Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Запрещение дискриминации в сфере труда.
Реализовано в двух основных формах: 1. Недопущение необоснованного ограничения трудовых прав и свобод 2. Недопущение необоснованного получение каких-либо преимуществ Любое ограничение в правах и свободах или предоставление преимущества, не связанное с деловыми качествами работника, является дискриминацией. Исключения могут быть установлены ФЗ и нормами МП. Ст.3 ТК не рассматривает в качестве дискриминации установление различий, исключений, предпочтений , защита прав, если они зависят от следующих факторов: обусловлены особой заботой государства – лица, нуждающиеся в социальной защите (инвалиды, воспитанники детских домов. Если это обусловлено требованиями к данонму виду труда, которые установлены ФЗ. Дальнейшее по теме (учебник)
Лекция №2. Источники ТП. Понятие, виды и особенности источников ТП. Источник права – форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых в целях регламентации общественного порядка (форма объективизации права). Общая теория права в формальном смысле выделяет 4 вида источников права: 1. Нормативный акт 2. Судебный прецедент 3. Правовой обычай (санкционированный обычай) 4. Нормативный договор. При этом имеются и иные, нетрадиционные ТЗ на систему источников ТП, в соответствии с которыми рекомендуется включить в источники трудовой договор, например. Позиция Маврина, Хохлова: правовой обычай считается источником права постольку поскольку признается государством в лице его органов, чаще всего в результате использования его в процессе властного правоприменения в качестве общеобязательного права поведения. Современное ТП, с одной стороны, весьма ограничено в создании и применении обычаев, вследствии отсутствия возможности регулирования и регламентации на локальном уровне. С другой стороны, отношения настолько разнообразны, что почва для возникновения обычных норм имеется всегда. Многочисленные отсылки к применению обычаев содержат акты МОТ. Например, до сих пор не ратифицированная Россией Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 03.05.1996г. ППВС РФ от 17.05.2004 №2 разъясняет, что при разрешении споров, связанных с выплатой сотруднику зарплаты в неденежной форме, с учетом конвенции №95 1949, выплата заработной платы в такой форме может быть признана обоснованной при доказанности среди прочего того, что такая форма является обычной в данных отраслях промышленности и иных видах экономической деятельности. ТК не содержит упоминания об обычае как источнике ТП. Единственное упоминание – ч.2 ст.341, где обычай рассматривается в качестве юридического факта, влияющего на ТО. Несоблюдение обычаев страны пребывания является основанием для прекращения работы в представительстве (для увольнения). Специфична роль обычая в англо-саксонской системе. В ВБ обычай может рассматриваться правоприменителем в качестве условия ТД, если он отвечает условиям определенности, общеизвестности и разумности, а трудовая практика в определенной отрасли промышленности может использоваться для толкования прямо выраженных условий ТД. Судебный прецедент. В его классическом понимании не является в российской правовой системе источником права: решения одного суда официально не могут быть положены в основу решения суда другого. Разъяснения высших судебных инстанций по вопросам применения не выступают в роли прецедентов, а играют роль некого авторитетного толкования, неблагоприятным исходом неисполнения которого нижестоящим судом может стать поводом к отмене судебного решения. Но прецедент формирует некие оптимальные модели для последующих судебных моделей по аналогичным делам. Круг современных взглядов на сущность решений КСРФ достаточно широк: 1. Это правовые позиции, или правовые доктрины 2. Судебный прецедент 3. Акты преюдиционального характера 4. НПА 5. Специфические нормативные источники. С формально-юридических позиций, КСРФ является исключительно органов конституционного контроля и не имеет никаких полномочий создавать право. На практике вопрос о природе его решений является куда более сложным. Несмотря на то, что деятельность КС РФ по своему содежрательному акценту ограничена только процедурами толкования, на практике суд сегодня выходит за эти пределы и зачастую формулирует производное от толкования правило поведения. Яркий пример для ТП – это п.2 резолютивной части ПКС от 15.03.2005 №3-п 9 (самостоятельно). Сейчас это уже ст.258-9 При рассмотрении перспективного состояния системы источников права можно сделать вывод о том, что судебные решения в форме судебного прецедента или какой-либо его модификации в будущем безусловно будут выполнять роль источника РП. В науке ТП рассмотрение прецедента в качестве источника права неоднократно предлагалось (Попов). Нормативные договоры. Особенностью ТП является наличие в его системе источников т.н. «актов социального партнерства», а именно соглашений и коллективных договоров. Данный вид источников появляется в результате совместных действий его сторон (представителей работников и работодателей. Акты социального партнерства могут существовать начиная с локального уровня (коллективный договор заключается на уровне организации или ИП) и вплоть до федерального уровня (соглашения могут заключаться на территориальном, отраслевом, межотраслевом, региональном, межрегиональном и федеральном уровнях. НПА. Под НПА правовая доктрина понимает письменный официальный документ, принятый в определенной форме уполномоченным на правотворчество органом (лицом) в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Ряд норм КРФ как Основного закона РФ имеют прямую (ст.37) или косвенную (ч.2,3 ст.19, ст.30) трудоправовую ориентацию. Основным НПА отрасли, ее главным источником является ТК. Его особая роль проявляется в том, что в ряде случаев он применяется в приоритетном порядке даже перед вновь принятыми ФЗ. Нормы ТП, содержащиеся в ФЗ, должны соответствовать ТК. В случае противоречия применяется Кодекс. Если вновь принятый ФЗ противоречит ТК, то он может применяться только при условии внесения соответствующих изменений в ТК. Понятие трудового законодательства. В отраслевом смысле трудовое законодательство РФ состоит из трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Это понятие законодательства в узком смысле (это следует из абзаца 2 части 1 статьи 5 ТК РФ). Кроме того в состав нормативно-правовых актов отрасли также входят указы президента, постановления правительства, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, НПА органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Иерархия НПА отрасли
Закреплена в статье 5 и части 4 статьи 6 ТК РФ – самостоятельно. Особенности: ФЗ №90-фз от 30 июня 2006 года внес следующие существенные изменения в статью кодекса: «законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить кодексу и иным федеральным законам». До этого изменения статьи законы субъектов РФ не должны были противоречить ТК РФ, иным ФЗ, а также указам президента, постановлениям правительства, и НПА федеральных органов исполнительной власти. То есть в настоящее время роль законов субъектов РФ в регулировании предмета отрасли существенно повышена. Это проистекает из двух моментов: a. Трудовое законодательство это сфера совместного ведения b. Узкого понятия трудового законодательства Правило разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти по принятию НПА в сфере трудового права содержаться в статье 6 ТК РФ – смотрим самостоятельно. Необходимо учитывать, что трудовое законодательство относится к предмету совместного ведения РФ и её субъектов (статья 72 Конституции РФ). Отметим, что роль федеральных органов власти законодательного регулирования трудовых отношений является абсолютно преобладающей, поскольку к их ведению отнесены не только все принципиальные и универсальные вопросы отрасли, но и практически все традиционные институты трудового права. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 186. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |