Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические указания по изучению темы
При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля. Следует начать с определения и соотношения содержания понятий «социальная структура» и «социальная структура общества». Установите факторы и критерии социальной дифференциации (расчленения) и социального неравенства как специфической формы социальной дифференциации, при которой индивиды, социальные группы, слои, классы занимают на разные позиции в социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Определите понятие «социальный статус и ранг», «реальный статус и социальный престиж» их применение в качестве критериев и факторов социальной дифференциации. Дайте общую характеристику статусов, статусной идентификации и статусной диспозиции, социальной дистанции и обратите внимание на процессы выравнивания статусов, статусного несоответствия. Перейдите к рассмотрению понятий «группа, статусная группа и социально-групповая структура» в социологии. Рассмотрите проблему выделения реальных и номинальных групп в социологии. Сравните критерии выделения, признаки групп: малых, первичных, вторичных, формальных и неформальных, референтных, внешних и внутренних, маргинальных. Следующий блок вопросов связан с процессами социальной стратификации общества. Необходимо рассмотреть понятие «стратификация» как социальную дифференциацию и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях и «стратификационная идентификация» в социологии. Используйте концепции стратификации П.Сорокина и М. Вебера в качестве методологических оснований стратификационного анализа. Рассмотрите основные виды и критерии стратификации: одномерная, многомерная, индивидуальная, групповая, экономическая, политическая, профессиональная. Определите критерии выделения страт, их количественное соотношение и конструирование стратификационной модели современного российского общества. Обратите внимание на проблему определения структуры и объема «среднего класса (средних слоев)», факторы и тенденции изменения в структуре «старого (традиционного)» и «нового» среднего класса. Рассматривая проблемы классового анализа общества, обратитесь к основным положениям классовыхтеорий К.Маркса, М. Вебера, У. Уорнера, Э. Райта. Определите критерии классовой дифференциации и классовой структура общества на основе рассмотренных концепций. Подготовьтесь к групповому дискуссионному обсуждению проблемы соотношения классовой стратификационной структуры российского общества. Установите содержание понятия «социальная общность». Рассмотрите социальные общности: целевые, профессиональные, массовые, религиозные, социально-территориальные (территориальные). Факторы и социальные последствия социально-территориального неравенства. Рассмотрите факторы формирования и признаки этноса (этническая и этнографическая общность), нации, народности, диаспоры. Определите содержание этнических процессов и их социальные последствия: этнической идентификации, этнической миксации и аккомодации, аккультурации, ассимиляции (добровольной и насильственной), билингвизма, мультикультурализма, этноцентризма, ксенофобии, геноцида. Обращаясь к проблемам изменений социальной структуры общества необходимо определить содержание, факторы, виды и социальные последствия социальной мобильности маргинализации и аномии, миграции как социальных процессов. Литература Основная: [139, гл. 21, 22, 23, 24, с. 504-566]; [187, Раздел 4, с. 222, с. 227, с. 235]; [27]; [69]; [84]; [47]; [89]; [7]; [174]; [176]; [16]; [172]; [173]; [182]; [2]; [51]; [193]; [80]; [128]; [175]; [19]. Дополнительная: [226, с. 13-70]; [235, с. 185-192]. Электронные ресурсы: [281]; [282]; [286]; [293]; [294]; [295]. Вопросы для самоконтроля. 1. Соотнесите понятия «социальная структура и социальная структура общества». 2. Социальная дифференциация и социальное неравенство: понятие, формы, факторы. 3. Социальный статус как критерий и фактор социальной дифференциации. 4. Общая характеристика, измеряемые показатели статусов: прирожденный, приписываемый, предписанный (аскриптивый), достигнутый, экономический, социально-экономический (главный), обобщенный, маргинальный, личный. 5. Реальный статус и социальный престиж. Определение «статусного набора». 6. Измерение статусных различий: социальная дистанция, статусная идентификация и диспозиция, выравнивание статусов, статусное несоответствие и несовместимость. 7. Понятие «группа» и проблема выделения групп в социологии: реальные и номинальные группы. 8. Типология групп: малые, первичные, вторичные, ранговые, статусные, формальные и неформальные, референтные, внешние и внутренние, маргинальные. 9. Понятие «стратификация» и «стратификационная идентификация» в социологии. 10. Концепция стратификации П.Сорокина: экономическая, политическая и профессиональная стратификация, флуктуация. 11. Концепция стратификации М. Вебера: критерии дифференциации и неравенства. 12. Измерение, основные виды и критерии стратификации: одномерная, многомерная, индивидуальная групповой, экономическая, политическая, профессиональная. 13. Стратификационная модель современного российского общества: элиты, субэлиты, средние страты, «базовый слой», «социальное дно». 14. Проблема определения структуры и объема «среднего класса». 15. Понятие «социального класса». Классовая дифференциация и классовая структура общества. 16. Классовыетеории К. Маркса, М. Вебера, У. Уорнера, Э. Райта. 17. Проблема классового анализа современного общества (концепция П. Бурдье). 18. Социальные общности: целевые, профессиональные, массовые, религиозные, социально-территориальные (территориальные). 19. Этническая общность (этнос): суперэтнос, нация, народность, этническая группа, диаспора. 20. Этнические процессы и их социальные последствия: этническая миксация, этническая идентификация, аккомодации, аккультурации, ассимиляции (добровольная и насильственная ассимиляция), билингвизм, мультикультурализм, этноцентризм, ксенофобия, расовая и национальная нетерпимость, геноцид. 21. Содержание, факторы и социальные последствия маргинализации и аномии. 22. Факторы, виды социальной мобильности, тенденции изменений в российском обществе. 23. Миграция как социальный процесс: факторы, виды, социальные последствия.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 146. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |