Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Взаимосвязь компании, человека и информации в управлении знаниями
Рассмотрим взаимосвязи внутри триады на рисунке 4, а также попытаемся определить необходимые ресурсы или компоненты поддержки, необходимые для эффективного взаимодействия объектов триады. С позиции объекта «Информация» можно выделить следующие связи: «Информация – Компания». Компания является получателем ценности от знаний, которые позволяют ей создавать продукты и услуги и обеспечивают ей конкурентное преимущество в отношениях с заинтересованными сторонами, поэтому компания (или олицетворяющее ее руководство) формулирует требования к содержанию знаний. «Информация – Человек». С одной стороны, человек использует информацию и знания, поэтому именно он уточняет требования к содержанию и формулирует требования к форме предоставления информации. С другой стороны, человек создает знание и представляет его в определенной форме, которая определяет дальнейшие средства работы с этой информацией. Главным компонентом поддержки связи информации и знаний с другими объектами управления знаниями являются информационные технологии, представляющие собой методы и инструменты обработки информации (например, нейронные сети), модели представления знаний (например, онтологии, фреймы), программные средства (например, порталы, программное обеспечение для работы групп (GroupWare), системы электронного документооборота).
С позиции объекта «Человек» существуют следующие связи: 1. «Человек – Компания». Компания создает условия для восприятия, обмена и использования знаний. Здесь можно прислушаться к высказыванию Ларри Прусака: «нужно управлять средой, в которой находятся знания». 2. «Человек – Информация». Получаемая информация и формализованные знания, форма их представления и передачи формируют неформализованные знания и опыт человека. Используемые знания и средства их представления могут формировать требования к людям, например, умение пользоваться редактором Word для поступления на работу. Главным компонентом поддержки связи человека с другими объектами управления знаниями является культура, представляющая собой ценности, принципы, нормы, мотивационную систему, правила и методы работы, которая создается в первую очередь на основе психологии и социологии.
С позиции компании очевидны связи: 1. «Компания – Человек». Человек выполняет действия в компании, через которые знания материализуются в продукты и услуги, то есть люди заставляют знания работать и приносить стоимость. Существующие знания людей, а также их способность обучаться (приобретать новые знания) определяют уровень процессов в компании и ее возможности в конкурентной борьбе. 2. «Компания – Информация». Информация и формализованные знания, имеющиеся в компании, так же как и человек, определяют уровень (качество) процессов в компании и ее возможности в конкурентной борьбе. Главным компонентом поддержки связи компании с другими объектами управления знаниями является организация деятельности, представляющая собой процессы, созданные в компании, организационную структуру, распределение функциональных обязанностей.
Рис. 4. Взаимосвязь основных объектов УЗ
Задачи управления знаниями
Сформулируем практические задачи УЗ с учетом специфики компонентов описанной выше триады. Сложность постановки системы УЗ в компании связана как раз с этой тройственностью, следствием которой является факт, что разные задачи, как правило, попадают в сферу компетенции различных подразделений или сотрудников, что затрудняет координацию и управление процессом, так как возникает частичное дублирование функций. Так, для большинства российских предприятий: «Компания» — это сфера компетенции ответственного за стратегическое планирование (развитие) в компании. «Человек» — это сфера компетенции сотрудников отдела управления персоналом. «Информация» — это сфера компетенции сотрудников отдела информационных технологий. Естественно, что наличие департамента УЗ позитивно повлияет на распределение компетенций и снимет вынужденную избыточность и противоречивость любой распределенной системы. В обобщенном жизненном цикле системы УЗ (СУЗ) можно выделить 4 стадии: 1) диагностика и анализ, 2) получение знаний, 3) создание системы управления знаниями, 4) использование системы. В соответствии с этими стадиями основные задачи представлены в таблице 3. Цветом в таблице выделены три основных объекта управления.
Таблица 3 Обобщенный цикл и задачи УЗ
От уровня информационной зрелости компании зависит количество и качество решаемых в компании задач, представленных в таблице 3. Так, компания KPMG представила в своем отчете результаты анализа практики управления знаниями в 400 компаниях США и Европы. По своей методике Knowledge Journey компания KPMG разделяет организации на 5 уровней в соответствии с решаемыми и решенными в компании задачами управления знаниями: 1 – самый низкий уровень зрелости, а 5 – самый высокий уровень. Результатом исследования стал следующий вывод: «43% компаний находятся на уровне 1, 32% на уровнях 2 или 3, около 10% на 4, только 1% находится на более высокой ступени развития. Это может объясняться дисбалансом стратегий управления знаниями либо в сторону технологий, либо в сторону персонала. Однако для того, чтобы стать компанией, сконцентрированной на знаниях (стадия 5), необходимо развиваться по всем направлениям». В российских компаниях уровень управления знаниями, как правило, еще ниже. Таким образом, большая часть из представленных в таблице задач требует решения. В результате любая компания, решившая начать постановку системы управления знаниями, сталкивается с вопросом: «С чего начать?». Затраты времени на поиск ответа на этот вопрос окупят преждевременные инвестиции в технологические решения — наиболее распространенное и ошибочное начало управления знаниями, несущее разочарование в этой многообещающей области. Рассмотрим простой алгоритм определения приоритетности и последовательности первых шагов становления системы УЗ в организации. Алгоритм переработан из методики компании «PricewaterhouseCoopers» и основан на оценке важности задач и готовности компании. Таблица 4 Расстановка приоритетов между задачами.
Необходимо последовательно ответить на два простых вопроса из таблицы 4, адресованных к каждой задаче из таблицы 3, а затем, сравнив полученные числовые оценки, выбрать задачи с максимальным приоритетом. Понимание стоящих перед компанией задач и последовательности их решения позволит сделать шаг к реальным действиям и начать управлять интеллектуальным капиталом компании, превращая знания в прибыль.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 230. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |