Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Национальная хозяйственная система традиционного типа.




«Традиционный» тип национальных хозяйственных систем занимает осо­бое место в мировой практике. Этот тип характерен для большинства стран на­шей планеты, которые следует, согласно действующей классификации госу­дарств, принятой в ООН и в ряде других международных экономических орга­низаций (МВФ, МБРиР и др.). относить к слаборазвитым и развивающимся. Эту группу государств относят еще и к странам «третьего мира», что ныне, по­сле распада СССР и стран, входивших ранее в социалистический лагерь и в ла­герь стран социалистической ориентации, в известной степени потеряло вся­кий смысл.

«Традиционная» национальная хозяйственная система, развиваясь, вбира­ет в себя все лучшее, что накоплено в мировой теории и практике экономик ры­ночного и централизованно планируемого и управляемого типа. Однако пока и масштабы деятельности, и состояние, и степень вовлечения прогрессивного опыта мирохозяйствования не позволяют говорить о «традиционной» хозяйст­венной системе как о достаточно развитой. Это объясняется экономическими, политическими, историческими, национальными и другими условиями влия­ния на процессы становления хозяйства в этих странах.

Характерны следующие черты хозяйственных систем «традиционного» типа:

Слабое развитие техники и технологии производства, приводящее к то­му, что производственный аппарат национальной экономики все более и более отстает от технико-технологического уровня производства, удовлетворяющего современным требованиям.

Использование большой массы ручного труда практически во всех отрас­лях экономики.

Многоукладность системы хозяйствования в стране, сочетающая элемен­ты государственной, частной (отечественной и зарубежной), смешанной (госу­дарственно-частной) собственности с подразделениями транснациональной собственности и натурального крестьянского хозяйства.

Незначительная роль в экономике национального капитала и предпри­нимательства (как правило, они занимают «ниши» в сфере услуг и мелкого то­варного производства) при постоянном увеличении масштабов деятельности
подразделений крупного и крупнейшего иностранного капитала.

Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества и государ­ства ментальных традиций и обычаев, религиозных и культурных ценностей.
Кастовые и сословные деления в обществе, затрудняющие и активно сдержива­ющие экономический и социальный прогресс.

Острая необходимость в дифференцированном подходе к решению основ­ных социально-экономических задач страны в разрезе каждого из укладов, функционирующих в рамках национальной хозяйственной системы.

Активная абсолютная роль центральных органов власти и хозяйствен­ного управления в решении вопросов экономического и социального разви­тия общества и государства, использование такой системы бюджетного уст­ройства, которая позволяет в государственном бюджете формировать, цент­рализованно распределять и перераспределять подавляющую часть (до95-98%) всех финансовых ресурсов страны и привлеченные со стороны ва­лютные заимствования.

 



Национальная экономика свободного капитализма.

Начальная стадия капитализма.

Черты: -Частная собственность на средства производства и результаты труда

-Большое количество разрозненных товаропроизводителей

-Отношения между производителями реализуются актами купли-продажи

-Каждый участник свободен в выборе вида деятельности

Механизм: Экономическим стимулом является прибыль

Основные звенья – товаропроизводители (индивидуальные и отраслевые монополии)

Национальная экономика не являлась слаженной системой, а состояла из производителей.

Государственное вмешательство отсутствовало, и только на поздней стадии развития участие заключалось в фискальной политике.

Прибыль / сумма затрат = сущность свободного капитализма

Критерии конкурентоспособности не выдерживались, при росте объема выпуска не соблюдалось качество, сокращение издержек не сопровождалось ростом выпуска продукции и ее качества. Заинтересованность производителей в улучшении качества продукции отсутствовала.

Современная регулируемая НХС рыночного типа.

Основные черты сохранились от свободного капитализма, однако, есть отличия:

•         Объединение производителей в межотраслевые монополии

•         Сохранение частной собственности

•         Повышение роли государства

•         Единая технологическая народно-хозяйственная цепочка (добыча-обработка-изготовление-продажа-потребление), которая позволяет снизить цены на тарифы на промежуточную продукцию за счет цены на конечный продукт, позволяет иметь убыточные предприятия, дает улучшать качество продукции.

Движущий мотив - получение прибыли

Масса прибыли / сумма затрат

Хозяйствующие субъекты - национальные и транснациональные корпорации.

Появляется иерархия управления. Отличительные черты - появление отделов по маркетингу, что улучшает работу корпорации.

Меняется характер связей между участниками - ориентируется на нормативно-правовую базу.

Развивается элемент комплексности, повышается степень открытости НХС, прогнозируется развитие транснациональных корпораций.

 

Централизованно планируемая и управляемая национальная хозяйственная система

Этот тип национальных хозяйственных систем имманентно (внутренне)

присущ всем странам, общественно-политическое устройство которых строится

на производственных отношениях социализма

 Для централизованно планируемой и управляемой национальной экономики

как хозяйственной системы характерны определенные признаки.

1. Масштабная общественная собственность (государственная, кооперативно-

колхозная и собственность общественных организаций).

2. Высокая степень бюрократизации управления и монополизация подавляющего

числа отраслей экономики.

3. Централизованное планирование производства, распределение ресурсов

производства (материальных, трудовых, финансовых) и результатов труда.

4. Организационно-экономический механизм хозяйствования, основанный

на сочетании административно-распорядительных, экономических и

морально-этических методов воздействия на социально-экономические процессы

воспроизводства в стране при значительном преобладании методов

первой группы.

5. Жесткий масштабный контроль со стороны органов государственной

власти и хозяйственного управления, всемерная координация ими хозяйственной

деятельности отраслей, регионов, предприятий, учреждений и организаций,

что в известной мере сдерживает свободу деятельности, снижает ответственность

за конкретные результаты хозяйствования и материальную заинтересованность

участников производственного процесса.

6. Непосредственное управление процессами производства, распределения,

обмена и потребления, протекающими в национальной хозяйственной системе,

со стороны единого экономического центра — Госплана, что исключает самодеятельность

и сдерживает инициативу всех звеньев и уровней хозяйствования, от

низовых хозяйственных единиц (предприятий, учреждений и организаций) до

отраслевых министерств и ведомств, а также регионов и территорий страны.

Основным экономическим регулятором функционирования национальной

хозяйственной системы централизованно планируемого и управляемого типа

выступает норма народнохозяйственного дохода, рассчитываемая по следующей

формуле:

 

    Рнхд= НХД/(Ci + Vi) + (С2 + V2

где -Рнхд — норма народнохозяйственного дохода

где (Ci + Vi) + (С2 + V2) — издержки производства (постоянного и переменного

капитала) по выпуску продукции соответственно I и II подразделений хозяйства

корпораций;

 

Наибольшим достижением хозяйственной системы централизованно

планируемого и управляемого типа является ее способность концентрировать

в руках государства ресурсы фонда накопления, балансировать факторы

экономического роста, управлять ими и важнейшими макроэкономическими

показателями хозяйства, формировать и регулировать макроэкономические

пропорции воспроизводственного процесса, разрабатывать концепции

и приоритеты, а также выбирать направления, сценарии, стратегию и

тактику национального суверенного развития экономики страны в целом, ее

сфер, отраслей и регионов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...