Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 12 Современное российское общество: перспективы развития и место в современном мире.
Переходный характер современного этапа развития России: от тоталитаризма и авторитаризма к политической демократии и рыночным отношениям в экономической сфере. Реформирование политических и государственных институтов. Процессы социального расслоения. Социальные конфликты: причины, субъекты и способы разрешения. Аномия и процессы деинституциализации. Варианты социально-политического развития: плюрализм гипотез. Формирование основ гражданского общества. Социальная политика современного Российского государства. Создание «среднего» класса и процессы маргинализации. Перспективы духовного возрождения России. Формирование самостоятельной, активной, ответственной перед обществом личности. Становление мировой системы. Место России в мировом сообществе. Цель изучения темы: понимание сущности социальных процессов реформирования современного российского общества; проблем и рисков на современном этапе модернизации нашей страны; места России в мировом сообществе; перспектив её перехода в стадию постиндустриального развития. По данной теме необходимо: Знать основные тенденции изменения российского общества с учётом социокультурных особенностей его реформирования и модернизации; основные варианты его социально-политического развития; основные факторы, влияющие на образование новых страт, изменение социальной структуры при переходе в стадию постиндустриального развития. Уметь анализировать сущность основных процессов, происходящих в сфере социальной и социально-политической жизни общества, социальных отношениях и процессах на пути модернизации и перехода России в стадию постиндустриального развития; находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в современной геополитической обстановке. План семинарского занятия 1. Особенности трансформации российского общества на современном этапе развития. 2. Социальная сфера: основные проблемы и пути их разрешения в современной России. 3. Место и роль России в мировом сообществе. 4. Общенациональные задачи России в XXI веке. Методические указания по изучению темы Необходимо проработать и последовательно рассмотреть вопросы семинарского занятия, подготовится к участию в интерактивной дискуссии на основе раскрытия понятийной структуры и анализа проблем изучаемой темы. Определите содержание и взаимосвязь указанных понятий: «трансформация общества», «социальная сфера», «социетальные сферы общества», «социальная проблема», «миро-система», «новый север – виртуальный континент», «гиперсевер – русский мир», «общенациональные задачи», «демографическая проблема», «миграция», «трудовая миграция», «экономическая миграция», «политическая иммиграция», «индустриальное общество», «постиндустриальное общество», «информационное общество». Вопросы для самопроверки: 1. В чем заключаются основные препятствия на пути превращения России в «процветающее» демократическое государство? Назовите несколько, на ваш взгляд, основных. 2. Что такое «социальная сфера»? Назовите основные тенденции ее развития и изменения в современной России. 3. Какими социокультурными особенностями отличается процесс реформирования современной России? 4. В чём состоят перспективы духовного возрождения России, в чём, по вашему мнению, основы этого возрождения? 5. Назовите союзников России в современном мире. 6. Каковы перспективы формирования гуманистической парадигмы постиндустриального общества? 7. Чем, по вашему мнению, определяется качество жизни современного социума и всех её составляющих? Литература Основная: [44]; [28]; [192]; [45]; [4]; [201]; [133]; [224]. Дополнительная: [184]; [124]; [94]; [15]; [252, Часть 3, с. 171-264].
Тема 13 Методы социологического исследования. Социологическое исследование: содержание, структура, виды. Прикладные социологические исследования. Этапы прикладного социологического исследования: подготовительный этап или этап разработки программы социологического исследования; полевой этап или этап сбора эмпирических данных; подготовка к обработке и обработка информации; анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования. Общая характеристика количественных и качественных методов социологического исследования: опрос, наблюдение, метод экспертных оценок; анализ документов, эксперимент. Основное содержание выборочного метода и виды выборки. Цель – изучение методов, техник и процедур прикладного социологического исследования, функционально объединенных и эмпирически применяемых для получения достоверной информации об изучаемом социальном явлении или процессе. По данной теме необходимо: Знать общенаучные и специальные методы социологического исследования; количественные и качественные методы в социологии; этапы социологического исследования; понятия «генеральная совокупность», «выборочная совокупность», «репрезентативность выборки», «ошибка выборки»; составляющие ошибки выборки; методы и технические приемы сбора и анализа социологической информации. Уметь охарактеризовать отличительные признаки опросных методов (анкетирование, интервью, экспертный опрос), наблюдения, социологического эксперимента и анализа документов; при помощи, полученной в ходе исследования социологической информации, обеспечить информационно-коммуникативную поддержку в решении социальных и профессиональных задач. План семинарского занятия 1. Понятие метода, методологии и методики социологического исследования. Общенаучные и специальные методы социологического исследования. 2. Виды социологического исследования: пилотажные, полевые, сравнительные, повторные, панельные, лонгитюдные, трендовые, когортные. 3. Понятие прикладного социологического исследования. Выборочный метод и процедура формирования выборки. Ошибка выборки, виды ошибок. 4. Этапы прикладного социологического исследования: подготовительный этап или этап разработки программы социологического исследования; полевой этап или этап сбора эмпирических данных; подготовка к обработке и обработка информации; анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования. 5. Методы сбора социологической информации: включенное и невключенное наблюдения; свободное интервью и формализованный опрос; метод экспертных оценок; контент-анализ, эксперимент. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 161. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |