Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Состав и структура трудового потенциала.




Потенциал (в экономике) – источники, возможности, ср-ва, запасы, которые могут быть исп. для достижения целей соц.-эк. развития; – это максимально возможная способность НЭ производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Трудовой потенциал - это обобщающая хар-ка меры и кач-ва совокупных способностей к труду трудоспособного населения, к участию в общественно полезной деятельности. Он определяет возможности как отдельных работников, так и различных их групп участвовать в трудовой деятельности.

Трудовые ресурсы – та часть насел., кот. благодаря совокупности физ. способностей, спец. знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания мат-ых и немат-ых благ и услуг. Трудовой потенциал определяется количеством и качеством Трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. К трудовым ресурсам относят: население трудоспособного возраста (кроме неработающих инвалидов 1 и 2 групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), лица старше и младше трудоспособного возраста. В РБ к населению трудоспособного возраста относят: муж. 16-60, жен 16-55 лет.

Эк. активное население – часть жителей страны, представляющая свой труд для производства товаров и услуг. Оно характеризуется показателем «уровень экономической активности населения», который определяется в % к общей численности населения. К занят. в экономике относятся лица, работающие на предпр-ях и в орган-ях всех форм собственности.

К эк. неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, кот-ые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными. Это часть населения, которая не входит в состав рабочей силы: учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневных учебных заведение, пенсионеры, безработные, не состоящие на учете в службе занятости др.

Для оценки прогноза трудовых ресурсов большое значение имеет демографический потенциал страны, важнейшими показатели которого: 1)Численность населения (по переписи). В РБ низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности. 2)Продолжительность жизни–количество лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся. Возрастной коэффициент смертности = число умерших в данном возрасте / среднегодовая численность лиц данного возраста. 3)Половозрастная структура. В РБ женщин больше чем мужчин. 4)Распределение населения на городское и сельское (происходит по месту проживания). Городское - проживающее в городах и поселках городского типа, остальные – сельское.

Для характеристики демографического и трудового потенциала используют также: 1)ИРЧП – показывает, насколько условия жизни в данной стране близки к общепризнанным критериям благополучия отдельного человека и все нации (от 0 до 1, чем ближе к 1 тем выше уровень развития чел. потенциала). В РБ в 2010 он составляет 0,732 (61-е место среди 169 стран). 2)человеческий капитал включает врожденные способности и талант, накопленные знания, умения, опыт, образование, квалификацию, физическое и психическое здоровье, духовное богатство, всестороннюю мобильность.

Важные показатели: структура занятости населения, его распределение по отраслям национальной экономики и видам деятельности; доля занятых в с/х, строительном, промышленном, транспорте, науке, лесном хозяйстве, связи, торговле, ЖКХ, отраслях сферы обслуживания; уровень образования населения, в. т.ч. занятого в экономике.

Труд.рес.и занятость населения.

Труд.рес. – та часть насел, к-я благодаря сов-ти физ.спос-тей, спец.знаний и опыта может участвовать в процессе воспр-ва, создания мат-ых и немат-ых благ и услуг. К труд.рес.относят: население трудоспособного возраста (кроме нераб.инв.1 и 2 групп и нераб.лиц, получ-х пенсию по возрасту на льготных усл.), лица старше и младше трудосп-го возраста. В РБ к насел.трудосп-го возраста относят: муж. 16-60, жен 16-55 лет.

В РБ выделяю экономически акт.и неакт.население.

Эк. активное нас. –часть жителей страны, предст-щая свой труд для пр-ва товаров и услуг. Оно хар-ся пок-лем «уровень экон.активности насел.», к-й опр-ся в % к общей числ-ти насел. К занят в эк-ке отн-ся лица, раб-щие на предпр-ях и в орган-ях всех форм собст-ти. К эк. неакт.насел.трудосп-го возраста отн.лица, кот-ые не считаются занятыми эк.деят-тью или безработными. Это часть населения, к-я не входит в состав раб.силы: учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневных уч.зав., пенсионеры, безработные, не сост.на учете в службе занятости др.

Для оц.прогноза труд.рес.большое зн-е им. демограф.потенциал страны, важн.пок-ли к-го: 1)Числ.насел.(по переписи). В РБ низкий ур.рожд-ти и высокий ур.смертности. 2)Прод-ть жизни–кол-во лет, к-е в ср.предстоит прожить одному чел.из поколения родившихся. Возрастной коэф.смертности = число умерших в д-м возрасте / среднегодовая числ-ть лиц д-го возраста. 3)Половозрастная стр-ра. 4)Распр-е населения на гор.и сельское (по месту проживания).

Для хар-ки демограф.и труд.пот-ла исп.также: 1)ИРЧП – показ., наск-ко усл.жизни в д-й стране близки к общеприз-м критериям благоп-я отд.чел.и все нации (от 0 до 1, чем ближе к 1 тем выше уровень развития чел. потенциала). В РБ в 2010 он составляет 0,732 (61-е место среди 169 стран). 2)чел.капитал вкл.врожденные спос-ти и талант, накопленные знания, умения, опыт, образование, квалификацию, физ.и псих.здоровье.Важные пок-ли: стр-ра занятости насел., доля занятых в с/х, строит., пром., тр-те, науке, лесном хоз-ве, связи, торговле, ЖКХ,



Сущность науки и её классификация.

Наука – специфич.обл.человеческой деят., в к-й создаётся интеллект.продукция в форме получений новых знаний об объектах матер.мира, познаний объективных знаков развития общ-ва для их исп-я в практич.деят-ти людей.

В процессе науч.деят-ти, предпол-ся проведение эксперим-х разработок, создание образцов новой техники и технологий, к-е принимают матер.-вещественную форму. Эти разработки, передаются в сферу матер.пр-ва для их широкого пром.освоения.

Они преобразуют пр-во, наращивают его объёмы, обновляют и расширяют ассортимента и улуч.качества пр-ции, делая её конкурентосп-й и реализуемой на мир.рынке. Всё это даёт основание для отнесения науки к производственным силам общ-ва в кач-ве его важн.комп-ты.

Наука как специфич.сфера интеллект.деят-ти хар-ся рядом классифик-х признаков:

1)от предмета научн.познания и м-дов иссл-я науки дел.на: естественные, общественные и технические.

2)по отн.к челов.деят-ти:

Фундаментальная – исследует общие законы развития природы, общ-ва и чел.мышления, для получения новых основополагающих знаний, а также для выяснения закон-тей явлений. Рез-ты не предполагаются для непосредственного пром.исп-я. Направлены эти науки на исследование первопричинных, основных законов.

Прикладная – стремиться к практич.исп-ю рез-тов фундаментальных научн.открытий для решения конкретных практ.задач, возникающих в процессе развития общ-ва. Результат исследования: создание и совершенствование новых технологий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...