Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания по изучению темы




При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.

Начинать самостоятельное изучение данной темы необходимо с анализа особенностей трансформации российского общества на современном этапе развития. Среди этих особенностей главное внимание необходимо обратить на переход от тотально этатизированной экономики к частично регулируемым государством рыночным отношениям на основе частной собственности; на реформу политической системы; на трансформацию социальной структуры и вытекающие из нее негативные процессы социального расслоения и бедности; на определенный кризис в духовной сфере и сфере межнациональных отношений.

Затем нужно рассмотреть основные модели социально-политического и социально-экономического развития России, приводимые в современной социологической научной литературе (прежде всего, в журнальных статьях и материалах научных конференций).

Особое внимание нужно уделить изучению социальной сферы современной России, изучить основные проблемы (маргинализация определённых слоев населения; появление так называемых «новых бедных»; рост децильного коэффициента; трудности в формировании «среднего» класса; основные варианты программ социальной защиты населения в условиях коренных реформ и др.), проанализировать возможные пути разрешения данных проблем.

В заключение изучения данной темы нужно обратить внимание на дискутируемые в научной литературе пути перехода России в стадию постиндустриального развития. Для этого необходимо, прежде всего, проанализировать место и роль России в современном мире, опираясь на изучение монографической литературы.

Литература

Основная: [44]; [28]; [192]; [45]; [4]; [201]; [133]; [224].

Дополнительная: [184]; [124]; [94]; [15]; [252, Часть 3, с. 171-264].

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются основные препятствия на пути превращения России в «процветающее» демократическое государство? Назовите несколько, на ваш взгляд, основных.

2. Что такое «социальная сфера»? Назовите основные тенденции ее развития и изменения в современной России.

3. Что означает «адресная социальная защита населения»?

4. Что такое «постиндустриальное общество»?

5. Какими социокультурными особенностями отличается процесс реформирования современной России?

6. В чём состоят перспективы духовного возрождения России, в чём, по вашему мнению, основы этого возрождения?

7. Назовите союзников России в современном мире.

8. Что такое «парадигма стратегического развития социума»?

9. Каковы перспективы формирования гуманистической парадигмы постиндустриального общества?

10. Чем, по вашему мнению, определяется качество жизни современного социума и всех её составляющих?

 

Тема 13 Методы социологического исследования.

Социологическое исследование: содержание, структура, виды.

Прикладные социологические исследования. Этапы прикладного социологического исследования: подготовительный этап или этап разработки программы социологического исследования; полевой этап или этап сбора эмпирических данных; подготовка к обработке и обработка информации; анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования.

Общая характеристика количественных и качественных методов социологического исследования: опрос, наблюдение, метод экспертных оценок; анализ документов, эксперимент. Основное содержание выборочного метода и виды выборки.

Цель – изучение методов, техник и процедур прикладного социологического исследования, функционально объединенных и эмпирически применяемых для получения достоверной информации об изучаемом социальном явлении или процессе.

По данной теме необходимо:

Знать общенаучные и специальные методы социологического исследования; количественные и качественные методы в социологии; этапы социологического исследования; понятия «генеральная совокупность», «выборочная совокупность», «репрезентативность выборки», «ошибка выборки»; составляющие ошибки выборки; методы и технические приемы сбора и анализа социологической информации.

Уметь охарактеризовать отличительные признаки опросных методов (анкетирование, интервью, экспертный опрос), наблюдения, социологического эксперимента и анализа документов; при помощи, полученной в ходе исследования социологической информации, обеспечить информационно-коммуникативную поддержку в решении социальных и профессиональных задач.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 140.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...