Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Охарактеризовать виды и структуру розничной торговой сети. Факторы и принципы размещения торговой сети в городах
Розничная торговля в виде торговой сети является важнейшей составной частью материально-технической базы торговли, т.к. составляет более 70% стоимости основных фондов отрасли. От уровня организации и развития розничной торговой сети зависит качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых предприятий. Розничная торговая сеть определяется как совокупность предприятий розничной торговли, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением. Таким образом, можно говорить о розничной торговой сети района, города, области, страны в целом, а также торговой сети конкретной фирмы, организации, системы и т.д. Например, розничная торговая сеть системы здравоохранения, фирменная торговая сеть производственного предприятия и пр. Необходимость организации торгового обслуживания в разнообразных условиях определяет функционирование разных видов торговой сети. Виды розничной торговой сети: 1)Стационарная: магазины, магазины-склады, павильоны с входом внутрь. 2)Нестационарная: палатки, киоски, ларьки, павильоны без входа внутрь. 3)Передвижная: лотки, разноски, автомагазины, вагоны-лавки, судолавки. 4)Посылочная: доставка товаров по заказам, почтово-посылочная. 5)Комиссионная. 6)Сезонная. На рациональное развитие розничной торговой сети ее построение и размещение большое влияние оказывает типизация предприятий розничной торговли, которая является одной из форм стандартизации торговых предприятии. Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов. Это позволяет устранить излишнее многообразие типов и способствует рациональному управлению розничной торговой сетью. Типизация магазинов позволяет: -совершенствовать руководство и управление ими; -применять нормативное планирование; -автоматизированно управлять процессами товароснабжения; -осуществлять учет, отчетность и контроль за их деятельностью. При определении типов магазинов произведена их классификация с использованием различных признаков, таких как специализация, размер торговой площади, методы продажи и другие. Классификация предприятий розничной торговли: 1)Универсальные магазины: Гипермаркет, Универмаг, Магазин-склад, Универсам, Супермаркет, Гастроном; 2)Специализированные продовольственные магазины: Магазины «Хлеб», «Рыба», «Мясо» и т.п.; 3)Специализированные непродовольственные магазины: Магазины «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Цветы» и т.п.; 4)Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом товаров: Магазин товаров повседневного спроса, Минимаркет; 5)Неспециализированные магазины с комбинированным ассортиментом товаров: Торговый дом, Товары для дома, для детей, для женщин, для мужчин и т.п. 6)Прочие неспециализированные магазины: Продукты, Промтовары, Комиссионный магазин, Магазин «Секондхенд», Магазин-салон и т.п. Существует перечень основных признаков, характеризующих тип предприятия розничной торговли (по ГОСТ от 2009г. «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли): торговая площадь, ассортимент товаров, формы торгового обслуживания. Например: Тип - Магазин «Промтовары», признаки: торговая площадь от 18м2; реализуют непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых: трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия; обслуживание через прилавок; Тип – Универсам (супермаркет), признаки: площадь торгового зала от 400м2; универсальный ассортимент продовольственных товаров, широкий ассортимент непродовольственных товаров частого спроса; преимущественно самообслуживание; оказание дополнительных услуг; Тип – Гипермаркет, признаки: торговая площадь от 5000м2, универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров; преимущественно самообслуживание; оказание дополнительных услуг. В специализированных магазинах более 50% торговой площади должна занимать торговля товарами, соответствующими их специализации. Существует также перечень требований к оформлению вывесок (световых или с подсветкой), рекламных материалов (фирменных буклетов, упаковочных материалов), внешнего вида обслуживающего персонала (форменная одежда с эмблемой предприятия). Для каждого вида и типа магазина рекомендуется определенный перечень оказываемых услуг. Эффективное функционирование розничной торговой сети во многом зависит от рационального размещения магазинов на территории города. При их размещении в городах рекомендуют учитывать ряд факторов: -градостроительные:величина города, планировка (компактная, расчлененная и др.),функциональное зонирование его территории (промышленная, транспортная и др.), плотность населения, размещение административных, культурных центров, спортивных комплексов, мест приложения труда; -транспортные:направление и интенсивность основных потоков движения, развитие средств общественного и индивидуального транспорта, размещение остановок; -социальные;необходимость снижения совокупных затрат времени на посещение магазинов, достижения высокого уровня обслуживания; -экономические;обеспечение эффективности использования инвестиций, развитие торговой сети м обеспечение оптимального уровня доходности магазинов. Размещение каждого конкретного магазина в населенном пункте должно рассматриваться комплексно с учетом приведенных факторов. Вопросы размещения каждого конкретного магазина нельзя решать в отрыве от всей структуры торговой сети. Они должны рассматриваться комплексно, с учетом различного назначения каждого магазина, его взаимосвязи с другими и роли в общей системе торгового обслуживания. Система размещения розничной торговой сети в городах предполагает использование следующих общих принципов: -равномерное размещение магазинов – это их расположение равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Это применимо, прежде всего, к магазинам по продаже товаров повседневного и частого спроса; -групповое размещение магазинов – вытекает из необходимости территориального сближения магазинов различного товарного профиля. Их объединяют комплексность спроса и взаимозаменяемость товаров, что позволяет покупателям сократить затраты времени на приобретение товаров; -ступенчатое размещение магазинов – основано на особенностях формирования ассортимента товаров в магазинах, предусматривающих концентрацию широкого ассортимента товаров или только товаров периодического и редкого спроса в магазинах общегородского значения и максимальное приближение товаров частого и повседневного спроса к месту жительства покупателей. Самый простой метод оценки торгового района состоит в сегментации некоторой территориальной единицы (города, административного округа) по типам торговых районов. В этом случае весь рынок территориальной единицы разбивается на более мелкие торговые зоны по видам уже существующей застройки. Принято выделять следующиеосновные типы торговых районов: деловая часть города; дополнительная торговая зона; ряд специализированных магазинов; жилой район; торговый центр. Деловая часть города – это район, где сконцентрированы универсальные магазины и где пересекаются артерии городского общественного транспорта. Как правило, из-за дорогостоящей парковки, высоких ставок арендной платы и удаленности от жилых кварталов магазины, расположенные в этой части города, предлагают дорогую продукцию, которую могут себе позволить только обеспеченные слои населения. Дополнительная торговая зона. В крупных городских районах, кроме делового центра, существует множество второстепенных торговых районов, где магазины располагаются без какого-либо единого плана. Ряд специализированных магазинов, например таких, как магазины модной одежды, часто концентрируются на одной улице или «в одном ряду» с продовольственными магазинами, аптеками, предприятиями бытового обслуживания. Жилой район. В жилых районах обычно размещаются дежурные магазины и предприятия бытового обслуживания. Торговый центр – это группа взаимосвязанных розничных магазинов, имеющих единое руководство, спроектированных и построенных как единое целое, полностью укомплектованных торговым оборудованием и располагающих соответствующей масштабу торгового центра бесплатной автостоянкой. Деление рынка по типам торговых районов позволяет рассмотреть перспективы торгового предприятия в свете специализации и помогает составить приблизительное представление о ситуации, складывающейся на конкретном рынке. Каждое место расположения магазина имеет свои преимущества и недостатки. Выбор какого-то одного из них связан с рядом компромиссов, в основном между ценой и ценностью рассматриваемого объекта для конкретного торговца. Правильное размещение торговой сети должно обеспечить: -оптимальное соотношение различных видов розничной торговой сети, позволяющих использовать магазинные и внемагазинные формы продажи товаров; -рациональное использование торговых площадей за счет внедрения оптимальной номенклатуры типов различных торговых объектов; -рационализацию товарного ассортимента за счет организации крупных торговых объектов; -рационализацию торговых процессов за счет внедрения современных форм торгового обслуживания, а также оказания дополнительных торговых услуг населению.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 433. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |