Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие полит мысли в Западной Европе в 19 веке.




Соц-полит ситуация в Европе в 19 веке после Великой французской буржуазно- демократической революции, в результате которой произошел переход от мануфактурного пр-ва к промышленному, характеризовалась укреплением капиталистических отношений.

Ведущим политико-идеологическим течением этого времени был либерализм. Либеральные полит мыслители отстаивали буржуазные права и свободы, в первую очередь, реализацию «личной свободы», свободу частной собственности и конкуренции, выступали за разделение властей, против вмешательства гос-ва в экономику.

Важнейшим нравственным принципом, который они считали главной движущей силой развития общ-ва, было стремление человека к пользе для себя, выгоде, наслаждениям, Этот принцип лег в основу нового направления – утилитаризма.

Основоположник утилитаризма – И. Бентам. Общественные интересы, общественное благо он сводил к сумме частных интересов и благосостояния. Реализацию принципа пользы он связывал с гарантиями прав и свобод, которые обязаны были обеспечить демократическое гос-во.

Первой задачей утилитаристов было совершенствование буржуазного гос-ва. Многие буржуазные ученые были обеспокоены тем, что широкое развитие демократии может привести ущемлению прав меньшинства.

А. Токвиль, Дж. Милль. Токвиль отмечал положительные стороны демократии, в частности улучшение благополучия большинства гр-н и предоставление им широкого полит участия. Он обращал внимание и на ее возможные отрицательные последствия: вероятность установления тирании большинства над меньшинством, рост буржуазного индивидуализма, которые приводят к усилению централизации и бюрократизации гос управления, соц подчинению. Преодолеть недостатки демократии можно путем укрепления представительной власти, создания свободных учреждений местного самоуправления и добровольных полит и гражданских ассоциаций. Милль выступал против тирании большинства над личностью. В качестве основного средства, сдерживающего развитие демократии и вызывающего усиление власти невежд, он выделял представительные органы власти. Милль разработал оригинальную систему выборов в эти органы. Такие выборы позволили бы сохранить у власти интеллектуальную и нравственную элиту.

Маркс, Энгельс. Основным теоретическим положением, на котором строился марксистский анализ пол-ки, является учение о классовой борьбе, суть которого состоит в том, что разделение труда, возникновение обмена и пр-ва для обмена, появление частной собственности привели к соц неравенству, возникновению классов. Маркс и Энгельс доказывали, что борьба рабочего класса может быть успешной при условии, что она примет полит характер. Пол-ку же они определяли как организованное насилие одного класса над другим.

Развитие полит мысли в России.

Возникнув в рамках философско-религиозной традиции, русская полит мысль выполняла практические функции, связанные с обоснованием власти.

В соответствии с этапами становления и развития русской государственности можно выделить следующие периоды развития русской полит мысли России: 1)период Киевской Руси (9-13 вв.); 2)период образования и укрепления Московского гос-ва (14-16 вв.); 3)период становления и усиления абсолютизма (17-18 вв.); 4)период разложения феодально-самодержавного строя (19-начало 20 вв.); 5) советский период (1917-1991); 6)постсоветский период (с 1991 по сей день);

В период Киевской Руси полит мысль обосновывала необходимость объединения русских земель, укрепления власти князей. Определяющее значение в ее развитии имело официальное принятие в 988 г. византийского христианства. С христианством на русские земли проникают новые представления о происхождении гос-ва, правомерности господства правящей династии, путях укрепления власти. Высказывается идея ответственности князя перед народом.

В 14-16 вв. центром объединения русских земель стало московское гос-во. В полит мысли на первый план вышли проблемы обоснования неограниченной власти монарха и проблема соотношения церковной и гос власти.Филофей: история человечества представляет собой историю возникновения, торжества и гибели трех мировых царств. Первое и второе мировые царства – Древний Рим и Византия – погибли из-за отступления от истинного христианского учения. Последнее, третье царство, оставшееся после гибели Византии в 1453 г. под натиском турок,- Москва.Курбский:необходимость ограничения всевластия монарха.Пересветов: идеи повышения эффективности царской власти. Разработал программу реформ в системе управления, военной организации, законодательства и судоустройства. Условиями величия гос-ва должны стать абсолютная власть царя, опирающегося на служилое дворянство, правовое оформление деят-ти органов власти, распределение поощрений по заслугам.

Со 2-й половины 17 в. Происходит преобразование сословно- представительской монархии в абсолютную. Возникают идеи просвещенного абсолютизма, которые отстаиваются Прокоповичем, Татищевым и Посошковым. Неограниченная власть в них оправдывается с позиций разума и общего блага.

Радищеввыдвигал идеал народного правления в форме федерации свободных городов по примеру Древнего Новгорода.

Полит идеи России 19- начала 20 вв.развивались под влиянием процессов разложения феодально-самодержавного строя. В России этого времени оформились различные идеологические течения. Либерализм в России начала 19в. представлен либерально-дворянским течением (Сперанский, Карамзин) и дворянско-революционным (Пестель, Муравьев).

Революционно-демократическую идеологию развивали Белинский, Герцен, Добролюбов, Писарев.Единственным ср-вом свержения самодержавия они считали народное восстание, революцию. Верховная власть народа осуществима в виде республиканской формы правления, созданной на основе крестьянской общины.

Идеи демократии и крестьянского социализма развивались в теории и практике народничества, в котором оформились 2 направления – революционное (Бакунин, Лавров, Ткачев) и либеральное (Михайловский, Воронцов).

В конце 19в. в России появляется марксизм (Плеханов, Ленин, Бердяев). Центральное место в работах русских марксистов того времени занимает критика народнических идей самобытного пути России к социализму. В начале 20в. марксистское движение в России разделялось на 2 направления – реформистское (меньшевики – Мартов, Плеханов) и радикально-революционное(большевики – Ленин, Троцкий, Каменев), которое , осуществив вооруженный захват власти, покончило как с самодержавием, так и с полит плюрализмом.

В советское время (с 1917г. до середины 1980-х годов) господствующим направлением полит мысли был марксизм-ленинизм в интерпретации советских партийно-государственных руководителей. Теория Маркса в них дополнялась такими концепциями как построение коммунизма в отдельно взятой стране, создание материально-технической базы для построения коммунизма и т.п.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 129.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...