Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
И покрытий из укрепленных грунтов
2.9.1. Содержание понятия «укрепленный грунт». Принципы конструирования дорожных одежд с использованием укрепленных грунтов Укрепление грунтов — одно из самых перспективных направлений в расширении строительства дорожных одежд с использованием местных материалов и повышении технико-эксплуатационных характеристик грунтов, используемых в основании. Грунт, укрепленный органическими вяжущими, — искусственная смесь, получаемая смешением на дороге или в смесительных установках грунтов с органическими вяжущими (жидкими битумами и битумными эмульсиями) и активными добавками и без них или с органическими вяжущими совместно сминеральными. В качестве органических вяжущих для приготовления укрепленных грунтов применяются битумы нефтяные дорожные жидкие по ГОСТ 11955, эмульсии битумные дорожные по ГОСТ 18659. Грунт, укрепленный неорганическими вяжущими, — искусственный материал, получаемый преимущественно смешением непосредственно на дороге (с использованием фрез) грунта с цементом или другим неорганическим вяжущим и водой и отвечающий в проектные и промежуточные сроки нормируемым показателям качества по прочности и морозостойкости. Для приготовления обработанных материалов и укрепленных грунтов следует применять следующие вяжущие материалы: I вид — портландцемент и шлакопортландцемент по II вид — молотые высокоактивные и активные шла — золу-унос с содержанием сернистых и сернокислых соединений. Принципы конструирования дорожных одежд с использованием грунтов и материалов, укрепленных органическими вяжущими, многолетний производственный опыт эксплуатации таких дорожных одежд позволяют рекомендовать основные схемы конструкций дорожных одежд (см. рис. 100).
2.9.2. Технология строительства оснований и покрытий из грунтов, укрепленных органическими вяжущими Перед обработкой органическими вяжущими связные грунты должны быть размельчены до такой степени, чтобы котчество глинисто-пылеватых комков крупнее 5мм не превышало 25% общей массы грунта. Обрабатывать грунт органическими вяжущими можно следующими способами: смешением на дороге с примене нием автогрейдеров, дорожных фрез, смесителей, в карьерах или на заводах с использованием установки ДС-50 или смесителя Д-370. При устройстве покрытия в два слоя верхний слой целесообразно устраивать из грунта, обработанного органическими вяжущими в карьере или на заводе. Смешение грунта с органическими вяжущими дорожными фрезами или автогрейдерами выполняют в следующей последовательности. На подготовленное земполотно (отсыпанное до проектных отметок, спланированное и уплотненное до требуемой плотности) завозят грунт, подлежащий обработке (обычно скреперами), который разравнивают на ширину примерно на 1м меньшую ширины покрытия или основания. Грунт размельчают дисковыми боронами или культиваторами (три-четыре прохода по одному следу) или дорожной фрезой ДС-18 для легких грунтов один-два прохода, для тяжелых — три-четыре по одному следу. Розлив вяжущего выполняют из автогудронаторов или цистерн, оборудованных распределителями. Розлив производят в несколько приемов. Первый розлив 4—6 л/м2, последний — не более 1,5—2,5л/м2. Общий расход битума: для крупнообломочных грунтов — 305%, супесей и легких суглинков — 5—8%, тяжелых суглинков — 8—11% и глинистых — 11—13% от массы обрабатываемого грунта. Битум должен быть обезвожен и нагрет. Чтобы битум не растекался, после каждого розлива выполняют предварительное перемешивание дисковой бороной (2—3 прохода по одному следу) или автогрейдером (8— 12 круговых проходов). Для окончательного перемешивания требуется 35—40 проходов автогрейдера по ширине полосы обработки. Автогрейдер собирает материал в вал, затем разравнивает его, повторяя это до окончательного перемешивания смеси. При использовании дорожной фрезы ДС-18 полная норма вяжущего вводится в грунт через распреде-лительную систему фрезы за один проход. Одновременно с введением вяжущего происходит его перемешивание. Затем окончательно грунт с вяжущим перемешивается за два-три прохода фрезы по одному следу. Если в процессе работы надвигается дождь, то смесь собирают в вал, а после дождя ее просушивают, разравнивают и перемешивают. На приготовленную смесь составляется акт на скрытые работы. Смесь уплотняют катками на пневмошинах (10—15 проходов по одному следу), а при их отсутствии — самоходными катками с гладкими вальцами сначала массой 5—6 т, а затем массой 10—12 т, если смесь сухая, то в процессе укатки ее поливают водой из расчета 0,6—0,8 л/м2. Переувлажненную смесь уплотнять нельзя, так как при уплотнении образуются волны, а после просыхания, мелкие трещины. По уплотненному верхнему слою покрытия в течение 10—15 дней в условиях сухой погоды открывают автомобильное движение с регулированием его по ширине покрытия. Замеченные дефекты покрытия устраняют. После этого устраивают поверхностную обработку. Наиболее эффективно использование комплекта машин ДС-100 и смесительной установки ДС-50. Машины обрабатывают слой грунта толщиной до 20 см в плотном теле. Грунтосмесительная машина за один проход измельчает грунт, дозирует вяжущее, перемешивает его с грунтом и предварительно уплотняет пневматическими колесами. Уплотнение обработанного грунта и уход за покрытием при применении грунтосмесительных машин выполняют так же, как при использовании фрез. При смешении грунта с вяжущим в карьерах или на ба-зах могут применяться смесительные установки типа ДС-50. Карьеры выбирают с супесчаными или легкосуглинистыми грунтами. Приготовленную смесь транспортируют на трассу и укладывают слоем требуемой толщины. Уплотнение смеси, уход за ней и устройство поверхностной обработки выпол-няют гак же, как при обработке грунта на дороге. Смесительные установки в карьерах могут быть ис-пользованы для предварительной заготовки грунта, обработанного битумом или дегтем, который можно хранить в штабелях около 3 месяцев до укладки его на дорогу. Для оценки построенного покрытия проверяют правильность поперечного профиля, ровность покрытия и его толщины, проверяют также свойства образцов (вырубок), взятых из покрытия. .9.3. Технология строительства оснований и покрытий из грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими При обработке грунтов цементами необходимо быстро перемешать размельченный грунт с вяжущим и водой и до начала схватывания цемента спланировать и уплотнить це-ментогрунт, организовать за ним надлежащий уход. Постройка дорожных одежд из цементогрунта при применении комплекта машин ДС-100 заключается в следующем. Земполотно возводят до проектных отметок, включая и цементогрунтовый слой. В пределах проезжей части на толщину обработки цементом грунт уплотняют несколько меньше (Ку=0,85—0,9, в нижележащих слоях—0,95—0,98). В самоходной машине имеются следующие рабочие органы: два фрезерных ротора для разрыхления и размельчения грунта и два ротора мешалки для перемешивания грунта с цементом и водой. Перед первым ротором расположен бункер для цемента, в нижней части которого находится дозатор, а также размещена труба с соплами для равномерного распределения воды (или битума). Машина за один проход разрыхляет и размельчает грунт, перемешивает его с водой и цементом. батываемой полосы 2,4 м. Построенный цементогрунтовый слой планируют автогрейдером и уплотняют самоходным или прицепным катком на пневмошинах. Масса катков — 15—30 т, число проходов по одному следу — 15—20. Уход за уложенным слоем заключается в том, чтобы предохранить его от высыхания. Для этого немедленно после уплотнения разливают битумную эмульсию или лак этиноль из расчета 0,8—1,2 л/м2, в результате образуется тонкая пленка, которая предохраняет испарение воды из цементогрунта. При отсутствии пленкообразующих веществ рассыпают песок слоем 4—5см, систематически увлажняя его, на что требуется большое количество воды. Уход продолжается не менее 8—15 дней. Передвижная грунтосмесительная установка ДС-50 производительностью 100 т/ч имеет четыре дозатора — два для сыпучих материалов (цемента и грунта) и два для жидких (воды, битумных эмульсий, различных жидких добавок). В демонтируемом виде смесительная установка перевозится на трейлерах. Дальность возки цементогрунта обычно 2—5 км. Удорожание работ, связанное с транспортированием смеси, компенсируется повышением ее качества. Прочность укрепленного грунта на 20—25% выше по сравнению с прочностью, достигаемой при смешении на дороге. 2.9.4. Грунты, улучшенные местными материалами Для укрепления грунтов применяют щебень из известняка, доломита, мергеля, песчаника, ракушечника, из отходов промышленности и гравий. Технология строительства покрытий из грунтов, улучшенных скелетными добавками, может несколько отличаться в зависимости от типа поперечного профиля. При серповидном профиле операции выполняют в такой последовательности: профилирование полотна на всю ширину с созданием уклона 10—20%о, как правило, выполняют автогрейдером или прицепным грейдером за три-четыре прохода; рыхление грунта на необходимую глубину выполняют рыхлителем или бороной, несвязные грунты рыхления не требуют; вывозка добавляемого материала и его разгрузка на обочине или по оси дороги; распределение добавляемого материала по ширине покрытия автогрейдером; перемешивание добавок с грунтом земляного полотна вначале за три-четыре прохода бороной, затем автогрейдером, последовательно собирающим грунты в валики и разравнивающим их; выравнивание поверхности улучшенного покрытия автогрейдером; уплотнение покрытия, 3—4 прохода катка по одному следу или посредством систематического регулирования движения в течение двух-трех недель после завершения строительства. При корытном и полукорытном профилях вывозке скелетного материала предшествует устройство корыта. Вынутый грунт размещают на обочине. В зависимости от глубины корыта и типа автогрейдера требуется 8—15 проходов. Дальнейшие операции выполняют в такой же последовательности, как и при устройстве серповидного профиля. Связные грунты можно улучшить посредством постепенной россыпи добавок. В этом случае необходимы следующие операции: профилирование полотна автогрейдером на всю ширину с приданием уклона 20—30%е за три-четыре прохода по одному следу; уплотнение грунта катками и регулированием движения транспортных средств; вывозка скелетных добавок и разгрузка их по оси дороги; распределение добавок по всей ширине или по ширине проезжей части автомобильной дороги слое^З—8 см, грунт при этом должен быть предварительно увлажнен; уплотнение катками или регулированием движения транспорта. После окончания работ проверяют: качество улучшающих материалов, соответствие их количества и зернового состава требованиям проекта и технических условий (качество устанавливают детальным осмотром выполненных работ, данных приемки скрытых работ и лабораторных проверок); соответствие продольного профиля проектному — контрольным нивелированием не менее чем на 10% протяжения принимаемого участка (поверхность должна быть ровной, без впадин, бугров и т. д.), поперечный профиль — шаблоном или рейкой с уровнем не менее чем в пяти поперечниках на каждом километре; толщину грунтового улучшенного покрытия серповидного профиля — путем пробивки пяти лунок на поперечнике. На каждом километре промеры производят не менее чем в двух поперечниках с одновременным определением состава, монолитности коры и степени уплотнения, с взятием одного контрольного образца на каждом километре для проверки в лаборатории зернового состава смеси; ширину покрытия и ровность его поверхности не менее чем на трех поперечниках на каждом километре (на участках менее 1 км через каждые 100 м) проверяют с применением трехметровой рейхи с клином или передвижной многоопорной рейки. Вопросы для самоконтроля 1. Какие свойства грунтов улучшаются при их укреплении 2. Какие грунты не пригодны для укрепления вяжущими? 3. Перечислите марки органических вяжущих, применяе 4. Какие неорганические вяжущие применяются для 5. Из каких технологических операций складывается 6. Из каких технологических операций складывается про 7. Технология строительства покрытий из грунтов, улуч 8. Перечислите показатели, которые следует определить
Строительство щебеночных |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 409. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |