Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Информационный консалтинг




 

Цели и задачи изучения темы

Целью изучения данной темы является ознакомление с понятием и принципами информационно-консалтинговой деятельности. Задачами является изучение методического инструментария информационного консалтинга; определение взаимосвязи информационного консалтинга с другими науками; характеристика и анализ взаимодействия различных показателей информационного ресурса.

 

Понятие консалтинга

В сегодняшней России, испытывающей трудности пе­реходного периода к рыночной экономике, помощь специалистов по информационному консультированию является жизненно необходимой. Это в свою очередь ведет к развитию информационного консалтинга в качестве самостоятельной формы бизнеса, а также к росту в России числа консалтинговых фирм, специализирующихся в нем.

Проблемы организации информационно-консульта­ционного обслуживания непосредственным образом связаны с вопросами совершенствования управления организациями той или иной отрасли народного хозяй­ства Российской Федерации. Известно, что не все стороны задачи организации этого обслуживания поддаются формализованным ко­личественным методам исследования.

Анализ различных источников показывает, что информационно-консультационное обслуживание как от­расль экономики в России в настоящее время находится на начальном этапе развития.

Информационно-консультационное обслуживание можно рассматривать как систему, состоящую из субъекта — информационно-консалтинговой организации (фирмы) и объекта — предприятия — заказчика консалтинговых услуг.

Информационно-консалтинговые услуги немыслимы без упорядоченного механизма выявления информаци­онных потребностей консультируемой организации. Они в свою очередь предполагают поиск и нахождение информационных ресурсов для принятия своевременно­го и единственно возможного управленческого решения.

Для повышения эффективности информацион­но-консалтингового обслуживания целесообразно создавать банки методов, базы знаний, базы данных и фонды методов при консалтинговых фирмах и информационно-консалтинговых центрах. Оптимизация всех этих процессов возможна при успешных PR-стратегиях, главной задачей которых является создание положительного имиджа информационно-консалтинговых служб.

Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению сферой сервиса: на первый план выходят экономические, рыночные критерии эффективности, повышаются требования к гибкости управления. Экономическая среда в настоящее время крайне нестабильна. Научно-технический прогресс и дина­мика внешней среды заставляют современные предприятия сферы услуг превращаться во все более сложные системы. Для обеспечения управляемости таких систем необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней сред предприятий.

Информационный консалтинг — новый вид услуг па российском рынке деловых услуг. Подобно тому, как самый лучший специалист своего дела не сможет без инструментов продемонстрировать свое мастерство, самый лучший консультант окажется безоружным без необходимой исходной информации.

В современных условиях многие виды услуг производятся при помощи информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно велика доля их при оказании консультационных, образовательных, финансовых и страховых услуг. В экономически развитых странах более 2/3 новых рабочих мест в последние годы создается в сфере услуг, причем в торговле, на транспорте и в почтовой связи, благодаря росту производительности труда, заметного увеличения занятости не произошло.

К началу XXI в. численность занятых в сфере информационных услуг оказалась избыточной и ощутимо сократилась, особенно в США. Однако внутри этой сферы высокими темпами растет количество специалистов новых профессий, связанных с инжиниринговыми и консультационными услугами.

До 80-х годов XX в. основным производителем информационно-консультационных услуг были научные учреждения и вузы, большинство из которых работало на некоммерческой основе. Ассортимент услуг был довольно узок: распространяемые по подписке информационные издания, библиотечное обслуживание, подбор по запросам копий первоисточников, периодические консультации. Однако уже с середины 70-х годов в развитых странах начали создаваться национальные и глобальные сети передачи данных, а все более популярным видом информационно-консультационных услуг становится диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных. Наблюдается быстрый рост количества мелких информационных центров и индивидуальных консультантов, специализирующихся в определенной сфере.

В результате всех этих процессов сформировался особый вид консультационных услуг — информационный консалтинг. Обладая глубокими интегративными свойствами, он имеет уникальную возможность задействовать в консалтинговом процессе все самые современные достижения науки, обобщая ценный опыт и знания различных исследователей, применяя их в управленческих процессах, активно участвуя в формировании нового социально-экономического и информационного пространства России.

Это ценное свойство придает информационному консалтингу целостный, самостоятельный характер, открывает широкие перспективы его дальнейшего развития.

Информационный консалтинг призван сыграть роль особого связующего звена в процессе становления и укрепления российского информационного общества. Он находится в ряду наиболее значимых и востребованных инструментов эффективного ведения бизнеса. Его появление дает право говорить о положительных тенденциях в развитии современного управления социально-культурными процессами в нашей стране.

Консультант должен быть способен оценить любую ситуацию, в которой оказалась консультируемая организация, предлагать честные и объективные рекомендации по поводу действий клиентов.

Менеджеры, занятые выполнением повседневных задач, далеко не всегда могут оценить ту или иную создавшуюся в их организации ситуацию со стороны. Консультанту это сделать легче. Кроме того, менеджер постоянно применяет приобретенные им навыки, расходует свои знания, в то время как консультант в процессе своей работы в различных компаниях получает все новые навыки, опыт и знания. С помощью такого багажа консультант может оказать менеджеру неоценимую помощь, исполняя роль не просто советника, но и сотрудника, сотоварища по решению управленческих проблем.

В зависимости от сферы применения, целей и задач понятию «управленческий консалтинг» соответствуют несколько определений, некоторые из которых приведены ниже:

· это процесс предоставления специалистом своих особых знаний, навыков, опыта в системе деятельности клиента.

· это предпринимательская деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей экономики и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг.

· это услуги по внедрению научных знаний по экономике и управлению.

Консультант, согласно мнению теоретиков управленческого консультирования, — это, прежде всего, профессиональный высококвалифицированный советчик, обладающий обширными и основательными знаниями, умениями и опытом в области проблем функционирования организации в целом или ее отдельных частей, умеющий эффективно использовать их при анализе и решении практических проблем в конкретной организации и при распространении положительного опыта.

В такой работе консультант по управлению выступает не как любитель, а как знаток-профессионал. При ликвидации недостатков, совершенствовании каких-либо процессов, проведении организационных изменений консультант не подменяет руководителя, а оказывает ему профессиональную помощь в конкретной области, выполняя по сути роль делового партнера.

Являясь подсистемой управленческого консалтинга, информационный консалтинг — это специализированный вид услуг, ориентированный на удовлетворение информационных потребностей клиента-заказчика, информационное сопровождение и поддержку бизнес-сделок и выработку оптимальных путей использования информационных ресурсов в практике управления организационными изменениями.

В Российской Федерации для информационно-консультационной поддержки малых и средних предприятий на государственном и региональном уровнях формируется сеть консультационных организаций.

1. В рамках Морозовского проекта создано более 50 учебно-деловых региональных центров (УДЦ) (например, в Ангарске, Владимире, Воронеже, Екатеринбурге, Обнинске, Иванове, Самаре, Смоленске, Калининграде, Туле, Петрозаводске, Ярославле). Они призваны оказывать квалифицированные информационно-консультационные услуги в следующих областях:

· подготовка и переподготовка кадров;

· общее консультирование;

· обеспечение доступа к инвестициям;

· информационная поддержка.

Руководители консультационных групп УДЦ прошли стажировку в зарубежных консалтинговых фирмах. В шести регионах созданы, так называемые, бизнес-инкубаторы, а в 20 регионах ведется работа по их созданию. Для координации этих работ в рамках Морозовского проекта создано специальное консалтинговое объединение.

2. С целью поддержки возрождения утерянных ремесел России и современного ремесленничества в 1993 г. образована Ремесленная палата г. Москвы. Она предлагает предприятиям, являющимся ее членами, широкий диапазон услуг:

· информационные консультации по вопросам экономики и организации производства (менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет, финансирование, создание предприятий);

· информационная поддержка и посредничество в поиске партнеров (по поставке сырья, по рынкам сбыта, по сотрудничеству в Российской Федерации и Германии);

· информация об участии в ярмарках и выставках, оказание содействия в проведении выставок и ярмарок;

· информационные консультации и экономическое содействие в поиске и найме производственных помещений и финансовая помощь;

· юридические консультации по вопросам хозяйственного права, налогообложению;

· обучение (курсы по экономике и организации производства, информация о курсах обучения, организация стажировок в Германии, курсы немецкого языка).

3. Для оказания помощи предприятиям малого и среднего бизнеса, предпринимателям Москвы и других регионов России в 1994 г. создано Московское агентство развития предпринимательства (МАРП). Эксперты МАРП консультируют по всем аспектам предпринимательской деятельности, разрабатывают необходимые документы, готовят и анализируют инвестиционные проекты, бизнес-планы и коммерческие предложения. Основными задачами МАРП являются информационно-консультационные и правовые услуги, обучение, информационное обслуживание.

4. На рынке информационных услуг немало действующих лиц. Прежде всего, это производители информации — информационные и рекламно-справочные агентства, центры и фонды социально-экономических исследований, научно-исследовательские организации, средства массовой информации, издательства, библиотеки и др. В России проводится ежегодная выставка-ярмарка информационных услуг «ИНФОРМЭКСПО», которую организует ряд государственных органов и частных фирм.

В консультационные фирмы, которые специализируются на удовлетворении информационных потребностей, клиенты обращаются, в частности, для получения сведений о надежности тех или иных фирм — потенциальных партнеров. По запросам клиентов может предоставляться следующая информация:

· финансовое состояние потенциального партнера (данные баланса, отчеты о прибылях и убытках, сопоставление финансовых показателей за последние годы и пр.);

· юридическая форма компании, номер ее налоговой инспекции, банковские реквизиты, юридический и фактический адреса;

· структура капитала, виды деятельности, история, данные о руководителях, сведения о филиалах;

· практика и сроки исполнения платежей;

· судебные решения, случаи залогов имущества и иных финансовых обязательств, а также другая информация уведомительного характера;

· положение фирмы в специально разрабатываемом рейтинге, показывающем ее финансовое положение и степень коммерческого риска сотрудничества.

Кроме того, консультанты, будучи функционально подготовленными специалистами, заняты поиском «опредмеченной» другими исследователями информации. Поиск, анализ и систематизация такой информации, разбросанной по научно-исследовательским отчетам отечественных и зарубежных ученых и специалистов, в статьях и монографиях, имеющей прямое или косвенное отношение к предмету деятельности заинтересованной группы, которая испытывает потребность в ней, — процесс практически бесконечный, но необходимый для развертывания «закодированной» информации в концепции, теории, проекты, эффективные управленческие решения. Консультанты-аналитики, предоставляющие нужную информацию, могут также определить уровень риска планируемого кредита и выработать рекомендации по его максимальному размеру. Таким образом, специалисты информационного консалтинга:

· предоставляют своевременную информацию о продукции и конкурентоспособности компаний-изготовителей, о ярмарках и выставках, оказывают посредничество в поиске партнеров, предоставляют сведения об их надежности;

· готовят и предоставляют клиентам-заказчикам информационные пакеты по различным вопросам управленческой практики, экономики и организации производства, поиску и найму производственных и складских помещений, а также финансовой помощи;

· организуют и проводят обучающие тренинги, семинары и стажировки для служащих заказчика.

Целью информационного консалтинга является удовлетворение информационных потребностей организаций, информационная поддержка и сопровождение эффективной деятельности и своевременного проведения организационных изменений клиентов-заказчиков.

Успешное достижение данной цели возможно при условии решения следующих задач:

· выявление информационных потребностей консультируемой организации;

· упорядочение информационных потоков в целом, в организации или в отдельных ее звеньях;

· информационное сопровождение бизнес-сделок;

· поиск и предоставление нужной информации для своевременного проведения организационных изменений;

· поиск путей совершенствования защиты бизнес-информации.

Понятие «информационный консалтинг» имеет различные трактовки. Так, специалисты по public relations считают информационный консалтинг видом политического консалтинга. Нередко информационный консалтинг идентифицируют с информационно-технологическим (ИТ) консалтингом. К примеру, А. Бирюков, руководитель группы бизнес-анализа компании РДТЕХ, относит информационный консалтинг к услугам по программному обеспечению, разработке и внедрению информационных систем, которые оказывают ИТ-компании своим клиентам-заказчикам. П. Шура выделяет ИТ-консалтинг как самостоятельное направление управленческого консалтинга, связанное с распространением интегрированных информационных систем класса управления ресурсами предприятия. С учетом заложенных в таких системах новых управленческих стандартов и принципов процедура их внедрения предполагает серьезную реорганизацию практически всех основных бизнес-процессов компании, а также параллельно определенную адаптацию программного обеспечения к индивидуальным особенностям предприятий — объектов внедрения.

Почему происходит сближение двух этих понятий?

Объяснить это можно несколькими причинами, среди которых наиболее вероятными являются следующие:

· развитие самой консалтинговой индустрии;

· широкое распространение информационных технологий и внедрение их практически во все сферы профессиональной деятельности, в том числе и в консалтинговую деятельность.

Сформировавшееся мощное направление информационно-технологического консалтинга играет роль своеобразного мотора, раскручивающего спираль ускоряющегося роста мирового рынка консалтинговой индустрии в целом.

Помимо того, вторжение сначала аудиторских фирм, а затем поставщиков компьютерного оборудования в элиту мирового консалтинга привело к распространению расширительных трактовок самой индустрии управленческого консультирования, к попыткам включить в ее рамки всю деятельность новых участников независимо от ее характера.

Объектом информационного консалтинга является состояние информационной среды консультируемой организации, предметом — поиск возможностей удовлетворения разнообразных информационных потребностей организации.

Кто именно в России и за рубежом оказывает консалтинговые услуги? Следует иметь в виду, что консалтинговые услуги и в России, и за рубежом оказывают внешние и внутренние консультанты (см. рисунок 7).

 

Рис. 7. Внутренние и внешние консультанты

 

Отличие одних от других состоит в том, что внешних консультантов приглашают заинтересованные организации лишь для выполнения конкретного заказа, тогда как внутренние консультанты — штатные работники организаций. Они делятся в свою очередь на дженералистов, т.е. экспертов, занимающихся общими проблемами и принципами управления, и специалистов, решающих конкретные, постоянно возникающие проблемы как в самой организации, так и в регионе или отрасли народного хозяйства.

Внутренние консультанты могут решать специфические проблемы, обусловленные потребностями организации. Поэтому в некоторых случаях их трудно отнести к консультантам в традиционном понимании этого термина. Так, в Mitsubishi, компании, специализирующейся на производстве автомобилей, бытовой техники, банковской деятельности, задача подразделения внутренних консультантов дочерней консалтинговой фирмы Tokyo Research International состоит в информационном сопровождении сделок материнской компании. Консультанты собирают информацию о состоянии рынка страны, куда осуществляется экспорт, такую, как курс валют, ценовые колебания и др. Кроме того, фирма занимается переводами на иностранные языки технической литературы, осуществляет обучение дилеров, организует стажировки, непосредственно не связанные с функционированием материнской компании, но приносящие доход фирме.

Таким образом, информационно-консалтинговая фирма Tokyo Research International является интеллектуальным центром Mitsubishi. Своеобразием данной организационной структуры является то, что в службу внутренних консультантов включаются даже переводчики.

Внутренние консультанты — это специальные работники, входящие в состав консультируемой организации.

Внешние консультанты — высококвалифицированные специалисты-профессионалы в области информационной сферы. Они действуют как от своего имени (индивидуальные консультанты), так и от имени консалтинговой фирмы.

Примером внешнего консультирования является работа консультантов на многих российских предприятиях, стремящихся как можно быстрее перейти на рельсы рыночного хозяйствования. Кроме того, построение стратегического плана, сферы обработки информации на предприятии — дело весьма трудоемкое, сложное и ответственное. Если оно предпринимается впервые, его лучше осуществить, как рекомендуют отечественные исследователи, при помощи привлеченного со стороны консультанта — специалиста в данной области. Множество аргументов говорит в пользу такого решения. Это и опыт выполнения проектов сторонними специалистами, и накопленный ими потенциал методов и инструментов, убедительность (разъяснение противоречивых представлений в организации), а также свобода от так называемой «производственной слепоты».

На границе внешнего и внутреннего консультирования существуют и другие виды, например консультирование рекомендующее, при котором специалист дает информацию клиенту по приобретению того или иного вида товара, услуги. Задачи, которые выполняет при этом консультант, приближают данный вид консультирования к маркетинговому консалтингу. Примером здесь может служить работа специалиста-консультанта, создающего домашние страницы для пользователей сети Интернет. Информация, помещенная на этих страницах, помогает различным компаниям и отдельным магазинам представить свою продукцию или услуги любому потенциальному покупателю и пользователю.

Взаимоотношения вновь образующихся консалтинговых фирм с производителями различных товаров, продуктов и услуг и в нашей стране, и за рубежом постоянно развиваются, совершенствуются, обретают новые формы.

Сегодня их диапазон достаточно широк — от частных консультаций и экспертиз до сотрудничества в реализации крупных долговременных проектов.

Конечным результатом деятельности консультанта в организации, его целью являются, по мнению российских и зарубежных исследователей, решение проблем, возникающих перед заказчиком в управлении различными процессами, и поиск наиболее эффективных для ведения бизнеса путей, способных изменить существующее положение организации и вывести ее на более высокий уровень развития в дальнейшем.

 

4.2. Принципы информационно-консалтинговой
деятельности

 

Отечественной наукой в области управленческого консультирования выявлено, что деятельность специалиста, занимающегося консалтингом, строится на следующих принципах:

Принципы — это основные правила деятельности, нормы поведения.

Выявление принципов позволяет с полной уверенностью обнаружить их тесную связь с информационным консалтингом, который является подвидом управленческого консультирования, и сделать вывод, что знание и соблюдение этих принципов способствуют не только повышению эффективности результатов деятельности клиентской организации, но и лучшему пониманию консультантом своей роли.

1. Производство и манипулирование интеллектуальным товаром: консультант не только производит интеллектуальный продукт, но и делает его доступным для всех, кто в нем нуждается.

2. Независимость оказываемой помощи: консультант по своему особому положению стоит вне организации-клиента, не имеет личных интересов на предприятии; взаимоотношения с клиентом регулируются на условиях контракта, в рамках технического задания и графика выполнения работ.

3.Рекомендательный характер деятельности: рекомендации, выработанные консультантом, необязательны для руководителя организации-клиента, при этом консультант не обладает административной властью по отношению к клиенту и к внедрению своих рекомендаций.

4.Распространение передового опыта: используя достижения науки и передовой опыт, консультант помогает решать проблемы одного типа в разных организациях.

5.Профессиональная компетентность и высокий профессиональный уровень оказываемой помощи:

· консультант знает по консультируемому вопросу значительно больше, чем клиент;

· имеет опыт решения схожих проблем в других организациях;

· обладает достаточной эрудицией и знаниями в проблемной и смежной областях;

· обладает новейшими знаниями, методиками и технологиями информационного консультирования.

6.Содействие повышению профессиональной компетенции работников организации-клиента. В данном случае реализуется обучающая функция информационного консалтинга. Консультант в процессе обучения решает две очень важные задачи:

· готовит руководителей для участия в разработке и внедрении предложений по изменениям;

· повышает эффект консультирования за счет освоения консультируемыми тех же приемов и методов, которые применяет консультант.

7. Соблюдение этических норм и конфиденциальности. Консультант берется за выполнение заданий только тогда, когда у него имеется достаточная квалификация; интересы клиента он ставит выше своих личных интересов. Он ни при каких обстоятельствах не разглашает информацию о клиенте. Он объективен, точен и доброжелателен по отношению к своим клиентам-заказчикам.

8. Оплата услуг на основе фиксированных до начала работы цен независимо от результатов деятельности клиента.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...