грунта. При таких осадках материал не разрушается и можно периодически восстанавливать попе­речный и продольный профили и ровность мостовой путем перекладки штучных материалов. Ввиду ручной укладки и сложной технологии изготовления штучные материалы в настоящее время практически не применяются.

Мостовые при значительной прочности и больших сро­ках службы обладают меньшей ровностью, чем асфальто- и цементобетонные (монолитные) покрытия. Однако мосто­вые из брусчатки твердых тонкозернистых горных пород (диабаз, базальт) шлифуются, становясь скользкими. У не достаточно прочных материалов на скалывание со временем наиболее слабые части — кромки стираются, окалываются и изнашиваются раньше средней части. Мостовая стано­вится неровной, поэтому ее используют как основание для асфальтобетонных и других монолитных покрытий.

Брусчатые мостовые

Брусчатка — колотые, с грубой отеской камни, изготов­ленные из горных пород или отлитые из огненно-жидких шлаков. Брусчатые мостовые устраивают на основаниях различных типов. Наибольшее применение получили мо­стовые на песчаном основании.

 


 

На такие основания укладывают только высокую брус­чатку. Для снижения транспортных расходов и стоимости брусчатки применяют каменные основания (щебеночные, шлаковые, гравийные, старые мостовые), на которых устраи­вают мостовые из средней брусчатки.

Чем прочнее основание, тем меньшей высоты может быть применена брусчатка. Для получения особенно проч ной мостовой ее устраивают на бетонных основаниях из низкой брусчатки.

При мощении мостовой на каменном или бетонном основании предварительно устраивают промежуточный слой (подушку) из песка слоем 3—4 см; на бетонном ос­новании вместо песка применяют песчано-цементную (1:10) сухую смесь или раствор распределяют слоем 2— 3 см. Такой слой необходим ввиду разницы по высоте брусчаток.

Мостят поперечными рядами и рядами под углом 45° к оси дороги (рис. 11,12). Косыми рядами укладывают для того, чтобы замедлить обулыживание брусчаток и сделать движение по мостовой более спокойным. Одна­ко такой способ мощения несколько сложнее и более трудоемок, так как требует притески крайних брусча­ток. В каждом ряду брусчатки должны быть пример­но одной ширины для образования правильных рядов. При укладке каждого последующего ряда соблюдают обязательную перевязку швов, чтобы не было совпадений швов в соседних рядах. Расстояние между ближайшими швами в соседних рядах должно быть не менее полови­ны длины брусчатки. Перевязка необходима, иначе при обулыживании вдоль брусчаток на мостовой образуются колеи.

В местах сопряжения с обочиной укладывают два или три продольных ряда брусчаток, которые укрепляют мо­стовую от расползания и подчеркивают кромку покрытия. Мощение начинают с подготовки основания, придавая ему нужный поперечный профиль. К подготовленному осно­ванию подвозят брусчатку и складывают ее штабелями на обочинах или на краю уже построенной мостовой, отбирают с помощью деревянной мерки бруски одинаковой ширины для укладки в один ряд. Для этого иногда брусчатку рас­кладывают по основанию, чтобы облегчить отбор брусков по ширине. Отобранную брусчатку укладывают правиль­ными рядами в один уровень и вплотную друг к другу с перевязкой швов.

 


После укладки участок мостовой уплотняют ручными механическими трамбовками или самоходными катками. Затем швы заполняют песком, песком с добавкой цемен-та. Больший эффект дает заполнение швов битумом или смесью битума с минеральным порошком. Цементным раствором, придающим наибольшую прочность мостовой, швызаполняют при устройстве мостовой на бетонном основании. Цементный раствор должен быть состава 1:2 жидкойконсистенции. Раствор разливают по мостовой и резиновыми гладилками сдвигают с брусчаток в швы. В жар-

кую погоду после заполнения швов цементным раствором

мостовуюзакрывают влажным песком или мешковиной, в течение 7—10 дней поливают водой. Движение открывают после набора прочности (через 10—14 дней). При примене­нии быстротвердеющих цементов этот срок может быть сокращен вдвое.

Мозаиковые мостовые

Для мозаиковой мостовой применяют шашку — куски камня, рубоколотые механическим путем, из горных по род по форме приближающейся к кубу (размеры сторон 7-11 см).

Благодаря меньшим размерам шашки по сравнению с брусчаткой, более легкой работе по мощению и примене­нию механической колки камня, а в соответствии с этим и меньшей стоимости, мозаиковые мостовые экономичнее брусчатых и получили более широкое применение.

Мозаиковые мостовые устраивают на каменном или бетонном основаниях, чтобы прочностью основания ком­пенсировать меньшую высоту шашки. Поверх основания,

так же как и при брусчатых мостовых, устраивают вырав­нивающий слой (подушку) из песка или песка в смеси с цементом. Мозаиковые мостовые по прочности и срокам службы не уступают брусчатым, имеют более ровную ше­роховатую поверхность. Мозаиковая шашка обулыживается в меньшей степени, чем брусчатка, так же шлифуется, если шашки изготовлены из тонкозернистых горных пород, но шероховатость ее больше благодаря большему количеству швов и меньшим размерам шашки. При механической колке мозаиковая шашка получает лицевую поверхность, только приближающуюся к прямоугольной, поэтму укладывать ее правильными рядами очень трудоемко и нецелесообразно. Мозаиковую шашку укладывают почти исключительно ду­гами, выпуклость которых направлена навстречу движению. Существует несколько способов мощения по дугам, из них более простой и распространенный — сопряжение двух смежных дуг одной общей шашкой. При этом все шашки, являющиеся пятовыми для каждых двух дуг, находятся на одной прямой, параллельной оси мостовой. Для соблюде­ния контура дуг при мощении пользуются шаблоном, а для определения мест пятовых шашек натягивают причалки, параллельные оси мостовой. Ширина ряда шашки в каждой дуге колеблется от размеров самой малой шашки в пятах дуги до самой крупной в ключе дуги. Кроме способа сопря­жения двух смежных дуг общей шашкой, применяют пере­вязку дуг путем прикрытия одной дугой конца другой или двумя, тремя, четырьмя рядами такого же числа смежных дуг. При таком способе получают перевязку швов в ключе или в каждом ряду, или через соответствующее число рядов. Преимущество мощения по дугам состоит в том, что в каж­дой дуге находят применение шашки всех размеров.

Для создания упора мостовой и укрепления ее кромок вдоль обочин так же, как и при брусчатых мостовых, укла­дывают два-три продольных ряда брусчатки или шашки, подобранной по наиболее правильной форме лицевой по­верхности и одинаковым размерам.

Способы строительства мозаиковых мостовых, уплот­нения и заполнения швов аналогичны способам, приме няемым для брусчатых мостовых. Учитывая большую про­тяженность швов, их заполняют битумом не из конусных леек, а разливом битума по поверхности мостовой и пере­мещением его в швы резиновыми гладилками.

 


 


 


 

Мозаиковые мостовые отличаются большой декоратив­ностью. При применении шашки из горных пород различ­ного цвета мостят площади в городах различными узорами, придавая им монументальность и архитектурное сочета­ние площади с окружающими ее зданиями. Мозаиковые мостовые являются прочными дорожными покрытиями, отличаются ровностью, большими сроками службы до капитального ремонта (50—60 лет) и значительно меньшей строительной стоимостью, чем брусчатые, и поэтому мень­шим сроком окупаемости. Старые мозаиковые мостовые, благодаря ровности и устойчивости, являются хорошими основаниями для слоев износа в виде поверхностной обра­ботки или асфальтобетона.

Клинкерные мостовые

Клинкер — это кирпич для мощения мостовых, полу­чаемый из специальных глин и глинистых сланцев путем обжига до полного спекания, но без плавления и образова­ния стекловидной поверхности.


Клинкер должен иметь длину 220 и ширину 110 мм, а по толщине двух сортов — 65 и 75 мм. Клинкер толщиной 65 мм предназначен для установки на ребро, а толщиной 75 мм — для укладки плашмя. Допускают отклонения от принятых размеров: по длине — 4—6, ширине — 3—4 и толщине — 2—3 мм.

Клинкер имеет примерно одинаковые размеры, поэтому выравнивающий слой необходим меньшей толщины, чем при каменных мостовых. Промежуточный слой устраивают из песка, песчано-цементной смеси (1—10 см), цементного раствора, иногда из холодной асфальтобетонной смеси.

Наиболее распространена укладка клинкера попереч­ными рядами, позволяющая развить наибольшую про­изводительность. Клинкер укладывают косыми рядами (большая елка), продольной или поперечной елкой. Не­зависимо от способа укладки в плане вдоль мостовой для се укрепления прокладывают два-три продольных ряда клинкера.

Асфальтобетонные плиты изготовляют из горячих ас­фальтобетонных смесей на вязких битумах путем прессо­вания и вибропрессования. Состав смесей подбирают так же, как и для асфальтобетонных покрытий. Размеры плит следующие: длина — до 250, ширина — до 120 и толщина — 50—80 мм.

Мостовые из асфальтобетонных плит устраивают на каменном и бетонном основаниях. На песчаное основание плиты укладывают только для устройства пешеходных и велосипедных дорожек. Для выравнивания основания укладывают тонкий слой песка или высевок, обработанных битумом, или разливают горячий битум. Асфальтобетонные плиты укладывают плашмя поперечными рядами к оси мо­стовой с перевязкой швов. Уложенные плиты прикатывают легкими самоходными катками, швы заполняют горячим битумом. Под движением швы между плитами постепенно закатываются.

Асфальтобетонные плиты применяют при небольших объемах работ, при работах, выполняемых зимой, а также для устройства покрытий в местах, где трудно применять самоходные катки, или для устройства дорожек сложного поперечного профиля. Для тротуаров и украшения площа­дей применяют цветные плиты, у которых нижняя часть из обычного асфальтобетона, а верхняя — из цветного.

Мостовые из цементобетонных плит

Цементобетонные плиты укладывают вручную для строительства покрытий и оснований, поэтому их приме­няют редко: только в местах для временного пропуска дви­жения или возможных просадок земляного полотна. Плиты небольших размеров в плане и по толщине применяют для строительства тротуаров и пешеходных дорожек. В плане-плиты имеют квадратную, прямоугольную и шестигранную форму толщиной 10—15 см.

Чтобы изготовить достаточно прочные плиты, при­меняют бетон марки не менее 300 с морозостойкостью не менее Мрз 100.

Квадратные и прямоугольные плиты бывают разно образных размеров со сторонами от 20 до 50 см, различной конфигурации торцовых стенок для создания лучшего со пряжения плит между собой.

Мостовые из цементобетонных плит устраивают на песчаном и каменном основаниях. На каменном основании укладывают песчаный или песчано-цементный (1:10) выравнивающий слой толщиной 2—3 см. Плиты укладывают с соблюдением перевязки швов, которые заполняют битум­ной мастикой или цементным раствором.

2.10.7. Особенности технологии производства

работ при отрицательных температурах

Строительство оснований из гравийного материала, щебня, металлургических шлаков, песка в зимнее время тре­бует дополнительных затрат по сравнению с устройством их к летний период. Строительство в зимнее время разрешают начинать по грунтовому основанию или песчаному слою, законченному до наступления отрицательных температур. При снегопадах и метелях работы производить нельзя.

Работы выполняют концентрированно, на небольших участках из расчета, чтобы конструктивный слой техноло-гически обрабатывали до замерзания материала. При тем-пературе воздуха от 0 до — 5 "С продолжительность работ по распределению, профилированию и уплотнению каменного материала влажностью до 3% не должна превышать 4ч, а при более низкой температуре — 2 ч. Уплотнение щебня в зим-нее время следует производить без увлажнения. До начала работ должны быть выполнено следующее: подготовлены дорожно-строительные и транспортные машины, подъ-

ездные пути; утеплены помещения, рабочие обеспечены

соответствующей спецодеждой.

Перед устройством основания из каменного материала грунтовое основание очищают от снега и льда на участкесменной захватки. Снег можно убирать тракторными или автомобильными снегоочистителями. Окончательную очистку снега выполняют щетками, которые монтируют на автомобильных снегоочистителях. В случае необходимости можно использовать шнекороторные снегоочистители,которые очищают снег толщиной до 1 м, отбрасывая его в сторону до 20—30 м.При образовании на грунтовом основании тонкой ледовой корки или смерзшегося снега их можно удалить россынью хлористых солей или розливом 10—30%-ного раствора этих солей с расходом 1—1,5 л/м2. Через 2—3 ч разрушенный снег или лед удаляют механическим способом (грейдером или механической щеткой), а оставшийся соляной рас­твор — вручную щетками или резиновыми скребками. Для удаления льда можно использовать тепловые машины, при большой толщине лед удаляют льдоскалывающими маши­нами.

Песок, вывозимый на место строительства для устрой­ства конструктивного слоя, должен быть талым. При стро­ительстве песчаного слоя работы ведут «от себя». Проезд автомобилей по незамерзшему песчаному слою запрещен. Песок разравнивают бульдозером, уплотняют самоходными пневмоколесными катками за 10—14 проходов по одному следу. Технологический процесс устройства песчаного слоя должен быть закончен до замерзай ия песка и не должен пре­вышать 1—2 ч при температуре воздуха от 0 до — 5 °С. По про­мерзшему песчаному слою разрешается проезд автомобилей и устройство следующего конструктивного слоя.

Гравийный материал для устройства основания це­лесообразно распределять самоходными укладчиками или распределителями. Уплотнение ведут легкими катка­ми с гладкими металлическими вальцами за три-четыре прохода по одному следу, а затем тяжелыми катками за 20—30 проходов по одному следу. Возможно уплотнение пневмоколесными или вибрационными катками.

Щебеночный материал для устройства основания до­ставляют автомобилями-самосвалами и укладывают само­ходным распределителем. При отсутствии распределителя ДС-54 распределение щебня можно производить автогрей­дером. Уплотнение щебеночного слоя производят мотор­ными катками с гладкими вальцами и пневмоколесными катками, более тяжелыми, чем в летний период, и без по­ливки водой.

Устройство основания из щебня в зимнее время закан­чивают на стадии первой расклинцовки. Все последующие работы выполняют в весенний период при положительных температурах воздуха. После полного просыхания грунто­вого основания и проверки плотности щебеночного слоя его дополнительно профилируют с досыпкой щебня в случае необходимости и окончательно расклинцовывают.

При производстве работ в зимний период необходимо осуществлять уход за основанием. Во время зимних от­тепелей, перед весенним оттаиванием основание следует очищать от снега, льда и обеспечивать отвод воды. Устрой­ство на щебеночном слое, построенном зимой следующе­го конструктивного слоя в ту же зиму, не рекомендуется. Движение по нерасклинцованному щебеночному слою не разрешается.

Шлаковый материал для строительства оснований при­меняют крупностью до 70 мм. Основания из шлаков строят без увлажнения, обычно в два слоя. Нижний слой устраива­ют на всю толщину, верхний — на 2/3 толщины, а '/3 толщи­ны верхнего слоя устраивают в теплое время с увлажнени­ем и россыпью шлаковой муки. Разрыв во времени между укладкой нижнего и верхнего слоев должен быть мини­мальным. Шлаковое основание уплотняют зимой сначала гусеничным трактором за четыре-пять проходов по одному следу, затем тяжелым катком. Движение автомобилей по уложенному слою в зимнее время разрешается.

Достраивать искусственное основание и исправлять дефекты разрешается после просыхания грунтового осно­вания и всех конструктивных слоев, проверив степень их уплотнения. Качество слоев оснований, построенных в зимнее время, должно быть таким же, как и при строитель­стве их летом.

2.10.8. Контроль качества работ

Контроль качества производства работ по строитель­ству оснований выполняется в соответствии со СНиП, заключается в систематическом наблюдении и проверке соответствия конструкции основания проекту, качества применяемых материалов, ширины и толщины, высотных отметок и поперечных уклонов, качества уплотнения, ров­ности.

Соответствие качества применяемых для строительства оснований песчаных, гравийных, щебеночных и шлако­вых материалов требованиям нормативных документов и проекту проверяют по паспортам поставляемых материа лов — один раз на партию материала, а также по данным лабораторных анализов — не менее одной пробы на 500 м3 укладываемых в основание материалов. Ширину основания (покрытия) контролируют мерной линейкой или лентой (один замер на каждые 200 м2 площади).

Толщину готового основания проверяют замерами из­мерительной линейкой в специально сделанных лунках (диаметром 5—15 см) в количестве не менее двух на каж­дые 400 м2 площади. Лунки следует делать по оси и в про­дольном направлении по поперечникам.

Высотные отметки контролируют нивелиром по приня­той проектом сетке нивелирования. Готовность поверхности основания и покрытия проверяют 3-метровой металличе­ской или передвижной многоопорной рейкой.

Качество уплотнения оснований контролируют:

— при устройстве песчаного основания — определе­
нием плотности (объемной массы скелета) песка не менее
чем в двух точках на каждые 1000 м2 площади основания,
коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,95;

— при песчано-гравийном основании — контрольными
проходами гладковальцового катка массой 8—10 т, при этом
после прохода катка на уплотненной поверхности основания
не должны оставаться следы глубже 0,5 см;

— при гравийном, щебеночном, шлаковом основа­
нии — контрольными проходами гладковальцового катка
массой 10—12 т, в процессе движения катка не должно
оставаться следа.

Контроль качества основания, уложенного зимой, сле­дует производить по мере выполнения работ, а приемку — после полного оттаивания основания, устранения обнару­женных деформаций и уплотнения.

Отклонение контролируемых параметров от проектных при устройстве щебеночного основания, обрабатываемого в верхней части пескоцементной смесью по способу пропитки и перемешивания, не должно превышать:

толщина слоя щебня /г, — 0,10/г,;

толщина слоя, обработанного пескоцементной смесью, h2 — 0,15/г2 для способа пропитки.

Влажность пескоцементной смеси контролируют один раз на 200 м3, расход смеси измеряют при каждом распре­делении.

По окончании строительства основания составляют акт приемки с указанием всех результатов контроля качества производства работ.

При строительстве оснований из песчаных, песчано-гравийных, щебеночных и шлаковых материалов необходи­мо соблюдать правила техники безопасности. К работе на машинах допускаются лица, достигшие 18 лет и прошедшие все виды инструктажа по технике безопасности. При вы­грузке и распределении каменных материалов или смесей запрещается находиться в кузове автомобиля-самосвала или в бункере распределителя. Подачу машин и катков задним ходом можно производить только по сигналу. При работе с пленкообразующими материалами запрещается курить, разжигать огонь ближе 50 м от зоны распределения и све­жеразлитого материала. Двигатель внутреннего сгорания распределителя пленкообразующих материалов должен иметь искрогаситель на выхлопной трубе глушителя. При распределении пленкообразующих материалов следует учитывать направление ветра и организовать работу так, чтобы рабочий находился с наветренной стороны от зоны распыления.

При совместной работе двух и более самоходных машин, идущих друг за другом, дистанция между ними должна быть не менее 10 м, а между моторными катками — не менее 5 м. Катки должны быть оборудованы устройством для смазки вальцов, находиться рядом с движущимся катком запрещает­ся. Рабочие, обслуживающие машины, должны быть обеспе­чены спецодеждой. При работе в зимнее время для обогрева, отдыха и приема пищи оборудуют отапливаемые помещения, размещенные вблизи места работ, но не далее 500 м.

Перевозить людей в холодное время необходимо только в утепленных машинах, оборудованных скамейками. Ис­пользование открытых машин запрещается. Отопление ка­бин должно быть рассчитано на поддержание температуры воздуха в кабине не ниже +15 С.

Транспортные средства к началу зимы укомплектовы вают приспособлениями для повышенной проходимости по снегу и льду. Зимние подъездные пути следует система тически очищать от снега, посыпать песком уклоны, места; пересечений.

При устройстве щебеночных, гравийных, шлаковых оснований, покрытий и мостовых следует контролиро­вать:

не реже одного раза в смену — влажность щебня и пе-скоцементной смеси по ГОСТ 8269—76 и ГОСТ 5180—84, а прочность пескоцемента — по ГОСТ 23558—79';

постоянно визуально — качество уплотнения, соблю­дение режима ухода.

Качество уплотнения щебеночных, гравийных и шла­ковых оснований и покрытий следует проверить путем контрольного прохода катка массой 10—13 т по всей длине контролируемого участка, после которого на основании (покрытии) не должно оставаться следа и возникать волны перед вальцом, а положенная под валец щебенка должна раздавливаться.

При устройстве мостовых плотность их посадки следует проверить по отсутствию подвижки и осадки камней (ша­шек) при проходе катка массой 10—13 т.























































Вопросы для самоконтроля

1. Чем обусловлены минимальные и максимальные зна­-
чения толщины щебеночных и гравийных слоев?

2. Из каких этапов складывается строительство щебеноч-­
ных слоев методом заклинки?

3. За сколько периодов осуществляется уплотнение ще-­
беночных слоев, сооружаемых методом заклинки?

4. Какие покрытия называют усовершенствованными
мостовыми?

5. Преимущества и недостатки усовершенствованных
мостовых.

6. По каким признакам определяют достаточность уплот­-
нения щебеночных и гравийных смесей?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 790.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...