Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания по изучению темы




Необходимо проработать и последовательно рассмотреть вопросы семинарского занятия, подготовиться к участию в интерактивной дискуссии, на основе раскрытия понятийной структуры и анализа проблем изучаемой темы.

Определите содержание и взаимосвязь понятий: социальный институт, социальная оценка, суждение, мнение, индивидуальное (личное) и групповое мнение, коллективное и общественное мнение, социальная ситуация, коммуникация, ситуация коммуникации, функции общественного мнения. общественное бытие, индивидуальное сознание, групповое сознание, общественное сознание, массовое сознание, мировоззрение, массовая коммуникация, параметры измерения общественного мнения (направленность, интенсивность, степень интеграции), субъект общественного мнения, объект общественного мнения, выразитель общественного мнения, коммуникационный аудит, социальная установка, социальное и общественное настроение, слухи, пропаганда, духовная жизнь общества, оценочное суждение, манипулирование, PR, стереотип, целевая аудитория.

Вопросы для самопроверки:

1. Содержание понятий «мнение», «суждение», «социальная оценка», «коммуникация», «социальная ситуация», «ситуация коммуникации».

2. Содержание понятия «общественное мнение».

3. Соотношение понятий «личное», «групповое», «коллективное» и «общественное мнение» и «мнение толпы».

4. Атрибуты общественного мнения: объект, предмет, субъектность, проблемность, ситуативность, публичность, актуальность.

5. Функции общественного мнения: оценочная, нормативная, информационная, аналитическая, адаптирующая, социального контроля, культуронаследования, экспрессивная.

6. Формы институционализации и выражения общественного мнения современном российском обществе.

7. Формы воздействия социальных институтов на формирование общественного мнения.

8. Понятие, субъекты, функции, цели манипулирования общественным мнением.

9. Социологические методы исследования общественного мнения.

10. В чем различие коллективного и общественного мнений?

11. В чем состоит функция общественного мнения в процессе социализации личности?

12. Какие социальные институты используют «общественное мнение» при осуществлении функций социального контроля?

13. Что выступает показателем «компетентности» общественного мнения?

Литература

Основная: [197]; [198]; [42]; [64].

Дополнительная: [239]; [238]; [259]; [263]; [264]; [265]; [269, с. 575-586].

Электронные ресурсы: [298].

Тема 11 Социология социальных изменений.

Характеристика и соотношение понятий «социальный процесс», «социальное развитие», «социальное изменение». Концепции социального прогресса.

Социальные изменения: понятие, теоретические подходы. Виды социальных изменений. Уровни и характер социальных изменений.

Социальные движения: типы и виды. Жизненные циклы социальных движений.

Революция как форма социальных изменений. Социальные реформы.

Социальные революции и реформы.

Мировая система и процессы глобализации.

Цель изучения темы: понимание социальной сущности коллективного поведения; форм и видов социальных и культурных изменений, в том числе, в контексте модернизации современных обществ и России; какие виды социальных процессов изучает социология.

По данной теме необходимо:

Знать какие типы социальных движений существуют, что влияет на их развитие и распространение, какие их жизненные циклы выделяют в социологии, что представляют собой процессы глобализации и их возможные риски, соотношение реформ и революций в общественном развитии.

Уметьоценивать достижения социального прогресса на основе знания исторического контекста социальных изменений и социальных реформ, в том числе в России; анализировать с социологической точки зрения основные социальные процессы в своей стране и за её пределами; находить и использовать социальную информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих социальных проблемах и происходящих социальных изменениях.

План семинарского занятия

1. Социальные изменения: понятие, теоритические подходы. Виды социальных изменений.

2. Сущность социального прогресса. Концепции прогресса и регресса.

3. Революция как форма социальных изменений. Социальные реформы.

4. Типы и виды социальных движений. Жизненные циклы социальных движений.

5. Мировая система и процессы глобализации. Место и роль современной России в этих процессах.

Методические указания по изучению темы

Необходимо проработать и последовательно рассмотреть вопросы семинарского занятия, подготовится к участию в интерактивной дискуссии на основе раскрытия понятийной структуры и анализа проблем изучаемой темы. Определите содержание и взаимосвязь указанных понятий: «социальные изменения», «социальный прогресс», «социальный регресс», «социальная революция», «политическая революция», «социальные реформы», «социальные движения», «глобализация», «риски глобализации», «неравномерность социального развития», «социальная модернизация».

Вопросы для самопроверки:

1. Какие изменения называются социальными?

2. Что общего и в чем различие между такими понятиями, как «социальные изменения», «социальное развитие», «социальный прогресс»?

3. Каковы основные черты эволюционных и революционных социальных изменений?

4. Что такое социальная реформа?

5. В чем состоит противоречивость социального прогресса?

6. Что такое «социальные движения»? Каковы их жизненные циклы?

7. Назовите основные признаки социальной революции и её отличие от социальной реформы?

8. Что означают процессы глобализации в современном мире, каковы их сущность и содержание?

9. В чём заключаются риски современных процессов глобализации?

10.  Каковы место и роль России в современном глобализирующемся мире?

Литература

Основная: [206, гл. 16, 17, с. 296-331]; [100, гл. 11, с. 329-373]; [111]; [74]; [168]; [17]; [134].

Дополнительная: [273, с. 192-218]; [229]; [275, с. 69-84]; [267, гл. 4, с. 169-212].

Электронные ресурсы: [291]; [292].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...