Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные концепции правопонимания




Правопонимание – это представление о том, что представляет собой право, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Это определенный образ права, который складывается в том или ином обществе и зависит как от практического применения права в той или иной культуре, так и особенностей теоретического мышления той или иной эпохи.

Каждая культура или цивилизация могут формировать свой образ права. Так же и в конкретный исторический период развития человеческой цивилизации, образ права приобретает свои черты в зависимости от накопленного знания о нем и развития научных методов познания.

Многообразие способов восприятия права называется – плюрализмом типов правопонимания.

 

Тип правопонимания – это определенный образ или обобщенная модель права, отражающая общие существенные признаки определенного множества теоретических представлений и понятий о праве и способов практического (ценностного) отношения к праву.

 

Так как практическое отношение к праву складывается в рамках конкретной культуры и формируется как определенная правовая традиция, то тип права будет соответствовать типу правовой семьи: англо-саксонская, романо-германская, религиозно-традиционная и т.п.

Можно выделить и более общие типы, например, западное и восточное правопонимание.

 

Теоретическое понимание права зависит от типа научной рациональности, преобладающего в ту или иную эпоху. Теоретическое понимание формируется в рамках конкретных теорий, школ, концепций, но все они зависят от уровня способа теоретического обобщения господствующего в то время, когда эти теории формировались.

 

Прежде чем перейти к характеристике конкретных школ, концепций, направлений, мы

Сначала постараемся проследить общую генеральную линию развития, которую прошла наука со времени своей институализации до наших дней.

 

В 17-19 вв. сформировалось естественнонаучное понимание мира. Это период так называемой классической науки классической рациональности. Человек верил в силу разума, надеялся с помощью разума объяснить все явления в мире, познать законы его существования, чтобы подчинить природу своим целям. Мир воспринимался существующим объективно. Задача человека познать этот мир и преобразовать его.

Социальные явления – право, государство, общество – человек так же стремился познать по аналогии с природными законами, чтобы устроит мир по разумным законам.

В этот период (период классической рациональности) сложились классические типы правопонимания: естественно-правовоеправопонимание, юридический позитивизм, социологический позитивизм.

Во второй половине 19 – начало 20 вв. стал формироваться новый взгляд на мир. Ученые стали признавать относительность человеческого знания о социальных явлениях. Оказалось, что в социальных науках действует не столько объяснение, сколько понимание. Полностью объективное знание невозможно, т.к. ученый, изучающий общественные явления (право, общество, политику, экономику), сам является частью конкретного общества и привносит в познание свой свои ценностные установки.

Стала формироваться новая научная установка (парадигма) – неклассическая рациональность. Ученые стали исследовать роль сознания, языка, культурных ценностей, психологических установок, как в жизнедеятельности общества, так и в познании общественных явлений.

В правоведении в это время складывается психологическое правопонимание (Петражицкий, Тард), феноменологическое (Адольф Райнах; Н.Н. Алексеев, И.А. Ильин); экзистенциальное правопонимание (Ницше, Бердяев, Сартр), понимающая социология (М. Вебер)

 

В конце 20 в. Сформировалось новое направление научной рациональности - постнеклассическая рациональность. Здесь упор делается на системном характере социальной действительности. Общество рассматривается как целостная система, взаимодействующая со средой. Этой средой может быть как природа, так и более широкая общность.

В праве в рамках такого подхода исследуются его системные свойства (Синюков), право интерпретируется как коммуникация (А.В. Поляков) и т.д.

При этом надо иметь в виду, что классические типы правопонимания получают новую интерпретацию в неклассической и постнеклассической парадигмах.

Традиционные типы правопонимания.

Естественно-правовые концепции права (юснатурализм)

Временные рамки: истоки – в античности. Концептуальное обоснование – век просвещения (17-18 вв)

 

Представители: Гуго Гроций, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, П.И. Новгородцев

 

Основные положения.

 

· Разделяют право на естественное и позитивное (установленное государством).

 

· Естественное право первично по отношению к позитивному и является критерием

       правового характера закона и его справедливости.

 

· Источником естественного права является разумная природа человека и всеобщие

       нравственные принципы.

 

· Естественные права неотъемлемы. К ним относятся право на жизнь, собственность, свободу.

 

Право – это совокупность принципов, субъективных прав, вытекающих из природы человека, независимых от социальных условий, а также нравственных требований к позитивному праву, определяющих должное его содержание.

Разновидности:

 

· Классические концепции. (Гуго Гроций, Джон Локк, Жан-Жак Руссо)

 

 

Школа возрожденного естественного права (Борис Николаевич Чичерин, Павел Иванович Новгородцев, Евгений Николаевич Трубецкой)

Понимали естественное право как совокупность нравственных требований к действующему праву.

Сама идея права возможна только при признании человека основной ценностью и целью общественного развития.

Идея права основана на признании человека носителем абсолютного нравственного и разумного начала, обладающего в силу этого свободой и правом признания этой свободы другими.

 

· Естественное право с изменяющимся содержанием (Рудольф Штаммлер)

"Естественным правом с изменчивым содержанием" называются, отмечал Штаммлер, исторически складывающиеся и меняющиеся идеи, содержащиеся в общественном правосознании, требующие реформы права с точки зрения общественного идеала ("конечная цель").

 

· Неотомизм (Жак Маритен, Иоганнес Месснер)

Возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквинского.

Человек имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопричастности божественному разуму. Признавая существование вечного и неизменного закона, Маритен считал, что естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения человека к богу. Каждая эпоха имеет свой "исторически конкретный идеал". В связи с этим Маритен оценивал как бесплодные попытки составить полный каталог естественных прав индивида на все времена. Разделил естественные права на три категории: фундаментальные, политические и социальные. Разрабатываемые им классификация легла в основу международной доктрины прав человека.

Юридический позитивизм.

Позитивное – и означает установленное, положенное (не прирожденный, не естественный, а установленный людьми порядок).

Временные рамки: Истоки можно проследить в античности (Римская Империя). Как течение мысли в зачаточном виде появился в средневековье в болонской школе юристов (11-12 вв.). Как научное направление получил обоснование в 19 веке.

 

Представители: Джон Остин, Карл Бергбом, Иеремия Бентам, Габриэль Феликсович Шершеневич.

 

Основные положения:

 

· Связь права с государством. Никакого иного права, кроме, опирающейся на государство системы нормативных установлегний не существует.

 

· Основой общественного порядка являются нормы – правила должного или возможного поведения. Они устанавливают не то, что есть, а то, что должно быть

 

· Обязательность норм обеспечивается принудительной силой суверена, а не соответствием их нравственности.

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, выражающих государственную волю (классовую или общенародную), которые установлены, санкционированы и охраняются государством.

 

Разновидности:

· Легизм (этатизм) – Д. Остин,

Право – это продукт государства (отсюда второе название – этатизм). Существует в форме приказа (команды, принудительного установления) официальной власти. Право сводится к принудительно-властным велениям, к формальным источника позитивного права (законам, указам, постановлениям, судебным прецедентам, санкционированным обычаям).

· Нормативизм – Ганс Кельзен (теория чистого права), Г.Ф. Шершеневич

В основе права лежат нормы. Государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривают как совокупность норм, содержащих правила «должного поведения». Право – это нормативно-регулятивная система, имеющая собственное, очищенное от политики содержание. Признаками права являются системность и иерархичность его норм. Каждая верхняя система обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и подчиняется ей. Принцип соответствия одной нормы другой означает строгий режим законности. На вершине иерархии стоит основная норма, закрепленная в конституции.

 

Социологический позитивизм

Временные рамки: Истоки - 19 век.

Представители: Евгений Эрлих, Роско Паунд, Сергей Андреевич Муромцев, Коркунов Николай Михайлович.

 

Основные положения.

· Источником права является общество, а не государство. Право – возникает не по воле государства, а в силу объективных закономерностей общественного развития. Государство только наделяет юридической силой уже сложившиеся в обществе правила, которые в силу полезности обществу, полезны и для государства.

 

· Право существует не в нормах, а в правоотношениях. Сложившиеся в обществе отношения реализуются в типичных поведенческих моделях и только потом оформляются в качестве нормативных текстов (законах, судебных решениях и т.п.)

 

· Критерием права является их действенность, их реализация в конкретных отношениях. А не установленность государством. Установленная государством норма сама по себе не становится правом, если она не реализуется в действиях конкретных лиц – субъектов права.

Право – это система признаваемых и поддерживаемых в обществе отношений, направленных на урегулирование интересов индивидов и их групп и поддержание общественного порядка.

Разновидности:

 

· Живое право (Евгений Эрлих)

Правовые нормы государства, по мнению сторонников теории - это лишь часть права. Наряду с ними существует "живое право", которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное – изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея «гибкости права», т.е., возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Отсюда – отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения.

· Теория солидаризма. Леон Дюги (фр. Юрист), Л.В.Корсаков, Ю.А.Смирнов.

 

Ее суть заключается в том, что индивид не должен противопоставлять себя другому индивиду либо целому коллективу. В свою очередь никакой коллектив не может, не имеет право распоряжаться индивидом. Нормы вытекают из общей для всех солидарности. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий "общие интересы" всех групп.

 

Таким образом, солидаристская концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Главное - понимание права как общественного порядка, основанного на общих интересах и солидарности людей.

· Психологическая концепция сущности права. Лев Иосифович. Петражицкий, Михаил Андреевич Рейснер, Габриэль Тард.

Петражицкий считал, что право имеет психофизическую природу и коренится в сфере человеческих эмоций и переживаний.

Отличительной чертой правовых эмоций считал их императивно-атрибутивный характер. Императивность предполагает индивидуально-личностное осознание обязанности (мы чувствуем себя обязанными). Атрибутивность предполагает осознание своего права требовать от кого-то поведения, соответствующего нашим притязаниям. Но это притязание оправдано, только если оно соответствует переживаемым другой стороной эмоциям долга. Другими словами переживаемая мной обязанность – одновременно переживается мной как чье-то право. Вот эта атрибутивность и является сущностью права.

Разделял право на интуитивное и позитивное.

Интуитивное – определяется психологическим отношением субъекта к позитивному, т.е. установленному властными институтами. Реальным в правовом регулировании является только индивидуальное правосознание, субъективное переживание индивидом правовых установлений. Роль государства в отношении права незначительна.

 

Достоинство этой теории заключается в том, что она обращает внимание на психологическую сторону действия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения. Действительно, в сложной цепи перевода правовых предписаний в фактическое правомерное поведение чувства и переживания индивида, его психологические импульсы выступают тем последним звеном, которое непосредственно соприкасается с конкретным поведенческим актом, определяет его. И вообще, право не может регулировать поведение иначе, как через интеллектуально-психологическую сферу человека.

Другое дело, что нельзя весь сложный механизм формирования правомерного поведения сводить исключительно к психологической, эмоциональной сфере индивида и объяснять все только ею и из нее. Специально-юридические и общесоциальные факторы и механизмы имеют здесь не меньшее значение.

· Реалистическая школа права (Роско Паунд, Карл ЛЛевеллин, Оливер Холмс)

 

Одно из направлений американской социологической юриспруденции, возникшее в 20-х гг. 20 в.  Право – это результат деятельности судьи и направлено на разрешение конфликтов. Отрицают ведущую роль закона в формировании и реализации права. Законодатель, чтобы создать эффективную норму, должен ориентироваться на заранее прогнозируемый результат. Отсюда право – это инструмент, предназначенный для получения заранее предвидимого конкретного результата.

Истоки такого подхода можно увидеть в теории Рудольфа Иеринга.

Иеринг предложил изучать прав не как оторванную от повседневной жизни систему правовых норм и понятий, а как действующий (реальный) правопорядок.

Он выделял в праве формальную и содержательную сторону. Формальная сторона – это нормы, которые обеспечиваются государственным принуждением. С помощью норм создается упорядоченная защита социальных отношений. Содержательная сторона – это совокупность общих и индивидуальных интересов и целей. Право – это юридически защищенный интерес.

Его учение оказало влияние на формирование таких направлений американского правоведения как юридический прагматизм (Роско Паунд) и правовой реализм (Карл ЛЛевеллин).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...