Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Региональная эк. политика в РБ.




Рег.эк.политика - сфера деят-ти по управлению полит., экон-им, соц-ым и эколог.развитием страны и отражающая как взаимоотношения м/у гос-вом и регионами, так и регионов м/у собой. Она охватывает все важн.отрасли матер-ого пр-ва, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д. Гл.цель рег.пол-ки заключается в сглаживании наиболее острых соц-ых и экон-их диспропорций м/у отд-ми районами страны.

Методы проведения рег.пол-ки - выделение «нуждающихся» районов, по отношению к к-м гос-тво должно проводить рег.пол-ку; «реанимация» депрессивных районов; стимулирующая политика; компенсирующая политика.

Меры рег.пол-ки в депрессивных и нуждающихся районах: прямая фин.помощь, займы на выгодных усл-х и налоговые льготы, создание за счет гос-ва производственной и соц-ой инфрастр-уры, размещение гос.заказов. Поддержка развития регионов - главная функция регион. политики.

С республиканской стороны предприняты меры: поднять все области в эк.плане, развитие областей с учётом с учётом природно-экон-их условий, обеспечить их техникой, выровнять доходы населения, обеспечить достойный ур. и качество жизни населения, жильём.

Кред.-ден. и бюдж. пол-ка в отн.регионов является одним из самых гл.инструментов рег.политики. В РБ слабо развиты формальные стр-ры и механизмы влияния регионов и областей на центр. Существующая вертикаль построена для выполнения приказов сверху, а не для передачи самост-х решений снизу.

Направления рег.пол-ки:1)Экон-ая политика (смягчение рег.экон-их диспропорций). 2)Соц-ая политика (сглаживание рег.дифференциации в ур.жизни, улучшение качества соц-ой среды). 3)Демограф.политика (рег-е со стороны гос-ва естест.и мех.движения населения). 4)Экистическая (повыш. эф-сти исп-я тер-х рес. конкр. региона). 5)Эколог.(улучшение экологической ситуации в регионе). 6)Научно-технич. (рег-е взаимосвязей м/у размещением научных центров и производственных сил).



Региональный структурный анализ национальной экономики.

Регион - часть территории со специфическими природными, историческими, демографическими условиями, специализацией и комплексным развитием производства, единой производственной и соц-ой инфраструктурой.

Региональная структура экономики рассматривается в двух аспектах:

1) как территориальное размещение экономики в целом и её отдельных отраслей (размещение производства);

2) система внутриреспубликанских регионов с их внутренней структурой экономики (на основе ТНК – территориально-хозяйственные комплексы – совокупность пр-ий и сооружений на определённой территории, экономически связанным м/у собой использованием общерегиональных природных и экон-их условий и ресурсов.

В регионе соединены различные отрасли хозяйства, охватывающие производство, распределение, обмен и потребление мат-ых благ и услуг.

Эффективная структура экономики региона формируется на основе рационального использования всего комплекса местных природных и соц-экон-их ресурсов. Природные, экон-ие, соц-ые и другие особенности производств деят-сти на определённой территории оказывают влияние на структуру, масштабы развития хозяйства в общем.

В РБ в качестве внутриреспубликанских регионов выступают 6 областей и г. Минск. Такое деление сохранилось с 1961 г.

Во всех регионах главной из отраслей явл-ся пищевая пром-сть, видное место занимает машиностроение, высокий уровень развития химич-ой и пр-ва ср-в пр-ва.

Состояние, факторы и тенденции развития регионов

Регион - часть территории со специфическими природными, историческими, демографическими условиями, специализацией и комплексным развитием производства, единой производственной и соц-ой инфраструктурой. В РБ в качестве внутриреспубликанских регионов выступают 6 областей и г. Минск. Такое деление сохранилось с 1961 г.

Перед регионом ставятся задачи взаимоувязки развития отраслей, производств и соц-ых инфраструктур, согласования экон-ого и соц-ого развития, комплексного решения проблем.

Проблема в том, что региональная структура инертна - плохо перестраивается.

Территория каждого региона может рассматриваться как условие и фактор размещения производственных сил, определяющие эффективность создания и функционирования производств.

Факторы: минерально-сырьевые, топливно-энергетические, водные, лесные, земельные, трудовые, экон-ий и научно-технич-ий потенциалы, производственная и соц-ая инфраструктура, система расселения. С целью обеспечения устойчивого развития страны регион политика государства должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсо-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач соц-экон-ого развития; рациональное использование соц-экон-ого и экологич-ого потенциалов, использование преимуществ территориального разделения труда, а также сокращение разрыва в уровне и качестве жизни городов и сёл.

Факторы повышения конкурентоспособности регионов: выгодное географическое положение, высокий уровень развития производств и инновационного потенциала, наличие историко-культурной среды.

Понятие перех.процесса при смене эк. порядков.

Переход от централизованно регулируемой к рын.экономике, как переход от одного экономического порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и госвоздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого происходят эти изменения, может колебаться от нескольких лет до нескольких десятилетий. Это зависит от первоначального состояния экономик, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа.

Переходный период включает 3 направления преобразований:

1) демонтаж старого экономического порядка (ликвидация устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономич-ой системы);

2) становление нового эк. порядка (создание необходимых условий, способствующих зарождению новых структур и механизмов; в этой фазе получает развитие новая институционная среда);

3) структурная перестройка (её цель – регулирование воздействия гос-ва и рыночных механизмов на НЭ).

Под переходными следует понимать процессы преобразования содержания и структуры, мотивации эк. деятельности, адаптации её к условиям и требованиям вн. и вн.рынков, что обусловлено изменениями эк., гос. и общественного порядка. Есть 2 пути преобразования административно-командной экономики в рыночную: эволюционный (постепенное создание рыночных институтов) и радикальный («шоковая терапия»). Почти все страны с переходной экономикой используют те или иные элементы как эволюционного, так и радикального пути. Опыт стран с переходной экономикой показал, что не что не столько изменение формы собственности (приватизация), сколько изменение условий (создание конкурентной среды) определяет эк. рост и эф-ть управления предприятиями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...