Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 10 Общественное мнение как социальный институт.
Понятие индивидуальное, групповое, коллективное и общественное мнение. Общественное мнение как социальный институт. Атрибуты, факторы формирования и измеряемые характеристики общественного мнения. Субъект и объект общественного мнения. Функции общественного мнения. Формы институционализации и выражения общественного мнения как института социального контроля. Методы исследования общественного мнения. Цель – изучить структуру, факторы формирования общественного мнения в пределах социальной ситуации, определить функции общественного мнения при решении социальных и профессиональных задач, на основе применения методологии и методов социологии. По данной теме необходимо: Знать: соотношение содержания понятий «групповое», «коллективное» и «общественное мнение», специфику общественного мнения как социального института. Атрибуты, факторы формирования и измеряемые характеристика общественного мнения. Функции общественного мнения. Формы институционализации и выражения общественного мнения как института социального контроля. Методы измерения общественного мнения. Уметь: описать измеряемые характеристика общественного мнения, определить факторы его формирования и основные функции в границах социальной ситуации, при решении социальных и профессиональных задач, на основе применения методологии и методов социологии. Методические указания по изучению темы При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля. Следует начать с определения содержания и соотношения понятий «мнение» и «суждение», затем перейти к характеристике и факторам формирования «индивидуального» (личного), «группового», «коллективного» и «общественного мнения», используя такие понятия как «социальная оценка», «коммуникация», «социальная ситуация», «ситуация коммуникации». Обоснуйте, в чем состоит социологический подход к анализу общественного мнения. При рассмотрении общественного мнения обратите внимание на институциональные признаки общественного мнения, специфику его атрибутов: объекта, предмета, субъектность, проблемность, ситуативность, публичность, актуальность. При характеристики общественного мнения обратитесь к таким социальным группировкам как аудитория и публика. Для более всестороннего изучения общественного мнения обратитесь к его концептуальным интерпретациям. Обратите внимание на специфику и факторы институционального формирования и функционирования общественного мнения. Рассмотрите функции общественного мнения: оценочную, нормативную, информационную, аналитическую, адаптирующую, социального контроля, культуронаследования, экспрессивную. Сравните формы институционализации общественного мнения в современном российском обществе. Особое внимание обратите на манипулирование общественным мнением, что предполагает определение процесса манипулирования, установление его институциональных субъектов, целей и функций, типично реализуемых в процессах массового манипулирования. В заключении обратитесь к методам исследования и мониторинга общественного мнения. Литература Основная: [197]; [198]; [42]; [64]. Дополнительная: [239]; [238]; [259]; [263]; [264]; [265]; [269, с. 575-586]. Электронные ресурсы: [298]. Вопросы для самоконтроля 1. Содержание понятий «мнение», «суждение», «социальная оценка», «коммуникация», «ситуация коммуникации». 2. Соотношение понятий «индивидуальное», «групповое», «коллективное» и «общественное мнение». 3. Специфические признаки социального института свойственные общественному мнению. 4. Атрибуты общественного мнения: объект, предмет, субъектность, проблемность, ситуативность, публичность, актуальность. 5. Функции общественного мнения: оценочная, нормативная, информационная, аналитическая, адаптирующая, социального контроля, культуронаследования, экспрессивная. 6. Институциональные формы общественного мнения, их воздействие на массовое поведение. 7. Аудитория и публика как субъекты общественного мнения. 8. Формы институционализации общественного мнения современном российском обществе. 9. Формы воздействия социальных институтов на формирование общественного мнения. 10. Манипулирование общественным мнением: субъекты, цели, функции. 11. Методы исследования и мониторинга общественного мнения. Тема 11 Социология социальных изменений. Характеристика и соотношение понятий «социальный процесс», «социальное развитие», «социальное изменение». Концепции социального прогресса. Социальные изменения: понятие, теоретические подходы. Виды социальных изменений. Уровни и характер социальных изменений. Социальные движения: типы и виды. Жизненные циклы социальных движений. Революция как форма социальных изменений. Социальные реформы. Социальные революции и реформы. Мировая система и процессы глобализации. Цель изучения темы: понимание социальной сущности коллективного поведения; форм и видов социальных и культурных изменений, в том числе, в контексте модернизации современных обществ и России; какие виды социальных процессов изучает социология. По данной теме необходимо: Знать какие типы социальных движений существуют, что влияет на их развитие и распространение, какие их жизненные циклы выделяют в социологии, что представляют собой процессы глобализации и их возможные риски, соотношение реформ и революций в общественном развитии. Уметьоценивать достижения социального прогресса на основе знания исторического контекста социальных изменений и социальных реформ, в том числе в России; анализировать с социологической точки зрения основные социальные процессы в своей стране и за её пределами; находить и использовать социальную информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих социальных проблемах и происходящих социальных изменениях. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 162. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |