Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания по изучению темы




Необходимо проработать и последовательно рассмотреть вопросы семинарского занятия, подготовиться к участию в интерактивной дискуссии, на основе раскрытия понятийной структуры и анализа проблем изучаемой темы.

Определите содержание и взаимосвязь указанных понятий: парадигма, полипарадигмальность, парадигма социальных фактов (структурно-функциональный анализ (функционализм) и теории конфликта – Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф), парадигма социальных дефиниций (символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология - М. Вебер, А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман), парадигма социального поведении (бихевиористской социологии – Б. Скиннер, теории социального обмена – Дж. Хоманс), парадигма социально-исторического детерминизма (К.Маркс), социологический позитивизм, социологический номинализм, социологический реализм, социологический натурализм и органицизм, структурный-функционализм, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология, теория социального обмена, Дюркгейм (социальные факты, социологизм, коллективные представления, солидарность механическая и органическая, аномия), Вебер (идеальный тип, действие социальное, целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное, господство и власть – традиционная, рационально-легальная, харизматическая).

Вопросы для самопроверки:

1. Что означает понятие «парадигма» и почему социология признается полипарадигмальной наукой?

2. Каковы основные положения позитивизма О. Конта и эволюционизма Г. Спенсера?

3. В чем заключается «социологизм» Э. Дюркгейма?

4. Какой метод в социологии формировала понимающая социология М. Вебера?

5. Каковы особенности материалистического понимания истории в развитии общества К. Маркса?

6. Какие основные направления социологии получили развитие в России во второй половине XIX – начале XX веков?

7. Какие направления творчества П. Сорокина относятся к русскому и американскому периодам?

8. В чем суть и особенность структурного-функционализма и теории систем Т. Парсонса и функционального анализа Р. Мертона?

9. Кто являются представителями, и каковы особенности теории конфликта?

10. Какие новые концепции получили распространение в социологии в XX веке?

Литература

Основная: [9, гл. 2, 3, с. 19-119]; [183, Раздел 2, 3, 4, с. 22-277]; [190]; [211]; [36]; [39]; [48]; [101]; [23]; [59]; [136]; [68]; [159]; [188].

Дополнительная: [40]; [65]; [46]; [102]; [66]; [171].

 

Тема 3 Социальное взаимодействие и социальные отношения.

Общество как социальная система.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общество как социальная система.

Понятие «социальное взаимодействие». Социальные связи и отношения. Виды социальных отношений: экономические, политические, социокультурные. Понятие «социальная система». Иерархия социальных систем. Факторы интеграции социальных систем. Социальная система и ее структура. Общество как социокультурная система. Общество и социальные институты. Культура как фактор социальных изменений.

Целью изучения темы является: освоение содержания исходных понятий социологии, их применение в методологии социологических исследований.

По данной теме необходимо:

знать: содержание понятий «социальное действие и взаимодействие», «социальные связи и отношения», «социальная система и структура», общества и социокультурных процессов как факторов социальных изменений.

уметь: использовать понятие «социальное действие, взаимодействие, система» в социологическом анализе. Определить структуру, атрибуты, факторы интеграции социальных систем, определить основные типы культуры и субкультур, социокультурных процессы в современном обществе.

План семинарского занятия:

1. «Социальное действие» и «социальное взаимодействие» как исходные понятия социологического анализа.

2. Понятие, типология «действия» М. Вебера. Теория «действия» Т. Парсонса.

3. Атрибуты, факторы социального действия: потребность, мотив, цель, социальные последствия.

4. Понятие «социальное взаимодействие» в социологических теориях. Социальное взаимодействие: понятие, типология.

5. Содержание понятий «социальная связь и социальное отношение». Формы и виды социальных связей и отношений.

6. Структура и структурная дифференциация, атрибуты социальной системы. Концепция социальной системы Т. Парсонса. Иерархия социальных систем.

7. Факторы интеграции социальных систем: статус, роль, нормы, ценности, социальный контроль и санкции.

