Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дороги, чтобы дать им исчезнуть или, в крайнем случае, кануть в




«склады» нашего подсознания. Не так-то легко они оттуда извлекаются.

Идею решения лучше подольше повертеть, пощупать и, если это

Идея стоящая, но в данном случае не пригодная, сразу не отбрасывать.

Надо ее каким-то образом зафиксировать, запомнить. Она может

Пригодиться в другой раз, для другого спектакля.

Выбор решения спектакля основывается на сравнении многих

Вариантов. Поэтому в начале работы надо накопить их как можно

Больше, пусть не совсем стройных, часто абсурдных, наивных (это не

беда!), но главное — чтобы они не походили друг на друга.

Как их искать и накапливать? Приведу некоторые советы, которыми

Можно воспользоваться во время практической работы над спектаклем.

Может быть, некоторые из них и могут быть полезны.

Освобождение от навязчивых идей

Режиссер читает пьесу, и сейчас же в его сознании возникают

Знакомые ему образы из известных театральных постановок. В прошлом

— открытия, а сегодня — уже банальные, набившие оскомину приемы,

Не несущие никакой новой информации, они тормозят возникновение

Новых идей решения спектакля. Перебороть привычную схему таких

«дежурных блюд» и пробиться сквозь джунгли знакомых, избитых

Решений, лежащих на поверхности, воображению режиссера бывает

Очень трудно. Таких навязчивых идей и приемов — тысячи, они всегда

Подкарауливают вас, о них не надо даже задумываться. Они как

Назойливые соседи, всегда готовы предложить свои услуги, когда их об

Этом никто не просит.

Понравился режиссеру спектакль А.Эфроса, и вот он уже попадает в

Плен психологической инерции, если это так можно назвать, и все его

Спектакли начинают внешне походить на эфросовские. Посмотрел

Спектакль гастролирующего у нас театра из-за рубежа, и все его

Театральные опусы становятся внешне похожими на приемы этого

Спектакля. Вывел какой-то режиссер актеров из зрительного зала

(кажется, в первый раз это сделал Мейерхольд), и, как грибы после

Дождя, повторяются эти приемы в тысячах спектаклей, это уже некий ко-

Сяк спектаклей. Решил Питер Брук в одном из своих спектаклей («Король

Лир») одеть героев трагедии в кожу, и вслед за ним пошли гулять по

Сценам мира герои всех времен и народов, одетые в кожу. Это и есть

Психологическая инерция.

Это вовсе не значит, что вообще нельзя использовать уже

Найденные нашими великими предшественниками театральные

Приемы. Наоборот, этот арсенал на ходок и приемов нужно хорошо

З н а т ь , и з у ч и т ь , о т т а л к и в а т ь с я о т н и х , в к р а й н е м

112

Случае, их использовать, но не надо делать это механически, по «моде»

На определенный сезон — единой отмычкой, для всех спектаклей

Подряд. Один сезон все спектакли решают как цирк, второй — как

Карнавал, третий — «как Эфрос». Было время, когда все спектакли в

Грузии ставили «по-ахметелиевски». И до сих пор плодятся по разным

Сценам спектакли, поставленные «по-ахметелиевски», «по-брехтовски»,

«по-любимовски». И живут среди нас эти спектакли-привидения — с

Рабочими сцены, с героями в абстрактных свитерах, в костюмах из

Мешковины, в белых масках, спектакли без занавеса, под фуги Баха в

Вокальном исполнении, спектакли «под Пиросманишвили» и т.д. и т.п.

Стоит режиссеру взять в руки новую пьесу, как сразу перед ним

Возникают видения эти выходцев с того света — избитые, набившие

Оскомину приемы и решения. И, если перефразировать реплику фру

Альвинг из пьесы Ибсена, можно сказать, что весь наш театр кишит

Такими «привидениями», они неисчислимы, как песок морской.

Предрасположение к какому-либо знакомому способу мышления при

Решении конкретных постановочных задач тормозит возникновение

Новых идей или вообще уничтожает благоприятные условия для их

Появления.

Дабы избежать этой болезни, нужно сделать все, чтобы выйти из-под

Психологической инерции уже ранее найденного и много раз

Использованного. Что же такое психологическая инерция?

Продолжение движения чужой мысли, чужого сочинения, чужого

Художественного образа, использование стереотипа. Как с этим

Бороться?

Все время помнить о том, что болезнь существует, и делать все

Возможное, чтобы моментально отгонять от себя знакомое решение, не

Обманывая себя, будто бы нечто подобное еще нигде не было

Использовано. Воспитать в себе чувство брезгливости по отношению к

приему, который используется в другом спектакле;

Задавать себе вопросы, которые стимулируют творческое

мышление и воображение:

А) что получится, если сделать наоборот, вопреки тому, что кажется

Верным в первую секунду. Такая позиция «низвергателя» старых

Приемов, попытка сделать заведомо наоборот всегда вызывают приток

новых идей;

В) поставить вопрос хотя бы так: к какому театру принадлежит данная

Пьеса? Ведь известно, что существуют два направления театра — театр,

Который стремится создать иллюзию, что на сцене жизнь и нет никакого

Театра, и театр, который стремится создать театральную игру,

Моделирующую саму суть жизни. Один приглашает зрителя стать

Соучастником, сопереживателем происходящего на сцене, а второй все

Время старается вывести зрителя из-под этого гипноза и предложить ему

Стать соучастником театральной игры, посредством которой театр

Завязывает бессловесный диалог между сценой и зрителем. Это два

Разных способа, два разных подхода к назначению театра. Первый тип

Театра возник в результате натурализма (Золя, Антуан, Кронек) и

Достиг наивысшего развития в творчестве МХАТа, а второй — возник

Еще в каменном веке и в каждой исторической эпохе по-разному

Развивался, дойдя до наших дней. Надо решить, в каком театре искать

нужное решение — и пробовать это сделать наоборот;

С) опровергнуть только что найденный новый способ или прием.

Придирчиво спорить с появляющимися идеями. Вспоминать, где это уже

Было использовано. Увлечься спором с самим собой. Можно

Проделывать это и вслух. Этот спор с самим собой обычно приводит к

Целым цепочкам умозаключений и самым неожиданным выводам. Спор

с собой помогает продолжить поиск;

Д) очень полезно абстрагировать задачу. Это значит —

Воображением переносить происходящие в пьесе события из

Конкретного места, описанного автором, в места, совершенно

Неожиданные, противоположные. Например, историю прин-

113

Ца Гамлета перенести на знакомую для режиссера почву, к себе в город, в

Свой двор, или наоборот, в совершенно незнакомую страну, например,

Африку. Или куда-нибудь в воображаемый мир, на Луну, Марс и т.п.

Можно придумать вариант для кукольного театра, для оперетты, для

берикаоба* и т.п. Надо делать все, чтобы вырваться из привычных

Представлений, чтобы уничтожить все, что мешает нашему

Воображению сотворить мир, описанный автором в пьесе.

Сочинение бредовых идей

В художественном произведении проис-

Ходит «трансформация правды жизни в

Правду искусства».

Н.К. Гей

Очень часто тормозом для возникновения новых интересных

Решений служит боязнь: а что скажет критика и общественность.

Заранее ограничив себя бытующим на данный момент в обществе

Мнением, режиссер, по сути, с самого начала творческого процесса

Занимается самоограничением. Поэтому и не в силах вырваться на

Простор воображения. Чтобы избежать этого, нужно использовать

Способ, который на практике получил название «в порядке бреда». Это

Способ сочинения «бредовых» идей. Надо убедить себя, что этот период

Позволяет вам полную безответственность и свободу заниматься










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...