Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уж прост и радостен. Если бы на его месте был другой художник, он со-




Здал бы, может быть, очень жестокие и злые

Произведения. Но Д.Клдиашвили об очень

Жестоком пишет мягко, как будто в его руках

Акварель или тонкая игла офортиста. Это

Проистекает из характера самого писателя,

Зависит от его взгляда на жизнь. «Я никого не

Высмеивал, а использовал юмор только лишь

Как литературный прием, чтобы посредством

Его как можно более живо и ясно нарисовать

Картину тяжелой жизни моей страны. Я видел

Невзгоды моего народа, страдал от этого и с

Болью в сердце писал» (Д.Клдиашвили. Из

Речи, произнесенной на юбилейном вечере в

Тбилиси в 1930 г.).

Давид Клдиашвили — это целый театр,

Особый мир, созданный его воображением. У

Него свои законы и способы обрисовки героев и

Событий. Но, если сравнить его маленькие

Пьесы друг с другом (Почему он не написал

больших? Как это было бы хорошо!

* Спектакль «Кваркваре» П.Какабадзе поставил в Театре Ш.Руставели (1974) Р.Стуруа.

«Раздел» Г.Эристави (1923) — К.Марджанишвили.

97

В Грузии теперь существовал бы особый «театр Клдиашвили», так же,

Как существует во Франции «театр Мольера», в России — «театр

Островского»), при всей общности авторской манеры письма мы остро

Ощутим в них совершенно разную природу чувствований. В

«Невзгодах Дариспана» — одна природа повествования, в «Несчастье»

— совсем другая, а в «Счастье Ирины» — уже и вовсе не похожая на все

Остальное. И речь тут идет уже не о разных жанрах, хотя и это, конечно,

Играет определенную роль, а о том, что в каждом из этих произведений —

Совершенно разный настрой. Любопытно, что сам Д.Клдиашвили все

свои пьесы определял как «картины из деревенской жизни»:

«Невзгоды Дариспана» — «картина в одном действии»;

«Счастье Ирины» — «картины из деревенской жизни в двух

действиях»;

«Несчастье» — «картина в одном действии».

Автор не определяет жанра своих пьес в общепринятом смысле, хотя

Очень легко приписать каждой из этих пьес свой жанровый ярлык: первая

— комедия; вторая — драма или мелодрама; третья — трагедия.

Но в том то и дело, что, кроме жанрового определения, есть и еще

Опреде ление, более точное, лучше выражающее характер

Произведения, — природа чувств. Природа чувств есть глубоко

Личные, неповторимые способы выражения художником своего

Отношения к жизни, сугубо индивидуальные особенности художника,

Которые проявляются в замысле и исполнении формы конкретного

Произведения.

Нельзя же предположить, что высокообразованный Д.Клдиашвили не

Мог определить жанр своих пьес. Почему-то же он называет их

«картинами из деревенской жизни»? Вероятно, этим определением он

Что-то хотел подчеркнуть, и к его просьбе надо прислушаться. Может

Быть, он чему-то и научит всех тех, кто пытается «исполнить» его

Партитуру. Ведь и Чехов неспроста свои маленькие комедии называет

«шутками».

Писатель Серго Клдиашвили* рассказывал мне интересный эпизод из

Жизни Давида Клдиашвили. Как-то беседуя с отцом, молодой Серго

Высказал мнение, что «Невзгоды Дариспана» по своему стилю отстали

От современной драматургии, и привел в пример пьесу М.Метерлинка

«Слепые». Давид обиделся, ничего не сказал ему и уединился.

Несколько дней он ни с кем не разговаривал, что-то писал. Прошла

Неделя, и писатель преподнес сыну новую пьесу «Несчастье». Видимо,

Он писал ее, как ему казалось, «по-современному». Значит, эта пьеса все

Же чем-то отличается от остальных: в ней есть своя природа чувств.

Мы часто забываем, что, добиваясь наибольшей достоверности

Действия и характеров, каждый драматург, в каждом отдельном случае

Рисует жизнь в своем особенном, неповторимом ключе, в

Характерной только для этого произведения природе чувств.

Как точно разгадали и почувствовали природу чувств Д.Клдиашвили в

«Невзгодах Дариспана» Ушанги Чхеидзе, Серго Закариадзе и Тина

Чарквиани!** На мой взгляд, это было глубокое проникновение в тайную

Лабораторию художника, а затем передача этого неповторимого

Чувствования со сцены в зал через поведение героев, даже через саму

Мелодику их речи.

Что же это такое — природа чувств? Сугубо индивидуальное

Проявление внутреннего мира художника во внешней форме

Произведения. Это особый способ образного видения мира,

* Сын Д.Клдиашвили и сам известный драматург.

** Знаменитые грузинские актеры, в разные годы игравшие в этой пьесе: У.Чхеидзе — в

Радиоспектакле, Т.Чарквиани и С.Закариадзе — в телеспектакле M.T.

98

Это свойства и особенности данного художника, характерные

Только для него и никого другого.

Ф.Шиллер весьма общо определяет жанр «Разбойников» как

Представле ние, а «Дон Карлоса» — как драматическое

Стихотворение. Разве это не говорит о каких-то особенностях этих

Произведений? Разве это не есть указание автора на то, в каком ключе

Вскрывать природу страстей данных произведений? А если подойти к

Этому вопросу с позиций литературы, жанр обеих пьес можно было бы

Определить как трагедию, но молодой Шиллер, видимо, хотел

Подчеркнуть что-то еще, так необычно («представление»,

«драматическое стихотворение») определив жанр своих произведений.

Каждый художник, режиссер или актер, смотрит на жизнь по-своему,

Его взгляд зависит от его характера и темперамента, образованности и

Таланта, от среды, в которой он живет и развивается, от его взглядов на

Жизнь, от традиций и стиля эпохи и страны, где он родился. Каждый

Писатель или режиссер отражает действительность с только ему

Присущей определенной степенью условности. Сравним хотя бы два

Произведения, написанные на одну и ту же тему: «Гвелис мчамели» Важа

Пшавела и «Хогаис Миндиа» К.Гамсахурдия*. Жизнь, увиденная в обоих

Случаях, отражена с помощью особой «линзы», в своей тональности,

Разнится способ повествования, совершенно разная природа

Чувствования.

Разве можно сыграть то или иное музыкальное произведение, читая

Ноты, но не зная, в каком ключе они написаны? Так же и актер: работая

Над пьесой и ролью, он ничего не сможет сделать, пока не разгадает

Индивидуальности автора, не откроет для себя секрет природы

Вымысла и чувств, характерных только для этого автора и для этого

Конкретного произведения. «То, что хорошо для Шекспира,

Бессмысленно для Чехова. И наоборот. Найти, подобрать, изготовить

Ключ, которым открывается замок пьесы, — кропотливое ювелирное и

Чрезвычайно хитрое дело... не сломать замок, не выломать дверь, не

Проломить крышу, а открыть пьесу. Угадать, расшифровать, подслушать

То самое волшебное слово — «сезам», которое само распахивает ворота

Авторской кладовой» (Г.Товстоногов. «Открытое письмо к

Н.Охлопкову»).

Полное и глубокое проникновение в природу авторского

Замысла дает возможность освоить природу чувств будущего

Спектакля. Когда актер не владеет точным ключом произведения

(природой чувств), он не способен добиться правды сценической жизни.

В этом случае «правда окажется ложью, как всякая полуправда». Если

Не идти за автором, он каждый раз жестоко будет мстить за это. Если не

Настроиться на его волну, если не суметь уловить логику действия и

Чувств, только данному автору и данной пьесе присущую, ничего не

Получится, сколько бы деталей ни придумывал себе актер в роли. А таких

Случаев очень много. Сценическая правда для актера — всегда новая,

Не похожая на ту, которая так подходила к вчерашнему спектаклю, за

Которую еще вчера ему так аплодировал благодарный зритель. Сегодня

От актера требуют новой правды сценической жизни, одной-

Единственной, только для этого спектакля и для этого актера.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...