Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Быть, чтобы герой, войдя в сцену и выдержав в ней поединок с
Партнером-противником, вышел бы из нее, не изменившись ни в чем. Это Первый признак того, что сцена неправильно построена или партнеры не Общались, не воздействовали друг на друга. Ведь общение — это Стремление что-то изменить в поведении партнера. А раз изменения не Произошло, значит, не было и общения, этой основы сценической жизни. Каждый сценический эпизод, каждое событие, каждая роль только Тогда могут считаться законченными, если состоят из трех составных Частей: начала, середины и конца. Если перевести эти понятия на Терминологию шахматной игры, то можно сказать, что у каждой роли Должен быть свой дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Очень Интересно сравнить законы шахматной игры и законы сценической Борьбы, сценической жизни. Эти законы точно передают формулу Любого сценического акта, будь то развитие роли, развитие действия или Построение всего спектакля. I часть. Подготовка (начало, дебют). Обычно в данной части роли актер должен охарактеризовать героя, Рассказать, каким он кажется окружающим, с кем ему приходится Встречаться и какие у него с людьми отношения. Актер должен Подчеркнуть своим поведением, какое место в назревающем конфликте Отведено его герою, какую тему придется ему разобрать и как он, актер, к Этому относится. II часть. Поединок (середина, миттельшпиль). Это центральная часть роли, самая обширная и трудная. Здесь Сосредоточены главные бои-поединки героя за свои убеждения. Здесь Должен полностью стать понятным его характер. Здесь герой проявляет Себя в столкновении с главным конфликтом пьесы, демонстрируя, по Сравнению с началом, скрытые в его характере наклонности и Стремления. К концу этой части герой или выигрывает поединок, или Проигрывает его. Очень важно для этого определить главную, цен- Тральную, сцену роли. Эта сцена, чаще всего, расположена ближе к Концу этой части. И, наконец, эндшпиль! III часть. Конец. Нет роли без окончания. Его надо найти. Во что превратился герой? Каким он стал? Чем кончается повествование о его роли в этом Происшествии? Найти окончание роли — важный момент в создании Художественного сценического образа. Поэтому я настоятельно советую Режиссеру, ставящему спектакль, и всем актерам, работающим над Ролями, составлять (хотя бы мысленно) «таблицу развития характеров Героев»: по их состоянию, по их поведению. 86 К примеру: На первый взгляд, все как будто абсолютно понятно. Но на практике Определить эти три этапа развития роли не так уж легко. Как начать Рассказывать о человеке, которого я должен сыграть? как развить Рассказ и показать героя в момент наивысшего нервного напряжения? Как окончить повесть о нем? — все это очень важные вопросы в процессе Построения и постижения роли. «Театр (драма) показывает развитие Человеческой воли, преодолевающей препятствия, воздвигнутые на ее Пути роком, судьбой или обстоятельствами...», — так говорит Французский критик Брюнетьер, подчеркивая слово «развитие». Именно через противоречия и конфликты все меняет свой вид, Характер, становится новым и неузнаваемым. Борьба — это начало, Источник всякого изменения, благодаря борьбе и происходит вечное обновление в жизни героев. «Все течет! Ничто не остается неподвижно, Одинаково: все быстро ли, тихо ли движется, видоизменяясь, Превращаясь, колеблясь между бытием и небытием» (Герцен. «Письма Об изучении природы»). Когда разговор идет о создании режиссерского замысла спектакля, не Надо это понимать слишком прямолинейно. Не надо думать, что Режиссерский план готовится как вполне законченное литературно- Описательное сочинение и уже после этого приносится на первую Репетицию, чтобы актеры начали процесс воплощения. Ничего Подобного в творчестве не бывает, а если и случается, то крайне редко. Давая советы по сочинению режиссерского плана, мы стараемся Наметить основную схему всех элементов будущего спектакля и Проблем, которые режиссер вместе со своим коллективом соавторов (с Актерами, в первую очередь, с художником, композитором и др.) должен Решить. А когда это будет сделано — до репетиций, во время анализа за Столом или в действии, во время репетиций на сцене или, как иногда Случается, даже на генеральной, — все равно. Это зависит от Воображения художника, от близости ему темы, авторского материала, От распределения ролей, от того, из кого состоит коллектив, работающий Над спектаклем, и еще от множества разных причин и обстоятельств. Не Так важно когда, важно, чтобы эти проблемы и многие другие в принципе Были творчески освоены и решены. Слепое следование советам, Нетворческое их восприятие приведут только к неудаче. В особенности, Все вышесказанное касается проблем, поставленных в главах о Театральном анализе. НАЧАЛО СЕРЕДИНА ОКОНЧАНИЕ Дариспан Карсидзе Уставший, Желающий отдохнуть В озбу ж д е н н ы й , О б щ и т е л ь н ы й , Деятель ный, очень А к т и в н ы й . Добивающийся своей Цели О п у с т о ш е н н ы й , С м у щ е н н ы й , Испытывающий вину за С в о е п о в е д е н и е . Удрученный Пелагея Сабелашвили Старается Подготовиться к Встрече жениха, чтобы Не осрамиться Карожна Карсидзе Быть вежливой, как Велел отец. Но у нее Ничего не получается Перебороть страх и Не дать Дариспану Выиграть бой за дочь. Спастись Скрыть свое горе, Неудачу. Заползти в Свою нору. Никого не Видеть Выдержать эту Пытку Сдержать рыдания. Исчезнуть из этого Дома навсегда 87 Глава X ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГАМЛЕТ. Театр должен держать зеркало Перед природой, показывать доблести ее Истинное лицо и ее истинные низости, и К а ж д о м у в е к у и с т о р и и - е г о Неприкрашенный облик. М А Я К О В С К И Й . Н е т , т е а т р н е О т о б р а ж а ю щ е е з е р к а л о , а Увеличивающее стекло. ГЮГО. Да, театр есть оптический Прибор. Все, что существует в истории, в Жизни, в человеке, все должно и может Найти в нем свое отражение, но под Волшебной палочкой искусства. ТУРБИН. Все искусство в целом - Грандиозная условность, и в этом его Сила. Воображаемый спор о театре* ДИАЛОГ С ГОГИ ГЕГЕЧКОРИ Гоги возвращался из театра немного усталый, расстроенный. Видимо, Репетиция была не совсем удачной. — Как дела? — Очень трудно в последнее время стало играть роли. Все режиссеры Требуют, чтобы роль игралась в ключе автора, и еще — в его Режиссерском ключе. А ключи все разные. Откуда бедному актеру Подобрать столько ключей? — А разве раньше играли без ключей? — Раньше главным было — сыграть правдиво. — Нет, это не совсем так. Раньше правдиво нужно было, и играли Дон Сеза-ра, Катамадзе, Волка-жулика**, но все это в совершенно разных Ключах, и правда у всех у них была разная. — Да, вероятно, это так. * Все выделения в тексте цитат сделаны M.T. ** M.T. называет роли, сыгранные Г.Гегечкори в разные годы на сцене Театра имени Ш.Руставели: Дон Сезар де Базан в одноименном спектакле режиссера Д.Алексидзе (1953), Катамадзе — в спектакле «Повесть о любви» К.Буачидзе (1958) и Волк — в Спектакле «Чинчрака» Г.Нахуцришвили (1963), две последние роли — в спектаклях Самого M.T. 88 Гоги помолчал, а потом добавил: — А вот художница Е.Ахвледиани пишет свои произведения в одном- Единствен-ном ключе, поэтесса А.Каландадзе пишет свои произведения В одном-единствен-ном, а мы... Какие мы, актеры, несчастные люди.... — И режиссеры, и певцы, и пианисты.... Да, это так. Святослав Рихтер В совершенно разных ключах играет Бетховена, Дебюсси, Прокофьева. — Интересно было бы его спросить, как он это делает? — уже шутит Гоги. — Рихтер говорит так: «Я просто стараюсь прочесть то, что написано в нотах». Лучше этого не скажешь! |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 201. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |