Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Госрегулирование экономики – фактор развития нац. экономики.
Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. Мировое развитие экономики в 20 в. свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного и гос-ого регулирования. На современном этапе в преобладающем большинстве стран усиливается регулирующая роль государства по отношению как к гос-ому, так и частному сектору экономики. Государство призвано регулировать процессы во всех сферах деят-сти, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его функционирования. Госрегулирование необходимо для любого правительства. Экон-ая политика гос-ва – важный элемент рыночной системы. Гос-во прямо или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деят-сти отдельных фирм. Госрегулирование экономики – это система мер законодат-го, исполнит-го и контролирующего характера, осуществляемых госучреждениями для обеспечения устойчивого соц-экон-ого развития страны. Роль государства в регулировании экономики определяется созданием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, соц. стабильности и защиты нац-ых интересов как во внутренней, так и во внешней политике. Главная задача госуправления в экон-ой сфере - обеспечение роста матер-ого производства с целью удовлетворения возрастающих потребностей населения. В процессе управления экономикой решаются такие вопросы как: повышение эффективности и конкурентоспособности нац-ой экономики, рациональное использование ресурсов, развитие науки, формирование оптимальной структуры хоз-ого комплекса, обеспечение занятости населения. Регулирующие функции гос-ва в период перехода к новым эк-им отношениям. Переход от планового х-ва к рын. не происходит авт-ки. Гос-во призвано рег-ть этот процесс, стимулировать созд-е инфрастр-ры рынка, усл. его нормального функц-я. Госрег-е экономики – это сист.мер законодат-го, исполнит-го и контролирующего характера, осуществляемых госучреждениями для обеспечения устойчивого соц-экон-ого развития страны. Роль государства в регулировании экономики определяется созданием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, соц. стабильности и защиты нац-ых интересов как во внутренней, так и во внешней политике. Функции гос-ва: 1)эмиссия денег, ден.-кред. и нал.-бюдж.регулирование; 2)гарантии прав и свобод л-ти, собственника и субъекта хоз-я; 3)форм-е устойчивой макроэк.ситуации; 4)антимоноп.меры и поддержка конкур.среды; 5)развитие науки, инновац.деят.и инф.технологий; 6) поддержка соц.незащищенных групп населения; 7)охрана окр.ср.; 8) обеспечение нац. безопасности; 9)разр.и реализация стратегии соц-эк.развития; 10)созд.прав.базы рын.отн.и обеспеч-е соблюд.з-нов и порядка. Для рег-я соц-эк процессов гос-во исп.сист. м-дов и инс-тов. Свои регулирующие ф-ции гос-во вып-ет поср-вом методов: 1)правовых (разработка законов и норм, антимонопольное регулирование, защита прав покупателей, поддержание малого и среднего бизнеса); 2)админ-х (запретит., разрешит. и принудит. меры для отдельных сфер эк-ой деят-сти и категорий населения); 3)эк-х: *бюдж.-нал. пол-ка (беспроцентный кредит, налоговые льготы); *денежно-кредитная пол-ка (уравнение Фишера: M*V=Q*P=ВВП!!!, M-кол-во денег в обращении; V-скорость обращения, Q- объем/количество товаров; P-уровень цен. Ден.масса д.б.равна ВВП в действующем году или макс.её превышение на 10%), *ценовое рег-е (регул-ие ч/з потреб.корзину, частич. либерализация); *амортизац.политика. Формирование «вертикали» госвоздействия. В соотв.с Конституцией РБ Правительство (Совет Министров) обеспечивает проведение единой экономич-ой, финансовой, кредитной и денежной политики, политики в области науки, здравоохранения, соцобеспечения и оплаты труда. В состав Совета Министров входят Премьер-Министр, его заместитель, Глава Администрации Президента и другие председатели. Система госуправления РБ построена по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств (архитектуры и строительства; внутренних дел; ЖКХ; здравоохранения; Иностранных дел; Культуры; образования; промышленности и т.д), 5 госкомитетов (таможенный; пограничных войск; по авиации; по науке и технологии; КГБ), 8 комитетов при Совете Министров РБ (по материальным резервам; по земельным ресурсам, геодезии и картографии; по делам религии и национальностей; по архивам и делопроизвоству) и 7 госорганизаций, подчиненных Правительсву РБ (Белгостпищепром; Белнефтехим; Беллегпром; Белбиофарм, Беллесбумпром, Белкоопсоюз; Бел. Железная дорога). Министерство – республиканский орган госуправления, проводящий политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли и координирует деят-ть в этой отрасли других республиканских органов госуправления РБ. Комитет при Совете Министров РБ – республиканский орган госуправления, реализующий функцию госрегулирования в конкретной сфере деят-ти. Важная роль принадлежит территориальным органам министерств, экономическим органам облисполкомов и Мингориспокома, райиспокомов, горисполкомов и местных администраций. Структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих реализацию на своей территории госполитики в отдельных отраслях, подчиняются, помимо исполкомов, соотв. республ.органам госуправления. Также создаются сельсоветы. Прогноз-е, план-е, програм-е как формы госрег-ия эк-ки. Нац.собранием РБ в 1998 принят з-н «О госпрогнозировании и программах социально-экон-го развития РБ», который определяет систему цели изадачи, общий порядок разработки госпрогнозов и программ социально-экон-го развития страны. Прогнозирование - стратегия развития, взгляд в будущее; специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса. Главная цель: достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение уровня жизни народа. Госпрогнозирование – деят-ть госорганов по разработке прогнозов и программ соц.-экон-ого развития на долгосрочную (свыше 10 лет: Нац-ая стратегия устойчивого соц-экон-ого развития РБ на 15 лет; Основные направления соц-экон-ого развития РБ на 10 лет), среднесрочную (5лет: Программа соц-экон-ого развития РБ) и краткосрочную перспективу (1 год: годовой прогноз соц-экон-ого развития) с обоснованием целевых ориентиров. Планирование – это тактика достижения тех целей и задач, которые заложены в прогнозе соц-экон-ого развития; инструмент принятия управленческих решений. Новая форма госуправления - индикативное планирование – госрегулирование соц-экон-их процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ; включая выбор перспективной модели экономики, разгосударствление и приватизацию, развитие предпринимательства, формирование рынка, демонополизацию, создание системы соцзащиты и гарантий населения. Функции планирования: 1)информационная – гос-во информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экон-ой политике, 2) стабилизационная – возможность ориентироваться в долгосрочных целях правительства, 3) согласительная – достижение единства м/у правительством и негос-ми субъектами по вопросам экон-ой политики. Программирование – составная часть плана соц.-экон-ого развития. Прогнозы и программы соц-экон-ого развития разрабатываются Советом Министров РБ исходя из анализа сложившейся соц-экон-кой, экологической ситуации, научно-технической, производственного потенциала РБ, внешних условий, состояния природных ресурсов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам. Национальной стратегией устойчивого развития (НСУР на 10 лет) определяются направления эффективного использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны. Полученные материалы используются при разработке прогнозов на среднесрочную перспективу. В программе соц-экон-ого развития на 5 лет отражается: оценка итогов за предыдущий период, социальная и макроэкономическая политика, институциональные преобразования, внешнеэкономическая деятельность, проблемы рационального использования природных ресурсов. Годовые прогнозы явл.исх. базой для сост-я проектов респуб.и местных бюджетов, составления ден.-кред. и валютной политики; утверждаются президентом РБ. Они вкл.: важн.проблемы и задачи, на реш-е к-х будет направлена политика гос-ва в предстоящем году; характеристики целевых программ, фин-е к-х планируется из республ. бюджета; перечень госнужд, госзаказчиков по поставкам, закупкам товаров и услуг для госнужд; гос-ую инвестиционную программу; целевые показатели соц-экон-ого развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов по отраслям. Фин.система НЭ. Финансы – сов-ть эк.отн.по форм-ю, распред-ю и исп-ю фондов ден. ср., или фин.рес., ч/з особые фонды и учреждения. Реализуются эти отношения ч/з фин.сист. – сов-ть разл.сфер фин.отн., форм и методов образ-я и исп-я фондов ден.ср-в. По Конст.РБ: Фин.-кред.сист. РБ вкл. *бюдж. систе., *банковскую сист., а также *фин. средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На тер.РБ проводится единая бюдж.-фин., нал., ден.-кред., вал.пол-ка. Фин-ая политика предст.собой сов-ть целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации фин-ых ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения государством своих функций. Она явл.органичной частью соц.-эк.политики, где опред. стратег.и тактич. цели развития эк-ки, общий объем фин.ресурсов, их источники и направления использования, вырабатывается механизм рег-я и стим-я соц.-эк.процессов фин-ыми методами. Осн.док-ты прав-ва в этой обл.: Нац. стратегия устойчивого разв.РБ на 15 лет, Осн.направления соц.-эк.развития на 10 лет, Программа СЭР на 5 лет и ежегод.прогнозы СЭР. Фин. пол.вырабатывается и реализуется сист.управления финансами или специальным аппаратом и его звеньями разл. уровней. Сюда входят: фин.службы (отделы) предприятий, организаций и учреждений, страховые органы, фин.органы и нал. инспекции. На ур.республики управление финансами осущ-ют прежде всего высшие органы госвласти - Президент и Нац.собрание РБ, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверждающие его путем принятия соответствующего З-на о бюджете. Важн.фин.органы, разрабатывающие фин-ую политику государства и осущ-щие управление финансами – Мин.фин.РБ и его органы на местах. Управление финансами реализуется ч/з функции прогноз-я, план-я, оперативного упр-я и контроля, бюдж.-нал. политику, к-я осущ. посредством бюдж. и нал.сист.страны. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 200. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |