Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нельзя ли научиться тогда, когда это необходимо, проветривать свои




«запасы»? Тогда содержание наших творческих «запасников» можно

Было бы использовать для новых догадок и идей. Но каким образом

Привести в действие механизм, который извлекает из этих «запасников»

Именно то, что необходимо в данный момент?

Наряду с интуитивным началом, творческая мысль возникает у

Режиссера, если он исходит из замысла спектакля (первая часть

Режиссерского плана), следуя хорошим традициям, использованию

* Выделено M.T.

109

Установившихся правил, использованию способов, выработанных

Веками. Конечно, разговор здесь идет не о копировании чужих

Спектаклей и уже износившихся театральных штампов, а об исполь-

Зовании законов и методов, о приобщении к опыту лучших режиссеров

Прошлого и настоящего.

Процесс нахождения решения будущего спектакля можно поделить

приблизительно на шесть этапов:

1. подготовка;

2. поиск, разведка;

3. вынашивание идеи, инкубационный период;

4. эврика!

5. проверка правильности решения;

Разработка.

ЭТАП ПЕРВЫЙ. ПОДГОТОВКА

Нынешние артисты все больше сложа руки си-

Дят и ждут вдохновения от Аполлона. Напрас-

но, батюшка! У него своих дел достаточно.

Г.Федотова*

Режиссер, если хотите, — это генератор театральных идей,

Катализатор творческого процесса, вдохновитель поиска. Но как ужасно,

Когда у этого «вдохновителя» не возникает вокруг пьесы никаких новых

Идей, и ему, скрывая стыд, приходится продавать старье, как новое. Это

Состояние похоже на бесплодие, на ощущение неполноценности, на

Пустыню без оазиса, пустоту без границ, на беспомощное ожидание

Поезда, который никогда не придет.

Для того, чтобы что-то найти, надо точно знать, что ищешь.

Зародившись в сознании режиссера еще в момент созревания замысла,

Росток образной жизни все время присутствует в творческом процессе.

Но любой прообраз испытывает в период работы над материалом

(вторая часть режиссерского плана) самые различные воздействия,

Потому видоизменяется, трансформируется. Хочет режиссер этого или

Нет, но, изучая частности в момент погружения в мир конкретного быта,

Он теряет ощущение целого. Поэтому на первом этапе поиска особое зна-

Чение приобретает уточнение замысла спектакля, уточнение того,

Ради чего ставится спектакль. Для того, чтобы дать замыслу плоть и

Душу, режиссер сначала должен проникнуться замыслом, как бы

Забеременеть своей задачей.

Но для того, чтобы человек что-либо совершил, ему, прежде всего, надо

Настроиться на задачу и сосредоточиться на ней. Без этого невозможно

Настоящее творчество. Решение не приходит само собой, к нему надо

Подкрасться, его надо спровоцировать, вызвать к жизни, найти. В

Творческом акте, который должен произойти, вероятно, главную роль

Сыграют такие качества человека, как эмоциональная память,

Воображение, способность отбирать нужное и отбрасывать ненужное. Эти

Качества надо привести в состояние боевой готовности, наибольшей

Обостренности и возбужденности. Ковать можно только раскаленное

Добела железо. Это похоже на чувство влюбленности, когда режиссер все

Двадцать четыре часа в сутки думает и мечтает только об объекте своего

Поиска, страстно желает увидеть, найти его.

Творчество не терпит равнодушных и бежит от них. Я всегда с завистью и

Восхищением наблюдаю за спортсменами, за их умением

С о с р е д о т а ч и в а т ь с я п е р е д с о в е р ш е н и е м р е к о р д а .

* Цитируется по кн. К.С.Станиславского «Моя жизнь в искусстве». - M.T.

110

Они накалены добела, ощущают себя один на один со штангой, планкой,

Соперником, они по-хорошему, ненормально отрешены от всего

Постороннего, от всего, что мешает перепрыгнуть всех, пробежать быст-

Рее всех, поднять нечеловеческий вес. Нельзя творить без одержимости,

Без вдохновения. Но вдохновение само по себе очень редко нас

Посещает, а поэтому мы должны научиться его вызывать.

У Микеланджело эта капризная особа была все время на привязи. Он

Не отпускал ее от себя ни на шаг, а когда она все же пыталась от него

Ускользнуть, неистово волочил за собой. У него не было времени на

Ожидание, ему очень многое надо было сделать. Его сосредоточенность

Была феноменальной. Это первое и обязательное условие для

Творчества.

А что надо делать, как надо настраиваться, когда настроиться не

Получается? Надо обязательно работать, работать даже тогда, когда не

Хочется, работать насильно. Работать упорно и настойчиво, страстно

Желать найти и искать везде, где только можно. Когда заставишь себя

Работать, когда увлечешься работой, когда она станет необходимой,

Тогда появится установка. По Р.Натад-зе, активность человека

Обусловлена потребностью чего-то добиться. Она, эта потребность, и

Вызывает в режиссере соответствующую установку.

Мне посчастливилось быть невольным свидетелем того, как

Настраивался и сосредотачивался, готовясь к концерту, Святослав

Рихтер. Во-первых, он потребовал, чтобы во всем театре была

Абсолютная тишина, и добился этого. Долго ходил по комнате, потом сел,

Закрыл лицо руками и так очень долго сидел и чем-то очень активно был

Занят. Потом он встал, зажег свечу, потушил электрический свет, опять

Сел и стал вглядываться в огонь. Потом опять закрыл лицо руками.

Подготовка шла долго. Иногда он выходил из комнаты, шел на сцену,

Подходил к роялю, но не прикасался к нему. Потом возвращался в

Комнату отдыха. Но это был не отдых, а очень активный настройка дело,

Которое он должен был совершить.

Итак, на первом этапе работы главное — уточнение задачи поиска и

Творческий настрой, или установка.

ЭТАП ВТОРОЙ. РАЗВЕДКА

(ПОИСК)

Завихрения Мейерхольда, которым многие

Наивно пробуют подражать, сочетались с

Редчайшим даром отыскать, изобрести,

« н а ф а н т а з и р о в а т ь » , к а к г о в о р и л

Вахтангов, единственную в своем роде,

Н е п о в т о р и м у ю ф о р м у , л е г к о и

Естественно выражающую режиссерский

Замысел.

Ю.Завадский. «Мысль о Мейерхольде»*

В первую очередь, необходимо разбудить воображение, дать

Толчок «маховому колесу» и заставить его вращаться в нужном

Направлении. Это и есть режиссерская разведка по всем возможным

Направлениям. Наблюдение, манипулиро вание понятиями и

Образами, фактами, изучение их сути, сравнения и догадки,

* Выделено M.T.

111

Изобретательство, сочинение метафор — вот основная сфера

Деятельности режиссера на этом этапе.

У многих режиссеров существует мнение, что первая пришедшая в

Голову идея формы — всегда самая лучшая. Чем дольше искать, говорят

Они, тем больше искусственности и меньше искусства, а избыток

Логики и ясности только вредит замыслу. Это неверно, так как

Первая идея всегда должна быть поводом для сомнения, Первая

Пришедшая в голову идея (за редким исключением) всегда банальна и

Поверхностна, ее надо остерегаться. Ее надо проверить, много раз

Опровергнуть, найти другую идею, много идей, и наконец, может быть,

Вернуться к первоначальному решению, если оно удовлетворяет

Здравый смысл и высокие запросы творчества. И только тогда режиссер

Может считать идею решения проверенной и надежной, когда выяснится,

Что это не просто оригинальная мысль, а открытие, способное

Заинтересовать людей. В идею надо поверить, а поверить в идею —

Значит, увидеть ее в четкой сценической форме.

Но, с другой стороны, не следует пришедшие в голову варианты сразу

Же отвергать и выкидывать. В конце концов, идеи формы слишком










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...