Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности типов национальных механизмов развитых стран (англо-саксонская модель, рейнская модель, корпоративистская модель)
избираемые населением представительные органы местного самоуправления здесь самостоятельны, это означает, что ни одна государственная инстанция не вправе указывать им или руководить ими, когда они занимаются вопросами своей исключительной компетенции.в этой модели отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов местного самоуправления вышестоящим по каким бы то ни было вопросам; каждая местная община — это отдельный мир, живущий по своим собственным законам и обычаям главная роль в управлении местными делами принадлежит не столько органу местного самоуправления в целом, сколько профильным комитетам и комиссиям, формируемым депутатами этого органа; именно эти комитеты и комиссии решают, например, открывать ли в населенном пункте новый детский сад и принимать ли на постоянное жительство иммигрантов.
Эта модель — в отличие, к примеру, от континентальной — не предусматривает учреждения на местах представительств центрального правительства, опекающих местные органы и надзирающих за ними. Разумеется, здесь есть свои формы государственного контроля: работа местных властей контролируется в основном косвенно, через столичные министерства, а также суды. Население стран, использующих англосаксонскую модель, может избирать не только депутатов представительного органа местного самоуправления, но и ряд должностных лиц, хотя и не входящих в этот орган, но принимающих участие в местном самоуправлении. Например, в США местное население избирает шерифа, казначея и некоторых других функционеров. Рейнская модель – это модель встроенности рынка в социальную и политическую структуру, в структуру социальной политики. Последнее предполагает не только гарантии правовым государством действенности закона, но и обеспечение социальным государством, по крайней мере, минимального уровня социальной безопасности. Обеспечить же эффективную поддержку социально незащищенных слоев, согласно Л.Эрхарду, можно в условиях экономического роста, который возможен только в рыночной экономике. Поэтому функция государства сводится к формированию условий для полноценных рыночных отношений, которые и создают предпосылки для социальной защиты граждан. Следовательно, социальная защита – функция самой экономики, а не государства. Функция же государства, имеющая особое социальное значение, это уравновешивание тех тенденций капитализма, которые ведут к монополизации и массовому неравенству. Проводимая политика сглаживания разницы в доходах в этой модели капитализма подразумевает, например, государственные гарантии получения бесплатного высшего образования всем желающим. Второй легитимной мерой уравновешивания здесь является прогрессивный подоходный налог. Одним из важнейших уроков построения социального рыночного хозяйства в Германии является особое внимание к социальной ориентации экономики и роли основанного на праве государства, которое должно занять серединное положение между либеральным «ночным сторожем» и тоталитарным «Левиафаном». Корпоративистская модель- представляет собой систему регулируемого рынка, где отмечаются интенсивные формы государственного участия. Этот тип имеет два подвида — демократический, или социал-реформистский, и иерархический. Отдельным проявлением рассмотренной модели экономического развития выступает иерархический корпоративизм, характеризующийся регулированием использования факторов производства в Японии, в Южной Корее. Он также отличается активным участием государства в обеспечении деловой активности в стране при его невысокой доле в предпринимательском секторе. Существуют тесные связи между правительством, банками и основными корпорациями. Рынок труда достаточно оперативно реагирует на изменения цен и хозяйственной обстановки. Его организация стимулирует повышение производительности труда и расширение внутреннего спроса. Иерархическая модель близка к предыдущей по переквалификации рабочей силы. Постоянно прилагаются усилия по повышению квалификации путем непрерывной профессиональной подготовки.
12. Особенности развития национальной хозяйственной системы в России до революции 1917г. Национальная экономика изучает конкретно историческое состояние и социально-экономическое развитие отдельной страны. Для изучения национальной экономики необходимо выделить основные этапы ее развития. Историческое прошлое всегда является важным фактором развития настоящего. Этапы развития национальной экономики России могут быть выделены по ряду критериев. Одним из них является соотношение экономических и внеэкономических (административных и т.д.) методов управления. Это имеет важное значение для исследования границ и механизмов государственного и рыночного регулирования. Первый этап развития национальной экономики России начинается с образования Российского государства. Оно определяло административную и территориальную целостность, собирая налоги и защищая внешние границы страны. Благодаря государству объединялись интересы различных социальных групп населения. На этом этапе политические институты и механизмы их функционирования играли решающую роль. На втором этапе — до отмены крепостного права — развитие национальной экономики стало осуществляться на основе сочетания внеэкономических и экономических методов управления. Возрастает значение рыночного хозяйства, но государство по-прежнему объединяет национальную экономику как целое. Следует еще раз подчеркнуть, что для этих двух этапов можно лишь весьма условно говорить о национальной экономике в современном понимании, так как в стране степень разделения труда и товарности производства была "весьма низкой. На третьем этапе, после отмены крепостного права в 1861 г., в России продолжает изменяться соотношение этих методов управления. Возрастает роль свободы человека в стране. С точки зрения формационного подхода начинается переход от феодальных отношений к капиталистическим. Происходит промышленная революция, появляются ростки индустриального развития общества. Делаются первые шаги в повышении уровня и качества жизни населения. Но внеэкономические методы управления, пережитки личной зависимости, сословная градация общества еще сохраняются и оказывают сильное влияние на экономическое развитие. Четвертый этап (конец XIX — начало XX в.) характеризуется экономическими реформами (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин и др.). С. Ю. Витте выступал как убежденный сторонник реформистского метода преобразования России из отсталой страны в великую. Гарантию целостности и международного авторитета России он видел в самодержавии. Он провел финансовую реформу, сделавшую рубль одной из самых надежных валют мира, нашел источники пополнения государственного бюджета (винная монополия и др.). Деятельность С. Ю. Витте была нацелена прежде всего на поддержку крупной и средней промышленно-торговой буржуазии — главной движущей силы экономического подъема России. Но как сторонник государственного регулирования экономики С. Ю. Витте прекрасно понимал, что для ускорения экономического развития страны необходимы эффективная система управления и соответствующие кадры — бюрократия или чиновничество. Решение крестьянского вопроса в аграрной России С. Ю. Витте считал основным условием развития ее национальной экономики. Он отстаивал необходимость признания надельных земель собственностью их владельцев и установления порядка добровольного выхода из общины. П. А. Столыпин (1862—1911) подчеркивал, что нельзя создать правовое государство, не имея независимого гражданина — крестьянина. П. А. Столыпин считал, что каждый крестьянин имеет право свободного выхода из общины, и при этом община обязана выделить ему в частную собственность взамен чересполосных земель отдельный компактный участок. Вместе с тем принудительной ликвидации общины не предполагалось. Если крестьяне не хотели выходить из конкретной общины, значит, она не изжила себя. В результате расширился земельный рынок, так как бедные крестьяне стали продавать, а зажиточные — покупать землю. На этом этапе государство сделало попытку использовать экономические институты регулирования экономики (государственное предпринимательство, налогообложение, частную собственность на землю и т.д.). Активизировалось освоение Сибири и Дальнего Востока. Была построена Транссибирская железная дорога. Промышленность развивалась высокими темпами — до 15% в год. В результате индустриального развития появились крупные корпорации в промышленности, монополистические союзы. Все это было результатом экономической политики государства. Однако процессы экономического развития усиливали противоречие между производительными силами, социально-экономическими отношениями и политическими институтами.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 261. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |