Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком 4 страница




Стремление к лидерству, хаотичность планов, неустойчивость интересов и сум­бурность действий и деятельности. После окончания школы адаптивность их по­ведения связана в большей степени с кругом общения за пределами своей семьи. Такие люди зачастую характеризуются необязательностью и безответственностью в делах, часто меняют места работы, профессию, жену, друзей. При общении они стремятся подавлять чужую инициативу, навязывая свои желания. Они упрямы, придирчивы, неуемны в различных начинаниях и так же, как гипертимные пси­хопаты, никогда не унывают при крушении каких-либо планов. К собственным детям относятся легковесно и поверхностно. Во второй половине жизни у них нередко наблюдается гипертоническая болезнь, инфаркты миокарда, но к своим заболеваниям они относятся без глубоких переживаний, унынья или депрессии. Дети с аутистическим синдромом вследствие органического поражения голов­ного мозга в период младенчества у большинства родителей особой озабоченнос­ти не вызывают, но уже в раннем возрасте от оцного года до трех лет жизни осо­бенности их контакта прежде всего с матерью и остальными родственниками, отсутствие потребности в общении с детьми, своеобразие игрового и неигрового поведения побуждают родителей обратиться за советом к специалистам. На этом этапе родители действуют обычно довольно сплоченно и активно, стремясь вы­лечить ребенка. Они стараются найти для этого «лучших» специалистов, лекар­ства и учреждения. Однако динамика адаптивности и адекватности поведения у таких детей обычно идет медленно. Интенсивность усилий членов семьи вокруг этой проблемы постепенно слабеет. За период обучения ребенка индивидуально или в школе того или иного типа отцы все больше и больше, как правило, зани­маются своей карьерой, формально уделяя своей жене и ребенку все меньше вни­мания и в конце концов часто создают другую семью. Мать прикладывает огром­ные усилия, чтобы ребенок окончил школу, пытается с разной степенью успеш­ности его трудоустроить, женить, однако такие попытки нередко заканчиваются неудачами. От своего повторного замужества мать чаще всего отказывается и жи-

169

вет вдвоем со своим сыном, как бы неся свой крест с чувством жертвы. В семьях некоторой части «новых русских» медленная динамика позитивных сдвигов у ре­бенка начинает раздражать отцов, и они с головой погружаются в дела бизнеса. Матери все более начинают заниматься своими личными делами, поручая заботу о ребенке няне, гувернантке или бабушке. Решение вопроса об обучении ребенка в структуре коррекционной школы или в виде надомного обучения еще больше провоцирует у них подобное отношение. В конечном счете такие родители на­столько дистанцируются от своего ребенка, что вообще перестают о нем забо­титься, лишь выделяя для этого деньги людям, которые это делают.

Если у ребенка в раннем или дошкольном возрасте начинается психическое заболевание, например шизофрения, особенно на фоне опережающего ровесни­ком интеллектуального развития больного, то родители при первых диагности­ческих сомнениях психолога или психиатра, к которому они пришли для кон­сультации, редко серьезно оценивают такую возможность. Обычно они игнори­руют первые психопатологические проявления у заболевшего, фиксируя свое внимание на высокой одаренности ребенка в каком-либо направлении и радуясь его необычным успехам и достижениям. По мере нарастания симптомов болез­ни, чаще уже в школьные годы заболевшего, родители наконец осознают серьез­ность положения и дают согласие на лечение ребенка. В процессе лечения у роди­телей обнаруживается двойственное отношение к терапии. С одной стороны, они довольны исчезновением острой психопатологической симптоматики, но, с дру­гой стороны, появившиеся начальные негативные симптомы болезненных лич­ностных изменений и психического дефекта родители склонны расценивать как «перегрузку» лекарствами и дома, часто без ведома врача или даже вопреки его рекомендациям, снижают дозировки препаратов или полностью отменяют при­ем лекарств, перестают посещать психиатра и психолога, полагая, что ребенок поправился и не нуждается ни в какой помощи.

При этом часто родители требуют от ребенка не меньших успехов в увлечени­ях и в учебной деятельности, чем до начала заболевания. Учителя в школе, не зная о характере болезни ученика, тоже высказывают свое неудовольствие по поводу нарастания школьной неуспеваемости при его «хороших способностях», а роди­тели еще больше усиливают к нему требования дома. Нарастание дезадаптации сопровождается и постепенной потерей прежних приятельских отношений с ро­весниками.

Однако столь же неудачным оказывается паническое отношение родите­лей к заболеванию ребенка, с переживанием безнадежности и бесперспектив­ности каких-либо усилий по противостоянию шизофрении. Родители могут занять в таких случаях воспитательскую позицию в стиле потворствующей ги­перопеки, полагая, что они должны обеспечить ребенку сейчас все возможное и удовлетворять любые его желания, так как ему немного осталось радоваться жизни. Либо пессимистическое отношение родителей может приводить к эмо­циональной изоляции ребенка в семье с сосредоточением родителей на своих личных проблемах.

В зрелые годы жизни суть взаимоотношений больного с близким кругом лю­дей может быть примерно так же, несмотря на иное содержание, соответствую­щее жизни взрослого человека.

170

Психическое заболевание в пожилом и старческом возрасте тоже сопровожда­ется изменением межличностных отношений больного человека с его окружени­ем. Например, при инволюционных психозах, психозах вследствие атеросклеро­за сосудов головного мозга, при поздно начавшейся шизофрении очень часто ве­дущими психопатологическими проявлениями становятся аффективные и бредовые синдромы, при которых в сюжет бредовых идей вплетается бытовая те­матика с вовлечением родственников в качестве персонажей бредовых событий. На ранних этапах болезни возникший у больного бред преследования, ревности, сутяжничества или воздействия нередко расценивается родственниками, друзья­ми, сотрудниками как возрастное заострение черт его характера, поэтому окру­жающие сначала пытаются не обращать внимания на высказывания больного или пытаются его разубедить, но постепенно, эмоционально вовлекаясь в обсужде­ние фабулы бреда, начинают активно противодействовать больному и конфлик­товать с ним до тех пор, пока со всей очевидностью не вскроется нелепость содер­жания утверждений и действий заболевшего человека, после чего произойдет его госпитализация. Однако после выписки больного из больницы у окружающих людей часто остается недоверчивое и подозрительное к нему отношение, вслед­ствие чего любые его сомнительные для окружающих иди малопонятные выска­зывания расцениваются ими как болезненные с попытками вновь (уже не обо­снованно) госпитализировать больного, что резко обостряет и даже делает враж­дебными взаимоотношения больного с близкими людьми, превращая его в человека, страдающего от непонимания и одиночества.

Рассмотренные нами проблемы взаимоотношений заболевших людей разно­го возраста с окружающими требуют своего решения и при удачно налаженной комплексной психологической, психиатрической, психотерапевтической, коррек-ционно-педагогической и реабилитационной работе с больным и его родствен­никами неудачных и неперспективных вариантов их взаимоотношений можно избежать.

171

Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ*

В исследовании влияния семьи на пациента не нужно ограничиваться изуче­нием только родителей. Необходимо учитывать роль и других членов семьи (в так называемой расширенной семье).

Информация о пациенте, исходящая от членов семьи, является чрезвычайно важной. Члены семьи, как правило, сообщают о пациенте информацию, отлича­ющуюся от информации, предоставляемой пациентом, которая является непол­ной и недостаточно достоверной, проходя сквозь призму его нарушенного пси­хического состояния.

Семья должна приниматься во внимание специалистами и при выписке паци­ента из стационара. Информация о том, что представляет собой заболевание, под­готавливает членов семьи к адекватному восприятию состояния пациента, настра­ивая их на определенную его апперцепцию. Такое восприятие может совпадать или не совпадать с их собственными представлениями о заболевании, а может и усиливать эти представления.

Современные исследователи семьи характеризуют ее как основную социокультур­ную единицу, посредством которой из поколения в поколение передаются традиции, подходы, привычки и отношения. При этом нужно понимать возможность анализа семьи как комплексного образования в нескольких направлениях:

• исследования членов семьи;

• исследования субсистем семьи;

• исследования жизненного цикла семьи;

• исследования взаимодействия семьи как группы с другими группами;

• исследования семьи как полной системы.

Исследования отдельных членов семьи включают в себя фокусировку внимания на личности, на ее психологии, на поведении каждого из членов семьи. Семья рассматривается как аккумулированный результат поведения всех ее членов. Се­мья как целое состоит из членов, которые в совокупности создают качественно новую функцию семьи. Взаимодействия отдельных членов семьи могут быть очень разными. Например, нормальное, функциональное взаимодействие родителей и детей является благоприятным для развития каждого из членов семьи. Здесь со­здаются более благоприятные условия для реализации своего потенциала, духов­ного развития, в отличие от обстановки дисфункциональной семьи. Возможны и другие варианты взаимодействия.

' Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психоанализ и психиатрия: Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. С. 603-616.

172

Примером целесообразности учета такого подхода может быть анализ обра­за Лауры в «Стеклянном зверинце» Т. Уильямса. Героиня внутри своей семей­ной системы живет в нереальном мире фантазий, что может быть квалифици­ровано как серьезное психическое заболевание, например, шизофрения. В то же время понимание роли Лауры в семье, ее интеракций с матерью и братом, подтверждает необходимость такого поведения с целью сохранения баланса в семье. Возникшее напряжение во взаимоотношениях членов семьи снимается и контролируется присутствием и поведением Лауры. «Принимая огонь на себя», она препятствует распаду семьи. Таким образом, сохранение единства семьи является неосознаваемой Лаурой целью, реализуемой ею в характере своего по­ведения. Лаура является одним из патологических «симптомов» своей дисфунк­циональной семьи.

Такой сдвиг от изучения патологии индивидуума к изучению внутрисемейных межличностных отношений — не просто иной способ изучения патологии, а но­вая концепция патологии, расширяющая границы традиционного диагностиче­ского мышления.

Изучение субсистем семьи подразумевает анализ отношений между супругами, родителями и детьми, сиблингами. Анализируются межличностные отношения, эмоции, роли, которые играют члены субсистем по отношению друг к другу, кон­фликты, возникающие между членами субсистемы.

Исследование жизненного цикла семьи включает в себя анализ семейных собы­тий, таких, например, как рождение, взросление, воспитание детей, уход детей из

дома.

Изучение семьи как сравнительно изолированной группы предполагает учет вида иерархии в семье, способов осуществления коммуникации, ролевого пове­дения. Изучаются взаимодействия семьи с другими социальными структурами, оценивается выполнение семьей конкретных жизненных задач, поведение семьи в ситуации стресса, использование ею социальных и других ресурсов сопротив­ления стрессу, опыта других семей и собственного прошлого опыта.

Исследование семьи как системы основывается на теории систем, согласно кото­рой семья воспринимается как существующая в системе единица, включающая в себя интрапсихические, межличностные, внутрисемейные и экстрасемейные со­бытия и перспективы, взаимодействующие между собой как целостная система.

Изучение семьи должно включать в себя необходимость учета культуры добрач­ных сексуальных отношений. Подходы к добрачным отношениям варьируют в раз­личных культуральных группах, даже живущих недалеко друг от друга. Отноше­ния различных поколений к добрачным связям могут изменяться с течением вре­мени, что может способствовать возникновению конфликтов.

Hoebel (1972), исследуя отношения к добрачным сексуальным связям в Евро­пе и в США, показал, что большинство респондентов акцептирует добрачные сек­суальные отношения, не возражая против них и не давая им отрицательных оце­нок. Из этнографического атласа Murdock (1967) следует, что из опрошенных 863 семей 67% не возражали против добрачных сексуальных отношений. Пермис-сивные общества, допускающие такие отношения, находятся в тихоокеанской зоне. Рестриктивные общества, ограничивающие эти отношения, расположены в бассейне Средиземного моря. Учет этих факторов необходим при анализе возни-

173

кающиху пациентов скрытых стрессовых состояний как реакций на нарушение ими запретов на добрачные отношения. Эти состояния проявляются по-разному и спо­собствуют возникновению таких нарушений, как нарушения приспособления и де­компенсация некоторых личностных расстройств.

Существуют общества, в которых браки ранжируются родителями, предвари­тельно заключающими добрачные контракты. К таким обществам относятся не­которые восточные страны и страны бывшего СССР. В Китае, например, брач­ные контракты заключаются еще до появления детей на свет. Описан случай, ког­да родители маленькой девочки на Тайване, облачив ее в традиционный свадебный костюм красного цвета, отправили для проживания и воспитания в дом будущего мужа. Девочка росла вместе с будущим «женихом». Жених и невеста воспитыва­лись как сиблинги с получением возможности пережить длительный период ин­тимных контактов с инцестным табу. Современные исследования, проведенные Wolf (1966) на Тайване, свидетельствуют о том, что большинство «женихов», вос­питывающихся в аналогичных условиях, в дальнейшем не хотели жениться на невестах, напоминающих им сестер. Более того, у этих «женихов» диагностиро­вались психологические проблемы, препятствующие их вступлению в брак вооб­ще. Эти молодые люди, поддерживая с псевдоневестами дружеские отношения, вступали в брак с другими женщинами, часто посещали проституток и вступали во внебрачные сексуальные отношения. Таким образом, диагностированные нару­шения включали в себя, с одной стороны, тенденцию к промискуитету, а с другой стороны, затруднение сексуальной ориентации с неуверенностью в себе.

В семейных субсистемах прежде всего выделяют субсистему муж—жена. С психологической точки зрения целью брака, по мнению Lidz (1974), является получение безопасности, которую обеспечивает брачный союз, облегчающий жизнь партнеров посредством получения ими сексуального удовлетворения, удов­летворения от рождения и воспитания детей и других способов взаимодействия друг с другом. Основная природа брака состоит в реализации этических и мо­ральных ожиданий, посредством которых достигается определенное членство партнеров в обществе с получением возможностей удовлетворить биологические, психологические, социальные и экономические требования. Брачные отношения могут рассматриваться или как обязательный контракт на длительный период, или как функциональное образование, основанное на взаимном удовлетворении потребностей и отношений. Если эмоциональные потребности и отношения не удовлетворяют друг друга, супруги могут разорвать эти отношения.

В области клинической психиатрии и патологической психологии многие лица с психическими нарушениями традиционно описывались и понимались как лица, которым присуща та или иная индивидуальная психическая патология. При рас­смотрении семьи в целом эти расстройства следует квалифицировать в контексте семьи. Всякое нарушение, возникающее у отдельного члена семьи и имеющее индивиду­альное проявление, вместе с тем представляет собой определенный признак, отража­ющий психическое неблагополучие семьи, которое могло существовать до возникнове­ния этого нарушения или служить проявлением тотальной психопатологии всей се­мьи. Индивидуальная психопатология, в частности, отражает патологическое функционирование целостной семьи. Более тщательные исследования позволяют диагностировать комплекс дисфункциональных отношений в семье, которые нуж-

174

даются во вмешательстве для их устранения. Например, психосоматические рас­стройства члена семьи позволяют установить связь этих расстройств с характером повседневной жизни пациента в семье. В таких случаях, как правило, диагностиру­ются ригидность отношений, хронический стресс и внутрисемейные конфликты. Если у кого-то из членов семьи развивается психическое нарушение, оно в той или иной степени передается другому члену семьи и, таким образом, один член семьи «за­ражает» психическим расстройством другого, что может проявляться такими кли­ническими признаками, как диссоциация, конверсионные расстройства, подозритель­ность, психоэмоциональное напряжение, бредовые проявления и др. Анализ описывае­мого контагиозного феномена у одного из членов семьи свидетельствует о том, что возникновение психического нарушения у него является вторичным. Иногда такая диагностика бывает возможной только в результате длительного наблюдения в условиях разъединения членов семьи, в результате которого первичные психи­ческие нарушения не проходят, а вторичные, индуцированные у другого члена семьи, обусловленные влиянием «истинного» больного, через какое-то время ис­чезают. Процесс, затрагивающий двух членов семьи, носит название «болезнь двоих». В случае включения в этот процесс большего количества людей использу­ется термин «семейное безумие». Наибольшее количество такого рода индуциро­ванных контагиозных психических нарушений, включающих в себя 103 случая, проанализировал Granlick (1942).

Gregory (1959) описал ситуацию передачи таких нарушений от мужа к жене и наоборот. Waltzer (1963) приводит казуистические данные, описывая психотиче­скую семью, в которой заболевание, возникшее у одного члена семьи, индуциро­вало болезнь у 12 членов семьи. Tseng (1969) описал параноидную семью на Тай­ване, в которой брат индуцировал бредовыми идеями преследования свою сестру, «передавшую» индуцированные у нее симптомы своему мужу, с дальнейшим ин­дуцированием пяти детей. Описан случай возникновения бредовой идеи пресле­дования у тайваньского мужчины по отношению к находящимся в подполье ком­мунистам. Появлению таких симптомов способствовали реальные стрессы, имев­шие место в жизни больного, такие как кража, отсутствие возможности устроиться на работу, соматические недуги. Появившиеся идеи преследования индуцирова­лись всеми членами семьи, считавшими окружающих опасными и принимавши­ми необходимые меры для самозащиты.

Исследования обнаруживают наличие преморбидных особенностей у членов се­мьи, предрасполагающих их к развитию индуцированных психотических состояний. К этим преморбидным особенностям относятся: определенные биологические детерминанты; наличие между членами семьи сильных эмоциональных связей, обеспечивающих их привязанность друг к другу; наличие стрессовых ситуаций.

Существующие в семье эмоционально стойкие связи способствуют возникно­вению у ее членов стремления к семейному единству, желания разделять семей­ные невзгоды между собой, быть ближе друг к другу. Тем не менее в таких семьях могут создаваться условия для возникновения индукции психотических наруше­ний. Индукция чаще развивается, если заболевает член семьи, имеющий особый авторитет, связанный с возрастом, с интеллектуальным превосходством, а при­вычно сложившаяся система внутрисемейных отношений способствует тому, что все члены семьи доверяют заболевшему и в какой-то степени зависят от него.

175

Влияние семейного фактора прослеживается при индуцировании не только бредовых расстройств, но и других нарушений, в частности социальной фобии.

Социальная фобия характеризуется стойким, иррациональным страхом контакта с другими людьми, при котором человек старается избежать ситуаций, представ­ляющих для него потенциальную угрозу. Некоторое время назад это расстройство не диагностировалось или терялось в массиве различных навязчивых страхов. В на­стоящее время выделяют общества и социальные структуры, в которых социальная фобия возникает чаще, чем в других (Kitanishu и Tseng, 1989). В Японии соци­альная фобия диагностируется как страх боязни людей, возникающий, прежде всего, среди лиц молодого и особенно подросткового возраста. Причиной рас­стройства является свойственная этому возрасту озабоченность, связанная с впе­чатлением, которое производит подросток на окружающих. Озабоченность приводит к страху перед близким контактом, к опасению вербализовать свои мысли не тем тоном, не с тем выражением лица, с чрезмерным эмоциональным выражением и пр.

Анализ социальной фобии в Японии позволил сделать заключение о том, что это расстройство развивается у «чрезвычайно чувствительных», рефлексирующих лиц, дискриминированных и лишенных чувства доверия в семье. Имеет значение на­личие факторов, вызывающих социально негативную оценку семьи. К таким по­рицаемым окружающими чертам относится социальный неуспех, развод родите­лей и все те ситуации, которые снижают самооценку детей и делают их чрезмерно чувствительными к оценке окружающими. В благоприятной обстановке, свой­ственной функциональным семьям, развитие социальной фобии маловероятно. Семейными факторами, предрасполагающими к возникновению социальной фо­бии, являются вербальные и невербальные ошибки коммуникации, подрываю­щие доверие ребенка к эффективности его общения с другими людьми. Напри­мер, общаясь с пришедшими гостями, ребенок пытается социализироваться пу­тем разговора с ними, пробует каким-то образом проявить себя. Подчеркивание родителями неадекватного, с их точки зрения, поведения ребенка будет способ­ствовать развитию у него в дальнейшем социальной фобии.

Специалистами чаще декларируется, чем исследуется, значение семейных отно­шений в возникновении невротических нарушений. Это приводит к тому, что иссле­дований, посвященных этой проблеме, очень мало. Xu, Cui, Tseng и Hsu (1988), ис­следуя женщин с «невротическими» депрессиями, обнаружили у них, в отличие от контрольных групп женщин такого же возраста, «меньшую спаянность» их се­мей. Респонденты, недовольные взаимоотношениями в семьях, считали их пло­хим образцом адаптации. Исследователи пришли к выводу, что для китайцев дис­функциональная семья выступает как стрессовый фактор, влияющий на развитие депрессии. Отсутствие ощущения защитной функции семьи предрасполагает к сниженному настроению. В то же время авторы пришли к выводу о том, что низ­кая спаянность семьи в большей степени коррелирует с развитием депрессии, чем с развитием тревожности. Такие пациенты предъявляют жалобы неврастениче­ского характера.

Изучение роли семьи в возникновении нарушений, связанных с приемом пищи, по­казало, что такого рода нарушения встречаются в семьях с расплывчатыми грани­цами в субсистемах «родитель—родитель» или «родители—дети». Для этих семей

176

характерны сверхпротективность; желание контролировать все, что возможно и невозможно; ригидность — невозможность смены стереотипов, застревание на них; неумение разрешать конфликты с прямым или косвенным включением взрос­лых детей.

Johnson и Flach (1985) пишут о том, что пациенты с булимией характеризуются измененным восприятием собственных семей, воспринимающих семьи как малоспа­янные, не стимулирующие независимость своих членов. Например, родители, с од­ной стороны, стремятся к тому, чтобы их дети были зависимыми, а с другой — проявляют по отношению друг к другу определенную зависимость и доминиро­вание. Характерен высокий уровень конфликтности, наряду с частым подавле­нием отрицательных эмоций.

Авторы обращают внимание на то, что анорексия у детей, воспитывающихся в таких семьях, связана со стремлением к самовыражению, при котором ребенок таким образом старается продемонстрировать себе и родителям свою волевую и эмоциональную состоятельность. Ребенок относится к голоданию как к герои­ческому поступку, заслуживающему признания.

Транскультуральные исследования, посвященные изучению влияния социоэкономи-ческой ситуации в стране на голодание и переедание, показывают, что расстрой­ства, связанные с едой, чаще возникают в развитых обществах с высоким уров­нем благосостояния своих членов и значительно реже возникают в неразвитых районах, испытывающих большую экономическую нужду. Нехватка продуктов питания, свойственная экономически неразвитым странам, приводит к меньшей фиксации населения на переедании и голодании. Так, например, в Сингапуре, на Тайване и Японии до Второй мировой войны практически не наблюдалось лиц с избыточным весом. С улучшением экономической ситуации в этих странах коли­чество лиц с избыточным весом, пренебрегающих физически активным образом жизни, резко возросло.

Доказано влияние культуральных факторов на формирование определенной установки лиц со стремлением к перееданию.

Это оказывается обусловленным положительной оценкой избыточного веса, являющегося с культуральной точки зрения признаком красоты, здоровья и бла­гополучия. Многим культурам свойственна противоположная тенденция, стрем­ление следовать ориентирам на модели, исключающие полноту. В этих культурах более вероятны случаи хронического ограничения приема пищи, когда патоло­гическая потеря веса считается достижением.

Современная семейная психиатрия при оценке болезненных расстройств рас­сматривает в качестве причины расстройства не влияние отдельных личностей, а семью в целом как основного носителя психопатологии, исходя из принципа, что целое всегда больше, чем сумма его отдельных составляющих. То есть члены се­мьи, состоящей из нескольких человек, соединяясь вместе, функционируют как новая единица с определенными взаимоотношениями. Эта система является ре­зультатом интеракций, без которых ее существование невозможно. Каждый член семьи внутри этой системы приобретает новые качества.

Особое значение для формирования предрасположенности к развитию пси­хических расстройств в семье имеет феномен взаимоисключающего принужде­ния (doubl-bind), который может быть охарактеризован на следующих примерах.

177

Подросток, эмоционально тесно связанный с матерью, получает от нее «по­слание» о том, что он должен очень хорошо учиться. Это воспринимается им как стимул к обучению. В ответ на сообщение сына о том, что он идет в библиотеку, мать «выдает» резко отрицательную реакцию, исключающую первое послание и сопровождающуюся словами: «Как ты можешь уходить из дома, ведь ты прово­дишь со мной так мало времени».

Второй пример. Отец говорит дочери о том, что он ее очень любит. Дочь, ори­ентируясь на его вербальное признание, стремится подойти к нему, приласкать­ся, но он отстраняется от нее. Удочери возникает состояние внутреннего напря­жения и недопонимания.

Третий пример. Мать, рассерженная чем-то, испытывает к плачущему ребен­ку резко негативные эмоции. Но в процессе приближения к нему ее охватывает чувство вины в связи с ее отрицательными эмоциями. Не в состоянии подавить их, она внешне проявляет к ребенку чувство любви, нежности, заботы и ласки. В такой ситуации ребенок воспринимает два «послания». С одной стороны, он чувствует, что мать его не любит, а с другой стороны, он сталкивается с демонст­рируемой матерью нежностью. Ощущение фальши провоцирует развитие у ре­бенка состояния неопределенности и тревожности.

Обстановка, насыщенная взаимоисключающими принуждениями, приводит к тому, что ребенок, вырастая, плохо разбирается в общении с людьми, не зная, чего от них ожидать. Такое воспитание способствует развитию подозрительности, не­уверенности, приводит к стремлению быть социально изолированным.

Феномен взаимоисключающего принуждения присутствует в структуре нар-цисстических отношений в семье. Так, ужены с выраженными нарцисстически-ми особенностями появляется неудовлетворенность и внутреннее раздражение, в связи с несоответствием мужа престижному сценарию. Она выражает свои эмо­ции упреком: «Ты не активен, не на высоте требований, не успешен. Ты должен добиваться успеха». Такое вербальное послание воспринимается мужем, и он на­чинает добиваться успеха. Однако вскоре такое поведение мужа перестает устра­ивать жену, усматривающую в этом элемент конкуренции. Так как это чувство носит не вполне осознанный характер, она проявляет косвенную агрессивность, используя разные методы «подрывной деятельности», переключая внимание мужа на действия, фактически препятствующие успеху. У мужа в результате возникает ощущение спутанности.

Рассмотрению семейной структуры психически больных пациентов с позиций изу­чения наличия в этих семьях явления созависимости до сих пор не уделялось доста­точного внимания. Феномен созависимости хорошо разработан и проанализиро­ван только на модели аддиктивного поведения. В то же время созависимость про­является и в других нарушениях, выступая, например, в рамках соаддиктивных расстройств, при которых речь идет о взаимодействии друг с другом нескольких людей, страдающих аддикциями.

Созависимость может рассматриваться и как форма болезни, и как аддикция, выходящая за пределы химических и нехимических аддикций. Созависимость — это аддикция отношений у личностей с расстройствами избегания, зависимых лич­ностей, в семьях больных психическими заболеваниями.

178

Первым вариантом стратегии, использующимся при созависимости, является контроль. Рассмотрение созависимости в рамках алкогольной модели невозмож­но без акцента на существующей в ней стратегии контроля.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...