Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и содержание понятия «информационный ресурс»




 

Термин «информационный ресурс» возник еще в 1960-е годы, однако до сих пор отсутствует его общепринятое определение.

Большинство специалистов рассматривают информационный ресурс как совокупность справочно-информационного фонда (СИФ), материально-технической базы и кадров информационных работников.

Некоторые исследователи считают, что информационный ресурс включает технические средства (ЭВМ, средства связи, терминалы и т.д.), источники информации (документы, сообщения) и людей (пользователей ИС и их персонал).

Другие подразделяют информационный ресурс на три основные группы:

1) данные, зафиксированные на любых носителях, а также навыки обращения с ними;

2) средства передачи данных и коммуникации, включая навыки их использования;

3) средства обработки данных и информации, в том числе интеллектуальные возможности человека.

Информационный ресурсследует оценивать как составную часть научно-технического потенциала, как комплексную динамическую систему, включающую целый ряд взаимосвязанных компонентов — материально-технических, кадровых, финансовых, информационных.

Составляющие компоненты информационного ресурса приведены на рисунке 9.

Определяющим критерием информационного ресурса в отличие от других является его высокая ресурсосберегающая активность: относительно небольшие расходы сырьевых, трудовых, энергетических ресурсов в информационно-консалтинговой деятельности.

Ресурсосберегающие свойства информационного ресурса обусловлены следующими качествами информации:

· в процессе многократного использования информация не расходуется, а ее потребительская стоимость не утрачивается, при этом ее ценность не уменьшается, а, наоборот, возрастает;

· с ростом числа потребителей информационные ресурсы не истощаются, а увеличиваются;

· в отличие от других видов ресурсов информация является продуктом интеллектуальной деятельности человека и представляет идеальный товар, производитель которого не лишается его при продаже.

 

Рис. 9. Составляющие компоненты информационного ресурса

 

Любая организация существует в некоторой внешней среде. Она же обладает и своей собственной внутренней средой. Внутренняя среда организации формируется совокупностью структурных подразделений предприятия и работающих там людей, технологическими, социальными, экономическими и другими отношениями между ними. В зависимости от источника возникновения в рамках организации имеется внутренняя и внешняя информация, составляющая ее информационные ресурсы. Информация внутренней среды, как правило, точная, полно отражает финансово-хозяйственное состояние. Ее обработка часто может осуществляться с помощью стандартных формализованных процедур. Примером внутренней информации является информация о людях, работающих в организации, о продуктах, затратах, жалобах, услугах, технологических процессах, сферах применения продукта, методах сбыта и технике продаж, поставках, каналах сбыта.

Внешняя среда — экономические, политические субъекты, действующие за пределами предприятия, и его отношения с ними. Это экономические, политические, социальные, технологические и другие отношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами, государственными органами и т. п. Информация из внешней среды, как правило, неточна, приблизительна, противоречива. Поэтому она требует нестандартных процедур обработки. Примером внешней информации является информация о рынке, конкурентах, тенденциях изменений в деловой среде страны и состоянии международных рынков, покупателях, спросе, требованиях клиентов и конкурентов, изменении законодательства.

Формирование информационных ресурсов и их грамотное системное использование во все большей степени становится объектом политических и экономических интересов, как на национальном, так и на международном уровне. Такими интересами объясняется глобальная конкуренция за господство на информационном рынке, приведшая к стремительным темпам роста телекоммуникационных систем и информационных технологий. При этом огромные средства выделяются ежегодно на разработку технологий работы с информационными ресурсами. По данным Financial Times за 1998 г., в числе 500 крупнейших компаний мира более 20% составляют компании, специализирующиеся в области создания и непосредственного использования информационных ресурсов.

 

4.6. Характеристика основных показателей
информационного ресурса

Составляющие информационного ресурса характеризуются следующими показателями:

1. информационная база:

· объемом и структурой справочно-информационного фонда — первичных документов;

· объемом и структурой справочно-информационного фонда — вторичной информации, справочно-поискового аппарата;

· объемом информации, содержащейся в автоматизированных базах данных;

· полнотой по отношению к мировому документальному информационному потоку;

· степенью оперативности поступающей информации;

· информационной ценностью публикаций (например, по цитируемости);

2. материально-техническая база:

· суммарным объемом внешней памяти ЭВМ;

· численностью и структурой парка копировально-множительной техники;

· числом автоматизированных банков и информационных систем, терминалов;

· наличием и характеристиками программного обеспечения;

3. кадровая составляющая:

· численностью специалистов по сбору, анализу, обработке, хранению и передаче информации;

· функциональной и образовательной структурой специалистов;

· уровнем квалификации;

4. организационно-методическая составляющая:

· уровнем методологии, организации и управления научно-информационной деятельностью;

· уровнем развития сети служб информации, их взаимодействием;

· наличием и уровнем методических и нормативных документов, регламентирующих научно-информационную деятельность;

5. средства коммуникации:

· количеством издаваемых научных журналов, сборников и других изданий на различных носителях;

· числом проводимых научных форумов (съездов, конференций и др.);

· количеством библиотек и архивов;

· наличием средств связи (телефонной, телеграфной, спутниковых каналов и других средств передачи, не относящихся к материально-технической базе информационного ресурса в силу их универсального использования);

6. средства обработки информации:

· средствами аналитико-синтетической переработки информации;

· средствами иной интеллектуальной деятельности специалистов, в том числе потребителей информации;

· экспертными и другими информационными системами, позволяющими обрабатывать информацию с целью получения нового знания;

7. финансовые средства:

· затратами па различные виды информационной деятельности (заработную плату, закупку ЭВМ и создание информационных систем, подписку на информационные издания, включая валютные);

· затратами на информационные услуги, издательскую деятельность и т.д.

В многокомпонентной структуре информационных ресурсов главнейшим звеном является объем научного знания(так называемый 1-й компонент). Все остальные звенья — вспомогательные, они лишь обеспечивают процессы сбора, хранения, передачи и использования информации. Однако отсутствие или недостаточный уровень развития хотя бы одного компонента информационных ресурсов может прервать или резко затормозить процесс инновации знания.

В связи с этим для обеспечения полноты и оперативности формирования и использования информационных ресурсов, а главное, для обеспечения высокого уровня научных знаний в информационной базе необходим весь комплекс компонентов, формирующих информационные ресурсы.

Как составная часть научно-технического прогресса информационные ресурсы образуют особую инфраструктуру общества, которой для нормального функционирования требуются не только информационные базы, кадры, материально-техническая и финансовые основы, но и определенная система научных коммуникаций, организационная система научной деятельности, целенаправленно включающая информацию в информационный процесс. При этом наибольшую практическую значимость имеет информация, представленная в удобном для многократного использования систематизированном виде, т.е. в виде информационных ресурсов, таких, как библиотечные, справочно-информационные, архивные фонды, базы данных и др.

Разнообразие информационных ресурсов (по формам представления информации, организационным решениям, используемым технологиям) привело к тому, что проблемы, связанные с различными видами информационного ресурса, рассматривались в отрыве друг от друга.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...