Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Друга и взаимодействуют друг с другом.




122

123

Глава XII

ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ.

Экспликация

Чтобы было ясно, что надо понимать под разработкой, приведу

Пример режиссерской экспликации спектакля Театра Ш.Руставели

«Юлий Цезарь».* Коротко о замысле спектакля и его решении.

О чем этот спектакль? В основу замысла положены слова

М.Монтеня («Об искусстве жить достойно»**): «Всякий, кто хочет

Устранить только то, что причиняет ему страдание, недостаточно

Дальновиден, ибо благо не обязательно идет следом за злом; за ним

Может последовать и новое зло, и притом еще худшее, как это случилось

С убийцами Цезаря, которые ввергли республику в столь великие

Бедствия, что им пришлось раскаиваться в своем вмешательстве в

Государственные дела. С того времени и вплоть до нашего века со

Многими произошло то же самое».

Это о том, как кучка политиканов, увлеченная личными интересами и

Стремлениями, использовав недовольство произволом и культом

Цезаря, ввергла народ в пучину кровавой междоусобицы и

Убийств. И никто не думал ни о родине, ни о благе народа, ни о

Процветании страны — все думали только о себе. Хотя были убеждены,

Что совершают общественно-полезное дело. Все, кроме донкихота

Брута.

Каким должен быть спектакль?

Словами Шекспира, но от себя о сегодняшнем дне — вот принцип

спектакля! У входа в театр «Глобус» — надпись: «Весь мир играет

Комедию». Деревянный помост-площадка для сценической игры, а

Вокруг — люди. Обыкновенные люди, как и все мы. Перед ними и при их

Участии разыгрывают трагедию о Юлии Цезаре.

Я помню, что много лет тому назад, когда театр был еще любим, во

Время спектаклей возле кулис собирались рабочие сцены и с

Большим вниманием наблюдали за происходящим на сцене. Эти

Простые, преданные театру люди пре красно знали все

Полюбившиеся им спектакли. Могли произнести наизусть лю-

* Спектакль поставлен М.Т. в 1973 году (художники М.Чавчавадзе и Г.Месхишвили). Это

Единственный спектакль, поставленный режиссером после того, как он в 1971 году

Покинул Театр имени Ш.Руставели.

** Выделено М.Т.

124

Бую реплику и даже прочесть любимый монолог. Они были первыми

Ценителями игры актеров, по ним проверяли, будет или не будет на этот

Спектакль ходить зритель.

Я вспомнил о них и подумал: а нельзя ли устроить такое

Представление, где рабочие сцены, готовящие спектакль, а затем

Наблюдающие за ним, увлекаясь событиями, которые происходят в

Спектакле, незаметно бы сами вошли в действие и приняли в нем

Участие, как римский плебс. А когда кончится спектакль, они придут в

Себя и поймут, что, в общем, были лишними во всей этой истории.

Развитие линии плебса в спектакле. В каждой сцене по-разному

Должна быть показана судьба народная.

Театр, помост, подготовка к представлению. Сегодня здесь

Актеры разыгрывают трагедию, а пока рабочие сцены, костюмеры,

Реквизиторы готовят все необходимое для сцены. Уборщица метет пол,

Две женщины зашивают разорвавшийся на прошлом спектакле занавес.

Осветители расставляют на рампе «керосиновые фонари», как это было

В старинном театре. Откуда-то несут копья и щиты, с потолка спускают

Большие барабаны, с помощью которых в театре изображают гром и

Дождь. Это будут творить прямо здесь же, на глазах у публики.

Вкатывают деревянные арки. Конечно, это не римские триумфальные

Гиганты, но ведь и театр — это не совсем жизнь, а всего лишь модель

Жизни. Ее создают для раздумий, для того, чтобы посмотреть на

Проблему со стороны. Но пока спектакль только готовится, и все это

Напоминает разворошенный муравейник.

Кто-то из рабочих поет о том, что каждый вечер в театре оживает

Воображаемая жизнь, и у каждого артиста, так же, как в жизни у людей,

Есть свои роли. Эти роли люди играют до самой смерти, стараясь понять

их смысл. Жизнь — лицедейство! Но она прекрасна и ни с чем не

Сравнима.

Вползает откуда-то суфлерша, в шапочке с козырьком, в громадных

Очках. Вынимает экземпляр пьесы, старый-старый, листы еле

держатся.* Видимо, эту пьесу играли много-много раз. И, наконец,

Появляется помощник режиссера, звонит в колокольчик, предупреждая

Всех, что спектакль начинается.

На пустом помосте появляется Пролог, человек в черной мантии и

Зеленом колпаке. Такие «прологи» существовали в елизаветинском

Театре. В руках у него плакат-афиша: «Сегодня будет показана

Правдивая и старинная история о Юлии Цезаре, написанная

Знаменитым Шекспиром». Выбежала девушка и вынесла надпись —

«Улица в Риме».

Площадка. Вокруг натянуты веревки. По одну сторону —

Блюстители порядка, по другую — народ, люди. Много людей, рабочие,

Ремесленники, римский плебс. Их согнали сюда и заставили ждать. Если

Они начнут высказывать недовольство, на них прикрикнут или

Пообещают посадить в кутузку. Это первое их положение.

Положение второе — толпа ликующая. Словно кровавый

Дождь каплет на площадь, как предвестник трагедии народной. Это

Бросают красные цветы из толпы людей. Народ вопит: «Слава, слава,

слава Цезарю!».

Дождь, но уже театральный. Видно, как его делают рабочие сцены.

Толпа бежит со стадиона. Кто-то ругается, кто-то волнуется о детях, кто-

То шутит и визжит от удовольствия, кого-то несут на спине. Бежит под

Проливным дождем беззаботная городская толпа, которая ничего не

ведает, ничего не подозревает. Цезарь жив, значит, все в порядке!

Вечером, после дневных трудов уставшие люди устраиваются на

Покой. Кто-то баюкает ребенка, кто-то уже видит страшный сон и тихо

Стонет, целуются в объятиях друг друга муж и жена. Народ заснувший.

* Любопытно, что подобный персонаж затем появится в спектакле М.Т. «Дон Жуан»

Мольера, поставленном в Театре киноактера.

125

А в это время, несмотря на ночь, в темноте сада — Брут, политиканы

Плетут сети заговора против покоя и крепкого сна людей.

Кто-то сказал, что в верхах не все в порядке. Откуда-то просочились

Слухи. Заволновались люди. Побросали дела, пошли на площадь, к

Помосту, чтобы хоть что-нибудь узнать. Настороженно ждут. Пока жив

Цезарь, может быть, надо подать прошение, потом будет поздно. Кто его

Знает, что еще будет.

И вот бросились они к Цезарю, с надеждой протягивают сотни

Прошений, подписанных и анонимных, Спешат, волнуются. Но эти

Прошения до него не доходят. Их тут же сбрасывают в Тибр, как сор, —

Сотни свидетельств о нуждах людей.

Народ ждет. Что-то будет. Ожидающая толпа. Только однажды все

Разом вскрикнули — это когда Каска, подлец, нанес удар. Съежилась

Толпа, онемела, поняла, что мир кончился.

Выбежали на форум заговорщики с окровавленными мечами.

Шарахнулась от них толпа. Бросились в разные стороны. В панике

Толкают, топчут друг друга, валят на землю, дети плачут, ищут матерей,

Обезумевший отец зовет сына, все бегут, не оглядываясь, спасаясь от

Побоища. Это седьмое положение толпы.

Выползли из своих переулков. Стоят, молчат, ждут. Эта игра не

Совсем им нравится. Всему есть свой предел. Зачем надо было убивать?

А если новый будет хуже!?

И вдруг бросились к ним сенаторы: «Друзья, братья и сестры!»,

«Народ — основа основ общества!», — вспомнили вовремя! Хлопают

Дружески по плечам, объясняют, советуются, убеждают. А наивные люди

Поверили, что они, и правда, — «основа общества». Недаром всех их

Затащили на помост. И начинают их агитировать. То один уговаривает, то

другой. Толпа то к одному агитатору шарахается и кричит «Слава!», то к

другому, и опять кричит «Слава!». Толпа ищет себе нового Цезаря,

Потому что она привыкла к тому, что Цезарь обязательно должен быть.

Но вот один из претендентов (Антоний) сумел победить всех и










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...