Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 4 Социальные организации.
Понятие и структура социальной организации: связи и отношения кооперации, координации, субординации, реординации. Формализация структуры организации, организационная иерархия, цели организаций. Типология организаций: формальная, неформальная, внеформальная, социально-психологическая. Малые группы и коллективы. Трудовая организация и трудовой коллектив. Формы организации. Функционирование организации: управление, руководство и лидерство в организации. Цель – выявление основ формирования социальной организации, изучение внутренней структуры и механизмов ее совершенствования в первичных производственных и трудовых коллективах как объектах управления. По данной теме необходимо: Знать понятия «организация» и «социальная организация»; структуру социальной организации; цели организации, определяющие структуру и содержание формализованных организационных функций; типологию организаций; особенности формальной и неформальной организационных структур; основные характеристики управленческой деятельности в социальной организации; понятия «первичный производственный» и «трудовой» коллектив; понятия «социальная дезорганизация», «бюрократизм», «клика». Уметь выявлять взаимосвязь формальной, неформальной, социально-психологической и внеформальной организации; различать руководство и лидерство в организации; выявлять организационные патологии, возникающие в процессе управления социальной организацией. План семинарского занятия
Методические указания по изучению темы Необходимо проработать и последовательно рассмотреть вопросы семинарского занятия, подготовиться к участию в интерактивной дискуссии, на основе раскрытия понятийной структуры и анализа проблем изучаемой темы. Определите содержание и взаимосвязь указанных понятий: зависимость иерархическая, зависимость социальная, организация, социальная организация, кооперация, координация, субординация, реординация, формализация социальная, иерархия бюрократическая, иерархия организационная, иерархия социальная, организация формальная, организация неформальная, организация внеформальная, организация социально-психологическая, организационный порядок, деловая организация, коллектив трудовой, общественная организация, персонализация, руководство, подчинение, самоорганизация социальная, управление, управляемость, управление социальное, лидер, лидерство, целеполагание, цели организации (цели-задания, цели-системы, цели-ориентации), организационная патология, стагнация, клика, бюрократизм. Вопросы для самопроверки: 1. Определите атрибуты социальной организации как социальной системы. 2. Какие связи и отношения характеризуют строение социальной организации? 3. Что собой представляют формальные и неформальные отношения в организации? 4. Каковы основные функции трудового коллектива? 5. В чем состоит сущность социологического подхода к управлению? 6. Что означает целеполагание и целеосуществление в социальной организации? 7. Чем отличаются «бюрократия» и «бюрократизм»?
Литература Основная: [139, гл. 25, с. 567-607]; [206, гл. 12, с. 216-231]; [165]; [218]; [6]; [13]; [20]; [24]; [29]; [33]; [34]; [73]; [105]; [113]; [117]; [121]; [127]; [132]; [141]; [142]; [145]; [161]; [169]; [170]; [217]; [104]; [190]. Дополнительная: [232]; [256]; [277].
Тема 5 Социальные институты: функции, структура. Институт семьи. Понятие «социальный институт». Процесс институциализации. Социологический анализ социальных институтов: институциональные связи и отношения, организационные структуры. Виды и функции социальных институтов. Общество и социальные институты: факторы взамодетерминации. Дисфункции социальных институтов. Факторы деинституционализации. Семья как универсальный социальный институт. Формы и функции семьи. Брак как социальный институт. Формы брака: моногамия, полигамия, эндогамия, экзогамия, гетерогамии, гомогамия. Факторы брачного выбора. Социальные факторы интеграции и дезинтеграции брака и семьи. Цель – изучить механизмы и особенности формирования и функционирования социальных институтов как проявления основных форм жизнедеятельности общества. По данной теме необходимо: Знать основные положения институциональной социологии; понятия «институциализация», «социальный институт», «деинституциализация», «дисфункция»; основные виды и функции социальных институтов; особенности и отличительные признаки институтов семьи, брака; функции семьи. Уметь определять соответствие основных потребностей общества формируемым социальным институтам; выявлять «главные» и «не главные» социальные институты; анализировать причины деинституциализации, вызываемые дисфункцией социальных институтов; выявлять и анализировать причины, способствующие интеграции и дезинтеграции семьи. План семинарского занятия 1. Понятие «институциализация». Определение социального института как исторически сложившейся формы совместной жизнедеятельности людей. Типология социальных институтов. 2. Особенности функционирования и развития социальных институтов с позиции институционализма (С. Липсета, П. Блау, М. Дюверже, Ч. Миллса и др.). 3. Социологический анализ социальных институтов: институциональные связи и отношения, организационные структуры. 4. Функции социальных институтов. Дисфункции социальных институтов. Причины «деинституциализации». 5. Определение семьи и брака. Исторические формы семьи и брака. Функции современной семьи. 6. Социальные факторы интеграции и дезинтеграции семьи. Основные направления государственной политики в области семейно-брачных отношений в Российской Федерации. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 176. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |