![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Источники трудового права: понятие, общая характеристика
Источники права в материальном смысле – это сила, создающая права, т.е. власть государства, в юридическом смысле – это различные формы выражения (установления и закрепления) государственной воли, направленной на регулирование общественных отношений (законы, иные нормативные правовые акты, нормативные договоры и др.). Источники трудового права – это нормативные акты, принимаемые субъектами общественных отношений, компетентными осуществлять властные функции по управлению трудом (государство, работодатель, трудовой коллектив). Характеристика: 1) изменение места и роли гос-ва в регулировании труда (гос-во перестало быть основным работодателем, утратило полномочия); 2) распределение компетенции в регулировании отношений в сфере труда как по горизонтали, так и вертикали (ст.6 – между РФ и субъектами РФ). 3) федеративное устройство предполагает 2-хуровневое регулирование трудовых отношений; 4) наличие объективной необходимости единого и дифференцированного правового воздействия на участников п/о (единство обеспечивается участием РФ в конвенциях МОТ и наличием кодифицированного зак-ва; дифференциация – гос-во допускает самостоятельность субъектов в управлении трудом и решение большого круга вопросов с помощью КД, соглашений); 5) наличие рынка труда. Особенностиисточников ТП: ü участие профсоюзов/иных/ в создании источников (их мнение учитывается при разработке и принятии локальных актов); ü специфический способ разработки и принятия некоторых источников – договорный, ст.9: КД, согл-я; динамизм источников; ü продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР; ü наличие локальных актов; ü наличие общих и специальных норм. Виды источников: (проблема субординации источников и разрешений коллизий м/у ними разрешена в ст.5 ТК): ש Конституция РФ (право на свободный выбор труда, на защиту от безработицы); ש международные нормативные акты (акты международных организаций; принятые в 2х или многосторонних МД – общепризнанные нормы и принципы права); ש законы (ФЗ (ТК РФ – кодифицированный основной закон), ФКЗ, з-ны субъектов); ש указы Президента РФ (как правило, не создают конкретных норм, а только дают толчок для дальнейшего развития зак-ва, доп.меры защиты труд.прав); ש постановления и распоряжения Правительства РФ и нормативные акты ФОИВ (реш-е вопросов, отнесённых к компетенции исп.власти: Минтруда, Минздравоохранения, Минфин); ש акты ОМС (определяют режим работы организаций, находящихся на тер-рии МО); ש локальные акты; ש соглашения и КД (по ст.9 – договорной порядок: Соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции (ст.45 ТК). Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 ТК). ש акты высших судебных органов.
Конституция РФ и ТК РФ как источники ТП Источники ТП – это нормативные акты, принимаемые субъектами общественных отношений, компетентными осуществлять властные функции по управлению трудом (государство, работодатель, трудовой коллектив). Ст. 72 К РФ – труд. зак-во отнесено к совместному ведению. Проблема субординации источников и разрешений коллизий м/у ними разрешена в ст.5 ТК: высшей силой обладает Конституция РФ. Ее нормы закрепляют права и свободы человека, определяют смысл, содержание и применение всех остальных законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, ОМС и обеспечиваются правосудием. Конституция устанавливает для всех равные права и обязанности, равенство всех перед законом и судом и запрещает какую-либо дискриминацию. Общепризнанные принципы и нормы МП рег-я труда являются составной частью системы ТП. Ст. 37, прямо отн-ся к ТП, закрепляет осн.труд.права гр-н (на свободный выбор труда; на вознаграждение за труд без дискриминации не ниже МРОТ; на защиту от безработицы; на инд. и кол.споры; на отдых; на объединение в профсоюзы). Основным отраслевым источником ТП явл-ся ТК РФ – четвертый по счету (с 1918 –22 –71 –2002). ТК РФ сохранил около 70% норм из КзоТа и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям. Повысил значение соц-партнерских отн-й, особенно на ур-не орг-ции, расширил круг вопросов, рег-мых договорным путем. Разделы отражают, как правило, самостоятельные институты ТП. Все другие акты труд.зак-ва не должны противоречить ТК и иным ФЗ, в случае противоречия применяется кодекс. Международные правовые акты как источники ТП Источники ТП – это нормативные акты, принимаемые субъектами общественных отношений, компетентными осуществлять властные функции по управлению трудом (государство, работодатель, трудовой коллектив). Согласно ч.4 ст.15 Конституции международные акты имеют преимущество над национальным зак-вом. Международные правовые нормы – это такие нормы труда, к-рые закреплены: а) в актах, принятых м/н орг-циями; б) в 2х и многосторонних договорах, и в соответствии с зак-вом отдельных гос-в. Общепризнанные принципы и нормы м\Н права, МД РФ являются составной частью ее прав.системы. Проникновении норм МП в труд.зак-во РФ происходит по 2 направлениям: 1) путем ратификации конвенции и иных актов РФ; 2) путем заключения 2х или многосторонних соглашений. РФ является членом международных организаций всемирного масштаба (ООН, МОТ) и регионального (Совет Европы и СНГ). Конвенции и рекомендации МОТ – №111 «О дискриминации в области труда», №100 «О равенстве вознаграждения мужчин и женщин за труд». В целом, правовые нормы МОТ образуют своеобразный международный трудовой кодекс, к-рый охватывает все стороны труд.отн-й, обобщая мировой опыт. В случае трудового спора с работодателем – если работник обосновывает свои требования, ссылаясь на международные трудовые нормы – юрисдикционный орган в лице суда обязан применить нормы МП. Однако принцип приоритета общепризнанных норм и принципов МП недостаточно применяется в нормотворческой и правоприменительной практике, так как не создан и законодательно не установлен механизм его реализации. Конвенции м/н орг-ций труда по сравнению с межгос-ми дог-ми имеют свои особенности: ש их принятию не предшествуют дипломатич.переговоры; ש конвенции не подписываются; ש принимаются на генеральной конференции 2/3 голосов делегатов; ש не производится обмен ратификационными грамотами; ש член – орг-ция сообщает о состоявшейся ратификации конвенции ген-му директору м/н бюро труда, кот-ый со своей стороны направляет ратифицированную конвенцию в ООН для регистрации; ש толкование конвенций МОТ осущ-я не государствами–участниками, а Международным судом ООН; ש пересмотр конвенции осуществляется генеральной конференции МОТ; ש РФ является правопреемником всех конвенций, ратифицированных СССР.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 241. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |