Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источники трудового права: понятие, общая характеристика




Источники права в материальном смысле – это сила, создающая права, т.е. власть государства, в юридическом смысле – это различные формы выражения (установления и закрепления) государственной воли, направленной на регулирование общественных отношений (законы, иные нормативные правовые акты, нормативные договоры и др.).

Источники трудового права – это нормативные акты, принимаемые субъектами общественных отношений, компетентными осуществлять властные функции по управлению трудом (государство, работодатель, трудовой коллектив).

Характеристика:

1) изменение места и роли гос-ва в регулировании труда (гос-во перестало быть основным работодателем, утратило полномочия);

2) распределение компетенции в регулировании отношений в сфере труда как по горизонтали, так и вертикали (ст.6 – между РФ и субъектами РФ).

3) федеративное устройство предполагает 2-хуровневое регулирование трудовых отношений;

4) наличие объективной необходимости единого и дифференцированного правового воздействия на участников п/о (единство обеспечивается участием РФ в конвенциях МОТ и наличием кодифицированного зак-ва; дифференциация – гос-во допускает самостоятельность субъектов в управлении трудом и решение большого круга вопросов с помощью КД, соглашений);

5) наличие рынка труда.

Особенностиисточников ТП:

ü участие профсоюзов/иных/ в создании источников (их мнение учитывается при разработке и принятии локальных актов);

ü специфический способ разработки и принятия некоторых источников – договорный, ст.9: КД, согл-я; динамизм источников;

ü продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР;

ü наличие локальных актов;

ü наличие общих и специальных норм.

Виды источников: (проблема субординации источников и разрешений коллизий м/у ними разрешена в ст.5 ТК):

ש Конституция РФ (право на свободный выбор труда, на защиту от безработицы);

ש международные нормативные акты (акты международных организаций; принятые в 2х или многосторонних МД – общепризнанные нормы и принципы права);

ש законы (ФЗ (ТК РФ – кодифицированный основной закон), ФКЗ, з-ны субъектов);

ש указы Президента РФ (как правило, не создают конкретных норм, а только дают толчок для дальнейшего развития зак-ва, доп.меры защиты труд.прав);

ש постановления и распоряжения Правительства РФ и нормативные акты ФОИВ (реш-е вопросов, отнесённых к компетенции исп.власти: Минтруда, Минздравоохранения, Минфин);

ש акты ОМС (определяют режим работы организаций, находящихся на тер-рии МО);

ש локальные акты;

ש соглашения и КД (по ст.9 – договорной порядок:

Соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции (ст.45 ТК).

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 ТК).  

ש акты высших судебных органов.

 

Конституция РФ и ТК РФ как источники ТП

Источники ТП – это нормативные акты, принимаемые субъектами общественных отношений, компетентными осуществлять властные функции по управлению трудом (государство, работодатель, трудовой коллектив). 

Ст. 72 К РФ – труд. зак-во отнесено к совместному ведению.

Проблема субординации источников и разрешений коллизий м/у ними разрешена в ст.5 ТК: высшей силой обладает Конституция РФ. Ее нормы закрепляют права и свободы человека, определяют смысл, содержание и применение всех остальных законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, ОМС и обеспечиваются правосудием. Конституция устанавливает для всех равные права и обязанности, равенство всех перед законом и судом и запрещает какую-либо дискриминацию. Общепризнанные принципы и нормы МП рег-я труда являются составной частью системы ТП. Ст. 37, прямо отн-ся к ТП, закрепляет осн.труд.права гр-н (на свободный выбор труда; на вознаграждение за труд без дискриминации не ниже МРОТ; на защиту от безработицы; на инд. и кол.споры; на отдых; на объединение в профсоюзы). 

Основным отраслевым источником ТП явл-ся ТК РФ – четвертый по счету (с 1918 –22 –71 –2002). ТК РФ сохранил около 70% норм из КзоТа и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям. Повысил значение соц-партнерских отн-й, особенно на ур-не орг-ции, расширил круг вопросов, рег-мых договорным путем. Разделы отражают, как правило, самостоятельные институты ТП.

Все другие акты труд.зак-ва не должны противоречить ТК и иным ФЗ, в случае противоречия применяется кодекс.

Международные правовые акты как источники ТП

Источники ТП – это нормативные акты, принимаемые субъектами общественных отношений, компетентными осуществлять властные функции по управлению трудом (государство, работодатель, трудовой коллектив). 

Согласно ч.4 ст.15 Конституции международные акты имеют преимущество над национальным зак-вом.

 Международные правовые нормы – это такие нормы труда, к-рые закреплены:

а) в актах, принятых м/н орг-циями;

б) в 2х и многосторонних договорах, и в соответствии с зак-вом отдельных гос-в.

Общепризнанные принципы и нормы м\Н права, МД РФ являются составной частью ее прав.системы.

Проникновении норм МП в труд.зак-во РФ происходит по 2 направлениям:

1) путем ратификации конвенции и иных актов РФ;

2) путем заключения 2х или многосторонних соглашений.

РФ является членом международных организаций всемирного масштаба (ООН, МОТ) и регионального (Совет Европы и СНГ).

Конвенции и рекомендации МОТ – №111 «О дискриминации в области труда», №100 «О равенстве вознаграждения мужчин и женщин за труд». 

В целом, правовые нормы МОТ образуют своеобразный международный трудовой кодекс, к-рый охватывает все стороны труд.отн-й, обобщая мировой опыт. В случае трудового спора с работодателем – если работник обосновывает свои требования, ссылаясь на международные трудовые нормы – юрисдикционный орган в лице суда обязан применить нормы МП. Однако принцип приоритета общепризнанных норм и принципов МП недостаточно применяется в нормотворческой и правоприменительной практике, так как не создан и законодательно не установлен механизм его реализации.

Конвенции м/н орг-ций труда по сравнению с межгос-ми дог-ми имеют свои особенности:

ש их принятию не предшествуют дипломатич.переговоры;

ש конвенции не подписываются;

ש принимаются на генеральной конференции 2/3 голосов делегатов;

ש не производится обмен ратификационными грамотами;

ש член – орг-ция сообщает о состоявшейся ратификации конвенции ген-му директору м/н бюро труда, кот-ый со своей стороны направляет ратифицированную конвенцию в ООН для регистрации;

ש толкование конвенций МОТ осущ-я не государствами–участниками, а Международным судом ООН;

ש пересмотр конвенции осуществляется генеральной конференции МОТ;

ש РФ является правопреемником всех конвенций, ратифицированных СССР.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...