Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы права – это основополагающие начала, на которых строится система права.




ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА — общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью и нормативностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений. Принципы права по своей сущности являются обобщенным отображением объективных закономерностей развития общества. Присущие принципам права свойства универсального и абстрактного освоения социальной действительности обусловливают их особенность в структуре правовой системы механизме правового регулирования, правосознании и т.д. Принципы права являются синтезирующими положениями, объединяющими связями, идеологической основой происхождения, образования, становления и функционирования правовых явлений. Они определяют нормотворческую и правоприменительную деятельность, координируют функционирование механизма правового регулирования, являются критериями оценки правомерности (правовой природы) решений органов государства и действий граждан, формируют правовое мышление и правовую культуру, цементируют систему права. Принципы права возникают при наличии соответствующих объективных условий, имеют исторический характер или отображают результаты рационального, научного осмысления закономерностей развития объективной действительности. Формы существования принципов права разнообразны: в виде исходных положений правовых теорий и концепций, как общие правовые ориентиры поведения субъектов права, содержания правовых норм или их групп (институтов, субинститутов, подотраслей и отраслей права, отраслей законодательства), требования правового регулирования, правовых аксиом, презумпций, правовых ценностей и т.д. В формально-юридическом значении принципы права находят отражение в нормах права, благодаря их формулированию в статьях нормативных правовых актов или детализации в группе норм права и отображения в соответствующих статьях нормативных правовых актов (законодательстве).

Назначение принципов права заключается в том, что они обеспечивают единообразное формулирование норм права, а также их влияние на общественные отношения в форме правового регулирования и иных форм правового воздействия (информационного, ценностно-мотивационного, психологического, системо-образующего и т.д.). Действие принципов права не ограничивается только через правовую систему или механизм правового регулирования, оно, кроме того, непосредственно воздействуют на возникновение и стабильное существование конкретных правоотношений, естественных прав человека. В развитых правовых системах принципы права чаще всего выполняют роль переходного звена от общественных отношений к системе права и правового регулирования.

Все принципы права в зависимости от особенностей и сферы действия подразделяются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Общеправовые, или общие (основные) выступают источниками права, они присущи всем отраслям права, отображают природу, качественное своеобразие права в целом. К ним относят: принцип гуманизма — доминирование в формулировании и функционировании правовой системы неотъемлемых естественных прав и свобод человека, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью общества; принцип равенства граждан перед законом, согласно которому все граждане независимо от национальности, пола, расы, религиозной и иной принадлежности, должностного положения имеют равные общегражданские права и обязанности, несут равную ответственность перед законом;принцип демократизма, означающий, что право, законодательство адекватно отображает волю и интересы народа (общую, или согласованную волю и интересы);принцип законности (правозаконности) — осуществление всех форм государственной деятельности, функционирование гражданского общества на основе и в соответствии с требованиями права, естественными правами и свободами; принцип справедливости, конкретизирующий требования справедливости применительно к правовым формам деятельности государства, его органов и должностных лиц (правотворчеству, применению права, правоохранительной деятельности и правосудию), правовым действиям граждан и их объединений и выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению.

Общеправовые, или общие, принципы права являются разновидностью источников права. В качестве источников права общие принципы применяются практически во всех правовых системах, хотя далеко не в одинаковой мере. Законодательство, сформировавшаяся практика (правовые традиции) стран как общего, так и континентального права допускают в процессе правоприменительной деятельности (в правосудии в особенности) при отсутствии в законе конкретного юридического предписания, а также правового обычая или прецедента ссылаться на общеправовые принципы: справедливости, доброй совести, общих начал права и т.п. Для мусульманских правовых систем характерно разрешение судами дел при наличии пробела в законодательстве в соответствии с принципами шариата, которые как раз-то и признаются основными источниками права. В законодательстве ряда стран (к примеру, в Гражданском кодексе Испании) содержится прямое указание об отнесении общих принципов к источникам права.

В качестве универсального источника общие принципы права применяются в международном праве. Статья 38 Статута Международного Суда гласит, что к числу применяемых судом источников относятся: «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». Основные (общие) принципы международного права сформулированы в Уставе ООН и более пространно — в Декларации о принципах международного права 1970 г. К их числу отнесены: неприменение силы или угрозы силой: мирного разрешения международных споров; невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; обязанность государств сотрудничать друг с другом; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения сторонами международных правоотношений взятых на себя обязательств. Очевидно, что все эти принципы применимы к участникам правового общения на внутригосударственном уровне.

В сравнении с конкретными нормами права (правовыми предписаниями) действие принципов права имеет существенные особенности. Принципы права могут быть: а) легализованы, т.е. закреплены в законе; б) выведены из содержания и смысла законодательства (правовые аксиомы, презумпции права и др.); в) сформулированы юридической практикой, например: «выслушаем и другую сторону», «res judicta» (решенный окончательно судом вопрос не подлежит рассмотрению вновь тем же судом или судом параллельной юрисдикции), «никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет», «бремя доказательства возлагается на сторону, предъявившую иск»; принципы незлоупотребления правом и др. Все принципы права независимо от объема их нормативности оказывают специально-юридическое, т.е. регулятивное воздействие на поведение людей. Однако в отличие от конкретных предписаний они действуют двояко — опосредованно (через конкретные предписания, присутствуя в них «незримо») и непосредственно, т.е. выступают ориентирами поведения конкретных участников правоотношений. Тем самым как уникальные средства организации правовой жизни общества принципы права распространяют свое влияние на все области правового, охватывают своим содержанием как акты саморегуляции, так и те действия, которые непосредственно регламентированы юридическими предписаниями. Наложение правовых принципов на практические действия позволяет при отсутствии конкретных предписаний закона, норм обычного или прецедентного права определять их соотносимость с природой права, указывать на их правомерный или противоправный характер.

 

 

Правовые аксиомы: кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; люди рождаются свободными и равными в правах; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; да будет выслушана вторая сторона; гнев не оправдывает правонарушения; один свидетель – не свидетель; если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан; показания взвешивают, а не считают; тот, кто щадит виновного, наказывает невиновных; правосудие укрепляет государство; власть существует только для добра и другие. Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль

Выделяют три вида принципов:

1).Общие принципы, которые присущи всем правовым явлениям. Они сформулированы в конституции. Это законность равенство всех перед законом и другие

2) .Межотраслевые принципы, которые присущи нескольким отраслям права: независимость судей

3). Отраслевые – присущие только одной конкретной отрасли права: диспозитивность, равенство сторон – принципы, присущие только гражданскому праву.

 

НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА.

 

    Норма права - Признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения

Структура правовой нормы

 

       Структура правовой нормы представляет собой ее внутреннее строение. С точки зрения своей структуры норма права включает в себя 3 элемента:


· гипотеза;
· диспозиция;
· санкция.


       Гипотеза нормы права - эта часть нормы, указывающая на условия, при наличии которых данная норма вступает в действие.
Этими условиями может быть указание на круг лиц, на которых норма распространяется; или же указание на обстоятельства, при наступлении которых действует норма.
       Диспозиция - это часть нормы, которая содержит в себе само правило поведения.
Это основное в правовой норме, ее регулирующая часть. Диспозиция указывает на права и обязанности лицучастников правоотношения. Это и есть сама норма в узком смысле.
       Санкция нормы права - это часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, которые наступят при неисполнении предписаний правовой нормы.
Санкция называет меры юридической ответственности, говорит о конкретном виде наказания.     Cанкции могут быть и поощрительными. Такие положительные санкции указывают на меры поощрения, которые применяются при определенном социальнополезном поведении лиц.

       Однако в законодательстве практически не встречается правовых норм, которые бы имели подобное трехчленное строение. Нормы, зафиксированные в законодательстве, содержат краткие, конкретные предписания, касающиеся поведения субъектов в данной ситуации.

           

       С точки зрения структуры правовые нормы можно подразделить на

 

Ø ·логические нормы·

Ø Нормы-предписания.

       Логическая норма - это выведенное логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственновластную, регулятивную природу.
           

       Логическая норма обладает полной структурой, т.е. включает в себя все три элемента: и гипотезу, и диспозицию, и санкцию.

       Логическая норма представляет собой классическую композицию нормативного материала. Это означает, что такое нормативное обобщение включает все основные свойства права, все основные способы воздействия на поведение людей. Предполагается, что для того, чтобы правило поведения (норма) действовало, нужно оговорить следующее: 1) что нужно делать, т.е. само правило поведения, 2) когда это нужно делать, т.е. условия выполнения правила поведения и 3) чем это обеспечено, т.е. последствия невыполнения правила. Вот эти моменты и оговаривает логическая норма.

       Логическая норма выводится путем анализа всего нормативного материала. Ее элементы "разбросаны" в различных предписаниях, статьях нормативного акта. Однако, чтобы право было действующим, эффективным регулятором общественных отношений необходимо, чтобы во всей совокупности нормативных актов можно было выявить все элементы логической нормы, хотя она и не представлена в тексте нормативного акта в виде цельной единицы, фрагмента. При отсутствии какого-либо элемента норма права является недействующей, ее невозможно будет применить.

       Структура логической нормы выражается формулой если - то - иначе,

где если - это начало гипотезы нормы, то - это диспозиция нормы, а иначе - это начало санкции правовой нормы.

       Эти слова не присутствуют в тексте нормативного акта, они мысленно, логически подставляются в текст статей, чтобы сформулировать логическую норму.

 

Пример:

       Ст.63 Семейного Кодекса РФ говорит об обязанностях родителей. Логическая норма, соответствующая этому предписанию, может выглядеть следующим образом: если лица имеют детей, т.е. являются родителями, то они должны выполнять родительские обязанности (заботиться о здоровье, физическом, психическом, нравственном, духовном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования), иначе (в противном случае) они будут лишены родительских прав. Однако эти положения содержатся не в одной статье СК, а в нескольких, например, ст.63 (права и обязанности родителей), ст. 69 (лишение родительских прав) и последующих.

       Одна логическая норма может соответствовать нескольким более конкретным нормам-предписаниям. Так, о правах и обязанностях родителей говорится во многих нормах СК, однако формулировка логической нормы для конкретных видов родительских обязанностей будет неизменной.

       Норма-предписание- это элементарное нормативное государственно-властное веление, выраженное в статье нормативно-правового акта.
       Норма-предписание не домысливается, не выводится логическим путем, она соответствует какому-либо подразделению нормативно-правового акта: статье, части статьи, абзацу, пункту, отдельному предложению или даже его части.
           

       Например, ч.1 ст. 16 СК РФ говорит, что брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления одного из супругов умершим.

 

       Именно норму - предписание имеют в виду, когда говорят о нормах права вообще. (В отношении логической нормы всегда добавляют, что имеют в виду именно логическую норму). Все признаки правовых норм, о которых мы с Вами говорили выше, и все виды норм, о которых мы еще будем говорить, - все это относится именно к норме-предписанию.

 

       Норма-предписание имеет неполную, усеченную двучленную структуру.

 

       Причем структура нормы зависит от вида правовых норм

  • регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции
  • охранительные нормы - из гипотезы (слитой воедино с диспозицией) и санкции.

 

       Структура нормы-предписания выражается формулой если - то.

Например, Структура ст. 16 СК такова: "Если один из супругов умирает или признается судом умершим, то брак расторгается". Это регулятивная норма, и в данном случае налицо гипотеза (если...) и диспозиция (то...). Примером охранительной нормы может служить ст. 105 УК РФ (если совершается убийство, то это наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...