Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания по изучению темы




При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.

Необходимо отметить, что любая наука достигает зрелости, т. е. становится самостоятельной, когда она переходит в парадигмальный статус, который характеризуется наличием одной или нескольких ясно и четко выраженных парадигм. Социология, минуя стадию монопарадигмального статуса, прошла путь развития от допарадигмального к полипарадигмальному статусу.

Социологические парадигмы обосновывают наличие и значение различных основных элементов социальной реальности. Основным социологическим парадигмам соответствуют и определенные виды социологических теорий. Для лучшего понимания социологических парадигм и, соответственно, теорий, целесообразно начать ознакомление с ними с изучения концепций О. Конта, К. Маркса, М. Вебера, чьи идеи стали во многом основой парадигм и получили развитие в современной социологии: в структурно-функциональной теории, символическом интеракционизме, феноменологии, этнометодологии, теории социального обмена и других.

Необходимо уделить внимание и русской социологии XIX – начала XX веков, в которой получили развитие, как идеи западной социологии, так и проблематика, актуальная для русского общества. К основным течениям и школам русской социологии того периода относятся органическая, географическая, субъективная школы, марксистская социология, юридическая социология, психологическая социология.

В начале XX века начался творческий путь одного из крупнейших социологов XX века – П. Сорокина, который в 1922 году был вынужден эмигрировать из России в США. Интегральная социология П. Сорокина оказала большое влияние на развитие мировой социологии. К его научному творчеству принадлежит разработка концепций социологии революций, социальной стратификации и мобильности, социокультурной динамики и ряда других.

Изучение социологических парадигм облегчит понимание основных проблем социологии, затрагиваемых в данном курсе.

Литература

Основная: [9, гл. 2, 3, с. 19-119]; [183, Раздел 2, 3, 4, с. 22-277]; [190]; [211]; [36]; [39]; [48]; [101]; [23]; [59]; [136]; [68]; [159]; [188].

Дополнительная: [40]; [65]; [46]; [102]; [66]; [171].

Вопросы для самоконтроля

1. Кто ввел понятие «парадигма» и что оно означает?

2. Какие парадигмы выделяют в современной социологии? Почему в социологической теории одновременно признаются несколько парадигм?

3. Какие основные школы были представлены в зарубежной социологии XIX века, в русской социологии XIX – начала XX веков?

4. Какие социологи относятся к зарубежной социологии второй половины XIX века? Перечислите их основные идеи.

5. Сущность и главные идеи современных социологических теорий:

- символического интеракционизма;

- структурно-функциональной теории;

- феноменологии;

- этнометодологии;

- теории социального обмена;

- структурализма;

- конструктивизма.

 

Тема 3 Социальное взаимодействие и социальные отношения.

Общество как социальная система.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система.

Понятие «социальное взаимодействие». Социальные связи и отношения. Виды социальных отношений: экономические, политические, социокультурные. Понятие «социальная система». Иерархия социальных систем. Факторы интеграции социальных систем. Социальная система и ее структура. Общество как социокультурная система. Общество и социальные институты. Культура как фактор социальных изменений.

Целью изучения темы является: освоение содержания исходных понятий социологии, их применение в методологии социологических исследований.

По данной теме необходимо:

знать: содержание понятий «социальное действие и взаимодействие», «социальные связи и отношения», «социальная система и структура», общества и социокультурных процессов как факторов социальных изменений.

уметь: использовать понятие «социальное действие, взаимодействие, система» в социологическом анализе. Определить структуру, атрибуты, факторы интеграции социальных систем, определить основные типы культуры и субкультур, социокультурных процессы в современном обществе.

Методические указания по изучению темы

При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.

Исходным понятиями изучения данной темы являются понятия «социальное действие» и «социальное взаимодействие». Обратитесь к определению и обоснованию данных понятий в социологических теориях М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса. Определите «социальные потребности» как факторы «социального действия».

Для более всесторонней характеристики «социального взаимодействия» рекомендуется обратиться к его пониманию в теории социального обмена и символического интеракционизма.

Затем необходимо рассмотреть содержание и основные виды социальных связей и отношений, прежде всего экономические, политические, социокультурные. Установите различие содержания понятий «социальные связи» и «социальные отношения».

Далее, определите понятия «социальная структура и система», остановитесь на характеристики структур, образующих социальную систему и ее атрибутах (интеграция, целостность, эмерджентность), типах и иерархии социальных систем.

Важным для дальнейшего изучения социологии является уяснение факторов интеграции социальных систем, которые образуют соответствующие структуры системы: статусы, роли, социальные нормы и ценности, социальный контроль.

Общество в социологии рассматривается как социокультурная система. Обратитесь к пониманию и характеристике общества в классических (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К.Маркс) и современных социологических теориях (Т. Парсонс, К. Поппер, Э.Шилз, Н. Луман). Сравните основные типы общества, представленные в социологических теориях.

Необходимо обратить внимание на социологическое определение культуры, основные понятия социологического анализа культуры:культурный объект, признак, цикл, плюрализм, сдвиг, барьер, шок, артефакт. Определить атрибуты основных типов культуры, их особенности в российском обществе: массовой, элитарной, субкультуры и контркультуры.

Обратите внимание на многообразие и неоднозначность проявления социокультурных процессов и изменений в современном обществе, таких как: культурная адаптация, аккумуляция, аккомодация, ассимиляция, билингвизм, дифференциация, диффузия. Рассмотрите социальные факторы и последствия мультикультурализма, этноцентризма, культурной интеграции.

Литература

Основная: [139, гл. 7, 8, с. 165-213, гл. 14, с. 330-343]; [9, гл. 9, с. 244-260]; [206, гл. 3, с. 38-73, гл. 7, с. 120-157]; [100, гл. 6, с. 175-196]; [109]; [78]; [14]; [35]; [43]; [55]; [62]; [75]; [76]; [78]; [95]; [97]; [99]; [108]; [111]; [114]; [118]; [123]; [131]; [143]; [149]; [150]; [157]; [158]; [160]; [164]; [179]; [213]; [214]; [212].

Дополнительная: [227]; [242]; [248]; [253]; [272]; [278]; [279].

Электронные ресурсы:  [296].

Вопросы для самоконтроля

1. «Социальное действие» и «социальное взаимодействие» как исходные понятия социологического анализа. Социальные потребности.

2. Понятие, типология «действия» М. Вебера. Теория «действия» Т. Парсонса.

3. Элементы, типология социального взаимодействия П. Сорокина.

4. Объективные и субъективные компоненты взаимодействия.

5. Социальные контакты, непосредственные и опосредованные взаимодействия.

6. Социальные последствия взаимодействий: социальные зависимости, связи, отношения взаимодействующих субъектов.

7. Содержание понятий «социальная связь и социальное отношение». Формы и виды социальных связей и отношений.

8. Понятие «социальная система». Структура, структурная дифференциация, атрибуты социальной системы. Концепция социальной системы Т. Парсонса. Иерархия социальных систем.

9. Факторы интеграции социальных систем: статус, роль, нормы, ценности, социальный контроль и санкции.

10. Понятие общество в классической и современной социологической теории.

11. Основные понятия социологического анализа культуры:культурный объект, признак, цикл, плюрализм, сдвиг, барьер, шок, артефакт.

12. Понятие и основные типы культуры. Субкультура и контркультура.

13. Социокультурные процессы и изменения в современном обществе: культурные изменения, отставание и сдвиг (дрейф), культурная дифференциация и стратификация, культурная адаптация, аккумуляция, аккомодация, ассимиляция, билингвизм, диффузия.

14. Содержание и социальные последствия мультикультурализма, этноцентризма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 152.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...