Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Национальная хозяйственная система традиционного типа.
«Традиционный» тип национальных хозяйственных систем занимает особое место в мировой практике. Этот тип характерен для большинства стран нашей планеты, которые следует, согласно действующей классификации государств, принятой в ООН и в ряде других международных экономических организаций (МВФ, МБРиР и др.). относить к слаборазвитым и развивающимся. Эту группу государств относят еще и к странам «третьего мира», что ныне, после распада СССР и стран, входивших ранее в социалистический лагерь и в лагерь стран социалистической ориентации, в известной степени потеряло всякий смысл. «Традиционная» национальная хозяйственная система, развиваясь, вбирает в себя все лучшее, что накоплено в мировой теории и практике экономик рыночного и централизованно планируемого и управляемого типа. Однако пока и масштабы деятельности, и состояние, и степень вовлечения прогрессивного опыта мирохозяйствования не позволяют говорить о «традиционной» хозяйственной системе как о достаточно развитой. Это объясняется экономическими, политическими, историческими, национальными и другими условиями влияния на процессы становления хозяйства в этих странах. Характерны следующие черты хозяйственных систем «традиционного» типа: Слабое развитие техники и технологии производства, приводящее к тому, что производственный аппарат национальной экономики все более и более отстает от технико-технологического уровня производства, удовлетворяющего современным требованиям. Использование большой массы ручного труда практически во всех отраслях экономики. Многоукладность системы хозяйствования в стране, сочетающая элементы государственной, частной (отечественной и зарубежной), смешанной (государственно-частной) собственности с подразделениями транснациональной собственности и натурального крестьянского хозяйства. Незначительная роль в экономике национального капитала и предпринимательства (как правило, они занимают «ниши» в сфере услуг и мелкого товарного производства) при постоянном увеличении масштабов деятельности Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества и государства ментальных традиций и обычаев, религиозных и культурных ценностей. Острая необходимость в дифференцированном подходе к решению основных социально-экономических задач страны в разрезе каждого из укладов, функционирующих в рамках национальной хозяйственной системы. Активная абсолютная роль центральных органов власти и хозяйственного управления в решении вопросов экономического и социального развития общества и государства, использование такой системы бюджетного устройства, которая позволяет в государственном бюджете формировать, централизованно распределять и перераспределять подавляющую часть (до95-98%) всех финансовых ресурсов страны и привлеченные со стороны валютные заимствования.
Национальная экономика свободного капитализма. Начальная стадия капитализма. Черты: -Частная собственность на средства производства и результаты труда -Большое количество разрозненных товаропроизводителей -Отношения между производителями реализуются актами купли-продажи -Каждый участник свободен в выборе вида деятельности Механизм: Экономическим стимулом является прибыль Основные звенья – товаропроизводители (индивидуальные и отраслевые монополии) Национальная экономика не являлась слаженной системой, а состояла из производителей. Государственное вмешательство отсутствовало, и только на поздней стадии развития участие заключалось в фискальной политике. Прибыль / сумма затрат = сущность свободного капитализма Критерии конкурентоспособности не выдерживались, при росте объема выпуска не соблюдалось качество, сокращение издержек не сопровождалось ростом выпуска продукции и ее качества. Заинтересованность производителей в улучшении качества продукции отсутствовала. Современная регулируемая НХС рыночного типа. Основные черты сохранились от свободного капитализма, однако, есть отличия: • Объединение производителей в межотраслевые монополии • Сохранение частной собственности • Повышение роли государства • Единая технологическая народно-хозяйственная цепочка (добыча-обработка-изготовление-продажа-потребление), которая позволяет снизить цены на тарифы на промежуточную продукцию за счет цены на конечный продукт, позволяет иметь убыточные предприятия, дает улучшать качество продукции. Движущий мотив - получение прибыли Масса прибыли / сумма затрат Хозяйствующие субъекты - национальные и транснациональные корпорации. Появляется иерархия управления. Отличительные черты - появление отделов по маркетингу, что улучшает работу корпорации. Меняется характер связей между участниками - ориентируется на нормативно-правовую базу. Развивается элемент комплексности, повышается степень открытости НХС, прогнозируется развитие транснациональных корпораций.
Централизованно планируемая и управляемая национальная хозяйственная система Этот тип национальных хозяйственных систем имманентно (внутренне) присущ всем странам, общественно-политическое устройство которых строится на производственных отношениях социализма Для централизованно планируемой и управляемой национальной экономики как хозяйственной системы характерны определенные признаки. 1. Масштабная общественная собственность (государственная, кооперативно- колхозная и собственность общественных организаций). 2. Высокая степень бюрократизации управления и монополизация подавляющего числа отраслей экономики. 3. Централизованное планирование производства, распределение ресурсов производства (материальных, трудовых, финансовых) и результатов труда. 4. Организационно-экономический механизм хозяйствования, основанный на сочетании административно-распорядительных, экономических и морально-этических методов воздействия на социально-экономические процессы воспроизводства в стране при значительном преобладании методов первой группы. 5. Жесткий масштабный контроль со стороны органов государственной власти и хозяйственного управления, всемерная координация ими хозяйственной деятельности отраслей, регионов, предприятий, учреждений и организаций, что в известной мере сдерживает свободу деятельности, снижает ответственность за конкретные результаты хозяйствования и материальную заинтересованность участников производственного процесса. 6. Непосредственное управление процессами производства, распределения, обмена и потребления, протекающими в национальной хозяйственной системе, со стороны единого экономического центра — Госплана, что исключает самодеятельность и сдерживает инициативу всех звеньев и уровней хозяйствования, от низовых хозяйственных единиц (предприятий, учреждений и организаций) до отраслевых министерств и ведомств, а также регионов и территорий страны. Основным экономическим регулятором функционирования национальной хозяйственной системы централизованно планируемого и управляемого типа выступает норма народнохозяйственного дохода, рассчитываемая по следующей формуле:
Рнхд= НХД/(Ci + Vi) + (С2 + V2 где -Рнхд — норма народнохозяйственного дохода где (Ci + Vi) + (С2 + V2) — издержки производства (постоянного и переменного капитала) по выпуску продукции соответственно I и II подразделений хозяйства корпораций;
Наибольшим достижением хозяйственной системы централизованно планируемого и управляемого типа является ее способность концентрировать в руках государства ресурсы фонда накопления, балансировать факторы экономического роста, управлять ими и важнейшими макроэкономическими показателями хозяйства, формировать и регулировать макроэкономические пропорции воспроизводственного процесса, разрабатывать концепции и приоритеты, а также выбирать направления, сценарии, стратегию и тактику национального суверенного развития экономики страны в целом, ее сфер, отраслей и регионов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 243. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |