Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность и содержание понятия «информационный ресурс»
Термин «информационный ресурс» возник еще в 1960-е годы, однако до сих пор отсутствует его общепринятое определение. Большинство специалистов рассматривают информационный ресурс как совокупность справочно-информационного фонда (СИФ), материально-технической базы и кадров информационных работников. Некоторые исследователи считают, что информационный ресурс включает технические средства (ЭВМ, средства связи, терминалы и т.д.), источники информации (документы, сообщения) и людей (пользователей ИС и их персонал). Другие подразделяют информационный ресурс на три основные группы: 1) данные, зафиксированные на любых носителях, а также навыки обращения с ними; 2) средства передачи данных и коммуникации, включая навыки их использования; 3) средства обработки данных и информации, в том числе интеллектуальные возможности человека. Информационный ресурсследует оценивать как составную часть научно-технического потенциала, как комплексную динамическую систему, включающую целый ряд взаимосвязанных компонентов — материально-технических, кадровых, финансовых, информационных. Составляющие компоненты информационного ресурса приведены на рисунке 9. Определяющим критерием информационного ресурса в отличие от других является его высокая ресурсосберегающая активность: относительно небольшие расходы сырьевых, трудовых, энергетических ресурсов в информационно-консалтинговой деятельности. Ресурсосберегающие свойства информационного ресурса обусловлены следующими качествами информации: · в процессе многократного использования информация не расходуется, а ее потребительская стоимость не утрачивается, при этом ее ценность не уменьшается, а, наоборот, возрастает; · с ростом числа потребителей информационные ресурсы не истощаются, а увеличиваются; · в отличие от других видов ресурсов информация является продуктом интеллектуальной деятельности человека и представляет идеальный товар, производитель которого не лишается его при продаже.
Рис. 9. Составляющие компоненты информационного ресурса
Любая организация существует в некоторой внешней среде. Она же обладает и своей собственной внутренней средой. Внутренняя среда организации формируется совокупностью структурных подразделений предприятия и работающих там людей, технологическими, социальными, экономическими и другими отношениями между ними. В зависимости от источника возникновения в рамках организации имеется внутренняя и внешняя информация, составляющая ее информационные ресурсы. Информация внутренней среды, как правило, точная, полно отражает финансово-хозяйственное состояние. Ее обработка часто может осуществляться с помощью стандартных формализованных процедур. Примером внутренней информации является информация о людях, работающих в организации, о продуктах, затратах, жалобах, услугах, технологических процессах, сферах применения продукта, методах сбыта и технике продаж, поставках, каналах сбыта. Внешняя среда — экономические, политические субъекты, действующие за пределами предприятия, и его отношения с ними. Это экономические, политические, социальные, технологические и другие отношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами, государственными органами и т. п. Информация из внешней среды, как правило, неточна, приблизительна, противоречива. Поэтому она требует нестандартных процедур обработки. Примером внешней информации является информация о рынке, конкурентах, тенденциях изменений в деловой среде страны и состоянии международных рынков, покупателях, спросе, требованиях клиентов и конкурентов, изменении законодательства. Формирование информационных ресурсов и их грамотное системное использование во все большей степени становится объектом политических и экономических интересов, как на национальном, так и на международном уровне. Такими интересами объясняется глобальная конкуренция за господство на информационном рынке, приведшая к стремительным темпам роста телекоммуникационных систем и информационных технологий. При этом огромные средства выделяются ежегодно на разработку технологий работы с информационными ресурсами. По данным Financial Times за 1998 г., в числе 500 крупнейших компаний мира более 20% составляют компании, специализирующиеся в области создания и непосредственного использования информационных ресурсов.
4.6. Характеристика основных показателей Составляющие информационного ресурса характеризуются следующими показателями: 1. информационная база: · объемом и структурой справочно-информационного фонда — первичных документов; · объемом и структурой справочно-информационного фонда — вторичной информации, справочно-поискового аппарата; · объемом информации, содержащейся в автоматизированных базах данных; · полнотой по отношению к мировому документальному информационному потоку; · степенью оперативности поступающей информации; · информационной ценностью публикаций (например, по цитируемости); 2. материально-техническая база: · суммарным объемом внешней памяти ЭВМ; · численностью и структурой парка копировально-множительной техники; · числом автоматизированных банков и информационных систем, терминалов; · наличием и характеристиками программного обеспечения; 3. кадровая составляющая: · численностью специалистов по сбору, анализу, обработке, хранению и передаче информации; · функциональной и образовательной структурой специалистов; · уровнем квалификации; 4. организационно-методическая составляющая: · уровнем методологии, организации и управления научно-информационной деятельностью; · уровнем развития сети служб информации, их взаимодействием; · наличием и уровнем методических и нормативных документов, регламентирующих научно-информационную деятельность; 5. средства коммуникации: · количеством издаваемых научных журналов, сборников и других изданий на различных носителях; · числом проводимых научных форумов (съездов, конференций и др.); · количеством библиотек и архивов; · наличием средств связи (телефонной, телеграфной, спутниковых каналов и других средств передачи, не относящихся к материально-технической базе информационного ресурса в силу их универсального использования); 6. средства обработки информации: · средствами аналитико-синтетической переработки информации; · средствами иной интеллектуальной деятельности специалистов, в том числе потребителей информации; · экспертными и другими информационными системами, позволяющими обрабатывать информацию с целью получения нового знания; 7. финансовые средства: · затратами па различные виды информационной деятельности (заработную плату, закупку ЭВМ и создание информационных систем, подписку на информационные издания, включая валютные); · затратами на информационные услуги, издательскую деятельность и т.д. В многокомпонентной структуре информационных ресурсов главнейшим звеном является объем научного знания(так называемый 1-й компонент). Все остальные звенья — вспомогательные, они лишь обеспечивают процессы сбора, хранения, передачи и использования информации. Однако отсутствие или недостаточный уровень развития хотя бы одного компонента информационных ресурсов может прервать или резко затормозить процесс инновации знания. В связи с этим для обеспечения полноты и оперативности формирования и использования информационных ресурсов, а главное, для обеспечения высокого уровня научных знаний в информационной базе необходим весь комплекс компонентов, формирующих информационные ресурсы. Как составная часть научно-технического прогресса информационные ресурсы образуют особую инфраструктуру общества, которой для нормального функционирования требуются не только информационные базы, кадры, материально-техническая и финансовые основы, но и определенная система научных коммуникаций, организационная система научной деятельности, целенаправленно включающая информацию в информационный процесс. При этом наибольшую практическую значимость имеет информация, представленная в удобном для многократного использования систематизированном виде, т.е. в виде информационных ресурсов, таких, как библиотечные, справочно-информационные, архивные фонды, базы данных и др. Разнообразие информационных ресурсов (по формам представления информации, организационным решениям, используемым технологиям) привело к тому, что проблемы, связанные с различными видами информационного ресурса, рассматривались в отрыве друг от друга.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 204. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |