Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основы организации и технологии дорожного строительства




Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение автодорог в историческом развитии
человеческой цивилизации и России как государства?

2. Причины разрушения дорожной конструкции.

3. Что должен уметь студент и знать техник-строитель
автомобильных дорог?

4. Основные элементы автомобильной дороги.

5. Как автомобильная дорога влияет на окружающую
среду?

 

 




Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ

СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Основы организации и технологии дорожного строительства

1.1.1. Содержание задач организации и технологии строительства

Строительство каждого объекта допускается осущест­влять только на основе предварительно разработанных решений по организации строительства и технологии про­изводства работ, которые должны быть приняты в про­екте организации строительства и проектах производства работ. Организация строительства должна обеспечивать целенаправленность всех организационных, технических и технологических решений надостижение конечного резуль­тата — ввода в действие объекта с необходимым качеством и в установленные сроки.

Строительство автомобильной дороги состоит из целого комплекса строительно-монтажных работ, который вклю­чает: подготовительные сооружение земляного полотна, устройство дорожной одежды, постройку искусственных сооружений, устройство транспортных развязок, построй­ку защитных и ограждающих устройств, обстановку пути, тротуаров, автобусных остановок и других сооружений.

Организация строительства — это разработка и осу­ществление комплекса мероприятий планирования, управ­ления и производства работ, определяющих численность и расстановку всех необходимых трудовых и материально-технических ресурсов, их взаимодействие, порядок исполь­зования, и перемещения в процессе строительства.

Технология строительства — это раздел науки о меха­нических, химических, иных способах и процессах обра­ботки материалов и изделий, в результате которых созда­ются отдельные элементы строящегося объекта и объекта в целом.

Обобщая, можно сказать, что технология работ включа­ет в себя решение задач: как и чем выполнять тот или иной технологический процесс. Организация работ включает решение задач: когда и кому выполнять данный техноло­гический процесс.

Выбор средств механизации для производства различ­ных видов работ при строительстве автомобильных дорог следует производить на основе технико-экономического -сравнения различных вариантов схем комплексной ме­ханизации этих работ. Для производства работ в зимнее время в первой дорожно-климатической зоне следует ис­пользовать, как правило, средства механизации в северном исполнении.

Для распределения материалов при устройстве слоев оснований и покрытий, особенно на дорогах I и II катего­рий, следует преимущественно использовать самоходные распределители, оборудованные автоматическими следя­щими системами обеспечения направления движения и соблюдении вертикальных отметок.

1.1.2. Классификация строительных работ

Классификация строительных работ подразделя­ется на заготовительные, транспортные и строительно-монтажные.

Заготовительными называются работы по заготовке для нужд строительства дорожно-строительных материалов (песка, щебня, гравия), полуфабрикатов (асфальтобетонных или цементобетонных смесей, битума), деталей и изделий (элементов железобетонных мостов, труб, ограждений). За­готовительные работы выполняются как силами и средства­ми дорожных организаций, так и другими предприятиями. Обычно приготовление асфальтобетонных и цементобетон­ных смесей, мелких железобетонных изделий (АБЗ, рас творный узел) дорожные организации выполняют своими силами. Щебень, гравий, крупные железобетонные элемен­ты покупаются у других организаций — в карьерах, на за­водах ЖБИ. В первом случае работа всех производственных предприятий входит в общую организацию строительства дороги. Во втором случае материалы и изделия получают по договорам, осуществляют их разгрузку и хранение, а если необходимо, то и дополнительную переработку (например, гравий — на щебень).

Транспортными называют работы по доставке дорож­но-строительных материалов, полуфабрикатов и готовых изделий от мест их заготовки или изготовления к местам пользования. В транспортные работы входит: доставка мате­риалов из карьеров на трассу; из карьеров на АБЗ, ЦБЗ или базы ЖБК; доставка полуфабрикатов и изделий с заводов и баз на дорогу. Строительство а/д связано с массовой перевоз­кой строительных материалов, полуфабрикатов и изделий. В среднем на одном объекте по строительству автомо­бильных дорог протяженностью 30—40 км в год требуется выполнить несколько миллионов тонно/км по перевозке грузов. Стоимость транспортных расходов составляет около 40% общей стоимости строительства. Организации работы транспорта в дорожном строительстве уделяется перво­степенное внимание. Транспорт, обслуживающий строи­тельство автомобильных дорог, разделяют на внешний и внутренний. Внешний обеспечивает доставку материалов и изделий из пунктов снабжения, расположенных на значи­тельном расстоянии от строящейся дороги. Внутренний обе­спечивает перевозку строительных грузов внутри строитель­ства, работает по графикам и планам дорожно-строительной организации. Дорожные организации, как правило имеют собственные автоколонны, но также используется и арен­дованный транспорт. Большая часть транспортных работ на дорожном строительстве характеризуется непрерывно меняющейся дальностью возки.

Строительно-монтажные работы — это работы, вы­полняемые непосредственно на объекте по строитель ству и монтажу сооружений, предусмотренных проектом. При строительстве автомобильных дорог к строительно-монтажным относятся работы по устройству земляного полотна, постройке искусственных сооружений, дорожной одежды, линейных зданий, временных сооружений и т.д. При использовании на строительстве сооружений заранее заготовленных деталей и конструкций строительные работы превращаются в монтажные.

Необходима согласованная работа всех участников строительства объекта по приведенной выше классифика­ции с координацией их деятельности генеральным подряд­чиком, решения которого по вопросам, связанным с выпол­нением утвержденных планов и графиков работ, являются обязательными для всех участников. Комплектная поставка материальных ресурсов из расчета на сооружение или уча­сток в сроки, предусмотренные календарными планами играфиками работ, предполагает тесное взаимодействие за­готовителей и транспортников. Выполнение строительных и монтажных работ с соблюдением технологической по­следовательности предусматривает тесное взаимодействие транспортников и строителей.

Тем более при сооружении линейных объектов, ка­ковым является дорога, расположенных на значительном расстоянии от мест постоянной дислокации строительных организаций, а также при необходимости концентрации сил для выполнения отдельных видов работ специализиро­ванными организациями на важнейших стройках работы надлежит вести преимущественно мобильными строитель­ными формированиями, оснащенными соответственно профилю работ средствами транспорта и передвижными (мобильными) механизированными установками и устрой­ствами энергетического обеспечения.

Решения по применению материалов и конструкций, средств механизации строительно-монтажных работ; по­рядку обеспечения строительства энергетическими ресур­сами принимаются генеральной подрядной и субподрядной организациями.

1.1.3. Сезонность строительства автодороги

и пути ее уменьшения. Понятие зимнего периода строительства и его особенности

Главной характерной особенностью строительства ав­тодорог является сезонность, которая затрудняет организа­цию эффективного равномерного строительного процесса. Для уменьшения отрицательных последствий сезонности в строительстве применяют задел — полезный объем до­рожных работ по опережению одних видов работ перед другими для нормального их ведения, а также для обеспе­чения фронта работ на осенне-зимний и весенний период следующего сезона.

Зимним периодом строительства считается промежуток времени, в течение которого невозможно проведение работ по той же технологии, что и летом, т.е. это необязательно переход через О °С, а зависит от вида работ и применяемых материалов.

По техническим признакам и экономичности выпол­нения в зимнее время дорожно-строительные работы раз­деляют на 3 группы:

1. Рубка леса, снос и перенос строений и линий связи,
строительство деревянных временных зданий, выполнение
земляных работ в сухих песчаных и гравелистых грунтах,
выторфовывание болот, устройство труб на заболоченных
и водонасыщенных грунтах.

2. Строительство линейных зданий, постройка искус­
ственных сооружений и дорожных покрытий из сборного
железобетона, устройство гравийных и щебеночных осно­
ваний.

3. С дополнительными затратами: разработка мерзлых
связных грунтов, строительство монолитных железобе­
тонных искусственных сооружений и покрытий (обогрев,
химические добавки).

Продолжительность «зимнего» и «летнего» периодов для различных областей нашей страны определена много­летними наблюдениями, отражена в справочниках.

1.1.4. Сосредоточенные и линейные работы

СМР в зависимости от их объема и равномерности рас­пределения по длине дороги разделяют на сосредоточенные и линейные.

Сосредоточенные работы характеризуются большими объемами и прерывистостью по длине дороги. К ним от­носятся устройство глубоких выемок, возведение высоких насыпей, строительство средних и больших мостов, пере­сечений в разных уровнях.

Клинейным работам относятся: сооружение земляного' полотна при небольшой высоте насыпей и небольшой глуби­не выемок, постройка железобетонных труб и малыхмостов, постройка оснований, покрытий, устройство ограждений, установка дорожных знаков. Объемы линейных работ на каждом километре примерно одинаковы с небольшими от­клонениями от средних значений.

1.1.5. Понятие поточного метода производства работ

При поточном методе дорожно-строительных работ, выполняемых механизированными подразделениями, специализированными по видам работ, подразделения движутся друг за другом в технологической последователь­ности, выполняя только свой, строго определенный пере­чень работ. Применять его следует как на строительстве всей дороги, так и на отдельных ее участках или при вы­полнении отдельных видов дорожно-строительных работ. После прохода последнего подразделения дорога готова к сдаче в эксплуатацию. В равные промежутки времени (в сутки или в смену) заканчивается строительство равных по длине участков дороги, наращивание готовой дороги происходит непрерывно в одном направлении. При поточ­ном методе по сравнению с другими методами лучше ис­пользуются дорожно-строительные машины, облегчается контроль и руководство работами, повышается качество работ и производительность труда, сокращаются сроки обо­рачиваемости оборотных средств и объем незавершенного производства.

1.1.6. Методы управления строительством

Существуют различные методы управления строитель­ством. Рассмотрим некоторые из них.

1. Оперативное руководство ходом всех строительных
процессов осуществляют начальник и главный инженер
дорожно-строительной организации через аппарат произ­
водственного отдела. Главными задачами оперативного ру­
ководства являются обеспечение выполнения проекта про­
изводства работ, достижение показателей уровня организа­
ции работ выше, чем предусмотрено в проекте производства
работ (ППР). На объектах работ оперативное руководство
осуществляется на основании анализа отчетных данных за
день, неделю, декаду, месяц. В производственных условиях
ритмичность и согласованность отдельных звеньев нередко
нарушаются из-за дождливой погоды, плохого состояния
подъездных путей, остановок отдельных машин и меха­
низмов, перебоев в поставках материалов, необходимости
выполнения работ, не учтенных в проектах. Информация
о перебоях бывает недостаточно своевременной, поэтому
устранение недостатков происходит с опозданием, имеются
длительные простои машин и механизмов, диспропорция в
работе отдельных звеньев.

2. Управление строительным производством осущест­
вляется значительно лучше с помощью диспетчерского
управления. Это централизованное управление строитель­
ством, осуществляемое непрерывно в течение всего рабо­
чего времени из одного пункта, связанного современными
средствами связи со всеми местами производства работ и
получающего непрерывную информацию о ходе производ­
ственного процесса. Затраты на организацию диспетчер­
ской службы и оснащение ее необходимыми техническими
средствами многократно окупаются снижением производ­
ственных затрат благодаря своевременному регулированию
строительного процесса.

В связи с резким ростом объемов работ по проекти­
рованию и строительству автомобильных дорог в начале
1980-х гг. были разработаны отраслевые автоматизирован­
ные системы управления (ОАСУ).Эти системы обеспечивают оперативное управление, бухгалтерский учет и анализ финансовой и хозяйственной деятельности, планирование и учет руководящих кадров, технико-экономическое пла­нирование, анализ работы дорожно-строительной техни­ки и материально-технического снабжения. Эти системы, основанные на широком применении экономических и математических методов, а в настоящее время компьютер­ных программ, позволяют находить оптимальные реше­ния управленческих задач, обеспечивают наиболее полное использование имеющихся ресурсов для улучшения сети автодорог.











































Вопросы для самоконтроля

1. Каково принципиальное отличие содержания задач
организации строительства от задач технологии строитель­
ства?

2. Каково взаимное влияние заготовительных, транспорт­
ных и строительно-монтажных работ?

3. По каким признакам дорожно-строительные работы
относятся к линейным и сосредоточенным?

4. Чем обусловлена сезонность дорожного строитель­
ства?

5. В чем сущность поточного метода дорожно-строи-
тельных работ?

6. Какие известные методы управления строительством
существуют?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 1202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...