Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятия правотворчества и правообразования, законотворчества




       Право – явление динамичное, развивающееся, обновляющееся. Процесс обновления правовых норм идет постоянно. В существующий массив норм вносятся изменения, дополнения, какие-то нормы утрачивают силу, какие-то правила вводятся впервые.

 

Для адекватного отражения этого процесса в теории выработаны различные понятия.

           

       Наиболее общим является понятие РАЗВИТИЕ ПРАВА – отражает процесс изменения, приращения права.

  • Изменение содержания права (освобождение от устаревших идеологических установок, норм, наслоений и дублирующих механизмов)
  • Структурные изменения в системе юридических учреждений
  • Изменения в правосознании и правовой культуре

 

Изменение правового содержания отражается другой категорией – ПРАВООБРАЗОВАНИЕ

Правообразование – это социальный процесс формирования права, который на своем заключительном этапе смыкается с юридически оформленным процессом правотворчества.

Правотворчество –особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей интересов общества.

Понятием правообразования охватывается не только процедура оформления нормы в НПА, но и процесс формирования (вызревания права в обществе).

Правообразование, формирование права – более широкое и многоаспектное понятие, по отношению к которому правотворчество является лишь заключительным этапом.

 

Таким образом, в правообразовании мы можем выделить два этапа – социальный процесс формирования права, и юридический процесс оформления нормы в официальных источниках права.

 

1. Формирование права. Формирование нормы в обществе.

Изначально право формируется естественно-исторически, до и независимо от деятельности законодателя или иного субъекта правотворчества. Оно формируется в обществе и обнаруживает себя

а) в виде обыкновений, т.е. установившихся в обществе правил поведения, требующих для придания им юридической обязательности признания со стороны государства (например, время оплаты услуги до, во время оказания или после оказания услуги. В одних случаях достаточно обычая, в других законодательная норма. Бытовые услуги, Железнодорожный транспорт, троллейбус, маршрутное такси и т.д.)

б) в виде социальной потребности в урегулировании со стороны государства путем формулирования нормы в НПА. (например норма о возрасте получения паспорта не с 16, а с 14 лет).

 

2. Юридическое (официальное) правотворчество - процесс официального закрепления государственной воли в нормах права.

Правотворчество начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового регулирования (осознание необходимости нормативного регулирования должно вызреть в обществе (например, ПИВО, ТАБАК)), общего представления о юридическом предписании, которое следует издать (требуется ли ЗАПРЕТ, ОГРАНИЧЕНИЕ или РАЗРЕШЕНИЕ и т.д.), а заканчивается разработкой и принятием юридической нормы.

В ситуации с массовым распространением табачных и алкогольных изделий сначала решили ограничить рекламу. И не сразу решились на запрет распития алкогольных напитков в общественных местах.

       Обе части правотворческого процесса неразрывно связаны между собой и представляют целостную процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового документа.

       Без учета процесса правообразования (формирования права) собственно юридический этап закрепления государственной воли не имеет смысла, поскольку не будет отражать реальной потребности в правовом регулировании.

       Поэтому законодатель каждой страны при подготовке НПА стоит перед необходимостью

· исследования различных социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регулировании существующих общественных отношений;

· выявления и тщательного учета при формировании правовых норм многообразных интересов социальных и национальных образований, классов и общества в целом;

· проведения сравнительного анализа подготавливаемой правовой нормы не только с аналогичными установлениями прошлых лет и ныне действующих систем других государств, но и с другими регуляторами общественных отношений (морали, религии, политических и других норм и традиций);

· постановки и проведения в случае необходимости социальных экспериментов для определения наиболее оптимального варианта регулирования рассматриваемых общественных отношений и т.д.

    Например реформа образования.

Вопрос о переводе финансирования школ в соответствии с наполняемостью классов (зависимость от количества учеников, обучающихся в школе). 1.-С какими социальными, демографическими факторами столкнется данная реформа, какие особенности имеет решение этого вопроса на селе, в провинции и т.д. 2. –Анализ зарубежной практики. Например в США, где действует этот принцип, сельских школ немного – одна на несколько населенных пунктов, но они обеспечены транспортом для подвоза детей и кроме того, доктрина американского образования не предполагает воспитательного компонента за пределами учебного процесса. –3. Эксперимент.

Правотворчество – прежде всего деятельность государства. Именно государство в лице своих органов создает основную массу правовых норм. Если же нормы создаются иными структурами помимо государственных, то их правотворческие полномочия определяются государством.

В зависимости от субъекта правотворчества этот процесс реализуется в разных формах.

Формы правотворчества.

1. непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования - референдум. Имеется такое понятие как плебисцит- это опрос населения (чаще всего по вопросам о территориях).

       Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

Вопрос о референдуме как правотворческом акте является довольно спорным. По технологии своего проведения он практически не отличается от плебисцита, т.е. всенародного опроса общественного мнения по вопросам особой важности. Разница лишь в юридическом значении результатов референдума как обязательного решения.

Такая процедура не содержит гарантии прав меньшинства, что существенно отличает ее от процедуры выборов. Выборные технологии предусматривают обеспечения представительства в выборном органе не только большинства и именно поэтому законодатель может выражать общую волю, а не только волю какой-то части общества, пусть и большинства.

Поэтому в законодательстве ряда стран существуют ограничения на проведение референдумов в ситуациях, когда заранее ясно, что корпоративные интересы будут доминировать над общими (например, групповой интерес того или иного этноса в вопросе о границах национально-территориальных образований, интересы различных слоев населения в вопросах о налогах и т.д.)

 

2. государственное правотворчество - непосредственная правоустановительная деятельность полномочных особых государственных органов.

 

       Правотворческая деятельность государства осуществляется в разных видах и формах. В каждой стране существуют свои особенности этой деятельности.

       В Вееликобритании, например, допускается судебная правотворческая деятельность.

       В результате правотворчества государственных органов формируется система законодательства. Является наиболее распространенным в РФ.

Законотворчество – это одна из форм правотворчества - это деятельность представительных органов государственной власти по принятию законов и приданию им юридической силы.

 

       К числу субъектов правотворческой деятельности относятся:

- Федеральное Собрание РФ. – принимает законы и иные акты по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ. Правотворчество осуществляется в соответствии с процедурой, предусмотренной регламентом Государственной Думы и Советом Федерации.

- представительные органы субъектов Федерации. – в соответствии со своей компетенцией, предусмотренной Конституцией и Федеративным договором.

- Президент (указы как нормативного, так и индивидуального и оперативного характера),

- Правительство (правомочно решать вопросы государственного управления. Акты нормативного характера издаются обычно в форме постановлений).

- министерства, государственные комитеты и ведомства РФ (в пределах порученных им сфер управления. Нормативный характер имеют обычно инструкции и постановлений)

- Президенты, Правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства республик, входящих в состав РФ

- главы администраций соответствующих административно-территориальных образований

- администрации объединений, предприятий, учреждений - в пределах своей компетенции.

3. санкционирование правотворчество.

а). санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая. Например, ст. 5 ГК РФ допускает действие обычаев делового оборота. Семейный кодекс регулирует брачный возраст не столько создавая новую норму, сколько закрепляя установившийся обычай, допуская при этом субъектам РФ право самим устанавливать брачный возраст в соответствии со сложившимися обычаями.

б). Разрешенная государством правотворческая деятельность некоторых негосударственных организаций, результатом которой являются исключительно подзаконные акты, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию (например, правотворчество общественных организаций).

в). Заключение имеющих нормативное содержание договоров между различными субъектами права. Юридическая сила таких соглашений неодинакова.

Принципы правотворчества.

Общие принципы:

Демократизм и гласность правотворчества. Проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного и демократичного порядка подготовки и утверждения нормативных актов. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает гарантией от келейности и бюрократизма. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.

Законность правотворчества. В основу принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию НПА должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования НПА. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординации правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам международного права. Специальные принципы:

       Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования.

       Вместе с тем, без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результатов своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу.

       Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственного решения. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональным опытом и знаниями в моделировании законопроектов. Не редко депутаты, не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» законы, тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными высококвалифицированными юристами. Правотворческий дилетантизм приводит к некорректному обращению с законодательством и оборачивается неуважением к самому законодателю.

Работа по совершенствованию правотворческого процесса (по мнению Матузова, Малько) должна осуществляться постоянно и по нескольким направлениям 1. Долгосрочное и краткосрочное планирование, 2. Нужны единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона; 3. Независимая научная экспертиза вносимых законопроектов. Ее мог бы проводить научно-консультационный совет по законодательству при высшем органе законодательной власти; 4. Необходим юридический всеобуч парламентариев правилам законодательной работы.

Системность

Оперативность

Непрерывность

Целесообразность










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...