8. Общество как социокультурная и институциональная система. Понятие общество в классической и современной социологической теории. Атрибуты, структура общества Т. Парсонса.

9. Социологический анализ культуры: общая характеристика основных понятий. Понятие и основные типы культуры и субкультур.

10. Социокультурные процессы и изменения в современном обществе. Содержание и социальные последствия культурной интеграции, мультикультурализма, этноцентризма.

Методические указания по изучению темы

Необходимо проработать и последовательно рассмотреть вопросы семинарского занятия, подготовиться к участию в интерактивной дискуссии, на основе раскрытия понятийной структуры и анализа проблем изучаемой темы.

Определите содержание и взаимосвязь указанных понятий: действие, действие социальное, потребность социальная, зависимость социальная, контакт социальный, взаимодействие социальное, интеграция, связь социальная, отношения социальные, статус социальный, роль социальная, норма социальная, ценность социальная, контроль социальный, санкции социальные, санкции позитивные, санкции негативные, санкции формальные, санкции неформальные, система социальная, система открытая и закрытая, структура, социальная структура, целостность, интеграция, деструкция, эмерджентность.

Обратите внимание на специфику применения в социологических исследованиях следующих понятий: общество «открытое» и «закрытое» (К. Поппер), общество традиционное, общество индустриальное и постиндустриальное, общество массовое, общество модернизированное, общество потребления, общество гражданское, культура, аккультурация, бикультурализм, контркультура, культура закрытая, культура массовая, культура элитарная, культурная аккумуляция, культурные изменения, культурный барьер, культурный образец, культурный объект, культурный плюрализм, культурный признак, культурный релятивизм, теории стадий экономического роста (У. Ростоу).

Вопросы для самопроверки.

1. «Социальное действие» и «социальное взаимодействие» как исходные понятия социологического анализа. Социальные потребности.

2. Понятие, типология «действия» М. Вебера. Теория «действия» Т. Парсонса.

3. Элементы, типология социального взаимодействия П. Сорокина.

4. Объективные и субъективные компоненты взаимодействия.

5. Социальные контакты, непосредственные и опосредованные взаимодействия.

6. Социальные последствия взаимодействий: социальные зависимости, связи, отношения взаимодействующих субъектов.

7. Содержание понятий «социальная связь и социальное отношение». Формы и виды социальных связей и отношений.

8. Понятие «социальная система». Структура, структурная дифференциация, атрибуты социальной системы. Концепция социальной системы Т. Парсонса. Иерархия социальных систем.

9. Факторы интеграции социальных систем: статус, роль, нормы, ценности, социальный контроль и санкции.

10. Понятие общество в классической и современной социологической теории.

11. Основные понятия социологического анализа культуры:артефакт, культурный контакт, образец, объект, признак, цикл, плюрализм, барьер.

12. Понятие и основные типы культуры. Субкультура и контркультура.

13. Социокультурные процессы и изменения в современном обществе: культурные изменения и сдвиг (дрейф), культурная стратификация и дифференциация, культурная адаптация, аккумуляция, аккомодация, ассимиляция, билингвизм, диффузия, плюрализм, культурное отставание и шок.

14. Содержание и социальные последствия мультикультурализма, этноцентризма, культурной интеграции.

Литература

Основная: [139, гл. 7, 8, с. 165-213, гл. 14, с. 330-343]; [9, гл. 9, с. 244-260]; [206, гл. 3, с. 38-73, гл. 7, с. 120-157]; [100, гл. 6, с. 175-196]; [109]; [78]; [14]; [35]; [43]; [55]; [62]; [75]; [76]; [78]; [95]; [97]; [99]; [108]; [111]; [114]; [118]; [123]; [131]; [143]; [149]; [150]; [157]; [158]; [160]; [164]; [179]; [213]; [214]; [212].

Дополнительная: [227]; [242]; [248]; [253]; [272]; [278]; [279].

Электронные ресурсы:  [296].










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 149.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...