Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком 6 страница




Основная проблема родителей состоит в неумении обеспечить эмоционально ровные, взаимоприемлемые, гибкие и непосредственные отношения вследствие неблагоприятных изменений их личности, главным образом низкой степени са­мопринятия и тесно связанного с этим чувства взаимного недоверия. Часто име­ющее место аффективно-настороженное восприятие действий партнера в браке неосознанно мотивировано избеганием травмирующих переживаний, в еще боль­шей степени понижающих чувство собственного достоинства и самопринятия. Таким образом, аффективная, нередко тревожно проявляемая, настороженность лежит в основе чувства недоверия родителей друг к другу, будучи одним из выра­жений их невротического типа реагирования. В ряде случаев недоверие обуслов­лено гиперсоциализированными и паранойяльными чертами личности родите­лей, когда они поступают излишне формально и принципиально, не учитывают требования момента, слишком нетерпимы к слабостям и ошибкам друг друга.

Недоверие родителей, как сплав аффекта, характера и ситуации, распростра­няется на отношения с детьми, вступая в противоречие с формирующимся у них чувством собственного достоинства и самоуважения, что способствует возникно­вению ответных напряженных отношений. Таким образом, конфликт родителей с детьми в первую очередь обусловлен неблагоприятными изменениями личнос­ти самих родителей и их невротическим состоянием, скрытыми или явными раз­ногласиями между ними. Конфликтные ситуации нередко драматически пред-

189

ставлены в неполных семьях, где мать не принимает мальчиков из-за нежелатель­ных, с ее точки зрения, общих черт с отцом. Все помыслы таких матерей направ­лены на недопущение встреч ребенка и отца. Одна мать так высказалась про сво­его сына: «Я имею вечный портрет бывшего мужа перед собой».

Вследствие своих разногласий и личностных особенностей родители также не могут вовремя и согласованно адаптироваться к ребенку, требующему индивиду­ального, эмоционально щадящего, терпеливого и доверительного отношения. В результате у ребенка возникают эмоциональные нарушения, создающие опре­деленные препятствия для последующей адаптации в отношениях с родителями, которые реагируют на это аффективным и противоречивым образом, еще более расходясь во мнении друг с другом. Так возникает патологический круг нарушен­ных семейных отношений.

Другим немаловажным обстоятельством аффективного отклика детей на ха­рактерологически и невротически спровоцированные требования является их несоответствие фактическому поведению родителей. Это иллюстрируется при­мерами, когда аффективно-неустойчивые и эгоцентричные родители сами устра­ивают истерики при неудовлетворении ребенком их капризов и в то же время требуют от него послушания и умеренности в желаниях; когда они пугают детей всяческими последствиями невыполнения их требований и в то же время ожи­дают от них уверенности в себе; когда родители постоянно опаздывают на при­ем, но требуют от ребенка педантичного соблюдения режима дня; когда мать жалуется на несдержанность сына и постоянно перебивает врача; когда родите­ли глухи к просьбам детей, но нетерпимы к их упрямству и т. д. Во всех этих случаях родители «не замечают» у себя тех особенностей характера и поведения, на появление которых у ребенка реагируют аффективно-болезненно. Более того, они проецируют на детей свои проблемы и переживают их впоследствии вместе с ними. Некоторых родителей, особенно матерей, пугает в ребенке не столько отличие от других детей, сколько то, что он воспроизводит их собственные про­блемы детства, с которыми они сами не справились в свое время. Осознание подобной взаимосвязи и возникновение чувства вины являются не только мо­тивом обращения за помощью к врачу, но и причиной перехода родителей в дру­гую крайность, когда они идут во всем навстречу ребенку. Последний при этом своим аффектом страха держит родителей в качестве своеобразных «заложни­ков», компенсируя многие из крайностей их предшествующего подхода. Подоб­ная неустойчивость и непоследовательность родителей типичны для изучаемых семей детей с неврозами.

Следует также отметить патогенную значимость не выражаемых внешне раз­дражения и недовольства родителей, которые иной раз больше гнетут и волнуют детей, чем если бы родители выразили внешне и определенно свои, пусть даже и отрицательные, чувства. Основным психотравмирующим моментом здесь служит развитие у детей состояния неопределенности и тревожного ожидания, ведущего к появлению диффузного чувства беспокойства. Патогенность этой ситуации уси­ливается негласным родительским запретом на любые выражения отрицатель­ных чувств у детей. Эти табуированные предписания создают резкий контраст между детской непосредственностью и родительской озабоченностью, когда дети не могут пожаловаться даже родителям, опасаясь, что их неправильно поймут,

190

 

осудят или накажут. В этой ситуации и мать, и отец не понимают, что блокирова­ние выражения эмоций у детей способствует появлению у них напряженности и замещающих ее агрессивных фантазий.

Длительно существующие и неразрешимые проблемы взаимоотношений ро­дителей и детей приводят к эмоциональному утомлению и нарастающему чувству беспокойства с обеих сторон, повышению уровня возбудимости при общении, когда «вместе тесно, врозь скучно». Это обычно те ситуации, при которых ребе­нок и взрослый член семьи относительно спокойны наедине, но быстро возбуж­даются вместе, особенно при включении третьего лица. Тогда вся группа стано­вится неуправляемой, а ответственность за это в конце концов несет один ребе­нок. Обычно родители в таких случаях жалуются на повышенную возбудимость детей, но выясняется, что она проявляется только дома и отсутствует в детских учреждениях. Подобный диссонанс говорит о проблемах семейных отношений и эмоциональном дискомфорте ребенка в семье, что подлежит не глушению по­средством транквилизирующих средств, а внимательному рассмотрению и пси­хотерапевтическому воздействию на семью в целом.

Конфликт детей с родителями, как обратная сторона конфликта родителей с детьми, долгое время находится в латентной фазе своего развития с ведущим пе­реживанием на почве личных привязанностей и противоречивого отношения к родителям. В этой фазе отношение родителей воспринимается с нарастающим чувством обиды при подавлении внешнего выражения переживаний. Возникаю­щие фазовые состояния в виде эмоциональных расстройств и упрямства расце­ниваются в семье не как болезненные симптомы, а как выражение «духа противо­речия», сидящего в ребенке, злой воли, подобно демону управляющей его пове­дением. Такие магические представления являются архаическими формами самосознания, своеобразным выражением тревожно-мнительного настроя. Если родители считают нежелательное для них поведение детей проявлением злой воли и наказывают за это, то дети, в свою очередь, воспринимают их отношение как плохое, несправедливое или даже (более старшие дети) как жестокое, что обычно не связывается с характером самих родителей, а ассоциируется с теми образами, которые олицетворяют в сказках зло и насилие, вроде чудовища, дьявола, черта, Бабы Яги и Кощея Бессмертного. На более глубоком уровне мотивации это озна­чает и страх перед угрозой отчуждения матери и отца, символом которого, опять же, являются сказочные персонажи. Приведем следующие примеры: мальчик вось­ми лет, имея строгого отчима, панически боится сказочного Кощея; мальчик семи лет из неполной семьи боится Бабы Яги при конфликтующей с ним матери; то же у мальчика шести лет, которого не любит мать, поскольку он от первого брака; девочка пяти лет боится Бабы Яги, о которой ей напоминает аффективно-изме­ненный, крикливый голос невротичной матери; мальчик десяти лет боится черта, ввиду того что его импульсивный отец злоупотребляет алкоголем; девочка пяти лет, видящая волка во сне, имеет возбудимого и не включенного в жизнь семьи отца. Во всех этих случаях дети боятся, что с ними может произойти нечто страш­ное, жестокое и непоправимое, находящее воплощение в противоположных по­нятиям доброты, сердечности, любви, искренности и непосредственности обра­зах зла, жестокости и коварства. В этом смысле Баба Яга — это образ «не матери», а Кощей Бессмертный — это образ «не отца». В таком понимании страх перед

191

этими и подобными персонажами выступает как наиболее ранний признак внут­реннего конфликта детей, указывающий на неблагополучие отношений с роди­телями.

Конфликт с родителями отражают и кошмарные сновидения. В этой связи можно упомянуть о девочке шести лет с невротическим энурезом и нейродерми­том в клинической картине неврастении. Ее мать с холерическими чертами тем­перамента, истерической структурой личности и тяжелым невротическим состо­янием постоянно одергивает, торопит и ругает дочь за ее общую с отцом медли­тельность. Всю свою любовь мать переносит на такого же активного, как она, младшего сына, в то время как отец, к которому привязана дочь, часто находится в длительных командировках. Во время приема девочка производила впечатле­ние крайне заторможенной, обидчиво-недоверчивой и упрямой. Но когда ей был задан вопрос о снах, она сразу оживилась, словно проснувшись, и стала эмоцио­нально, с жестикуляцией рассказывать о царящих в них людоедах и разбойниках, с которыми она, однако, находила легче общий язык, чем с матерью. Днем же ее заторможенность и связанное с ней упрямство были непроизвольно-защитной реакцией на бездушное, грубое и импульсивно-непоследовательное отношение матери.

В некоторых случаях дети непроизвольно обыгрывают вызывающие беспокой­ство родителей ситуации с целью компенсации неудовлетворенных потребнос­тей. Например, девочка пяти лет использует беспокойство матери по поводу ее плохого аппетита для изменения в приемлемую сторону отношения к ней. Обыч­но чрезмерно строгая и требовательная мать неузнаваемо меняется во время еды, так как думает, что дочь неминуемо умрет от истощения, если не будет есть «сколь­ко положено», выражая в этом не столько заботу, сколько тревожность и пара­нойяльные черты характера. Дочь же, не имея возможности выразить иным пу­тем свой протест по поводу принуждающего отношения матери, непроизвольно удлиняет время приема пищи, что вызывает беспокойство матери и смягчение ее требований. То же возникает перед сном, когда любые проявления беспокойства у ребенка вызывают более адекватный эмоциональный отклик у родителей. Ана­логичные ситуации наблюдаются у младших детей при длительном одевании и туалете, во время которых родители вынуждены вступать в общение с детьми. Во всех случаях беспокойство родителей и ребенка выступает в качестве более при­емлемого средства коммуникации между ними. Для детей это одновременно и способ реагирования на конфликтные напряжения в отношениях с родителями.

Взаимообусловленный проблемный характер отношений виден из следующих высказываний: «Как только у меня спадает напряжение, оно растет у мужа; полу­чается заколдованный круг, мы все трое фиксированы друг на друге», «Теперь все дело в нас, моя жена и ее мать очень эмоциональны и часто кричат на сына, обра­зуя с ним коалицию. Когда я пытаюсь оберегать его, у меня возрастают трения с ними, а сын чутко реагирует на это. Опять же, если я не вмешиваюсь, то рано или поздно срываюсь и у меня нет выхода» (добавим, что выход все же был найден... отец часто уезжает в командировки), «Бабушка злится на маму, мама злится на меня, а у меня терпение лопается», «Муж стал меня раздражать, и я противоречу ему во всем, затем у меня депрессия, и все выливается на сына». В последнем случае у мальчика были упорные приступы бронхиальной астмы на фоне общего

192

с матерью невротического состояния. Одновременно был проведен курс гипно­терапии у матери и сына, но неожиданно приступы бронхиальной астмы впервые в жизни возникли у отца. В другом случае после устранения у девочки девяти лет с невротическим состоянием приступов бронхиальной астмы у ее матери возник­ла невротическая депрессия, которая маскировалась раньше гиперопекой и бес­покойством в отношении больной дочери. Только после активного содействия со стороны отца и оказания психотерапевтической помощи матери удалось норма­лизовать обстановку в семье.

С целью более полного изучения семейных отношений мы используем экспе­риментальную методику «гомеостат». Это электронное устройство с выносным пультом, где имеются ручки и циферблат со стрелкой. Одновременное и согласо­ванное вращение двух или трех ручек в зависимости от числа испытуемых позво­ляет привести стрелку шкалы в среднее положение. В сложном режиме это прак­тически невозможно сделать. Семьи детей с неврозами (70 семей) и контрольная группа (44 семьи) исследовались вначале по семейным диадам «мать—отец», «мать—ребенок», «отец—ребенок», а затем в целом. Результаты исследования объективно подтверждают низкую успешность совместной деятельности в семье у детей с неврозами, наличие большого числа напряжений и малопродуктивных действий. В немалой степени это вызвано конфликтным стремлением супругов к одностороннему доминированию во внутрисемейных отношениях, навязывани­ем своей точки зрения и в то же время невозможностью соответствовать ей реаль­но. Родители при взаимодействии между собой и с детьми используют преиму­щественно разную и непоследовательную тактику. Особенно это заметно в отношениях с детьми, когда один из родителей к тому же пытается жестко доми­нировать, а другой во всем ему уступает. В контрольных семьях без невроза у де­тей статистически достоверно выше успешность совместной деятельности, она более продуктивна и сопровождается существенно меньшим числом эмоциональ­ных напряжений.

Более успешно и доминирование в семейных отношениях, если оно имеет ме­сто. К тому же доминирование носит более гибкий и ситуативный характер. Зна­чительно чаще, чем в семьях с неврозами у детей, в супружеских отношениях до­минирует отец. Как во взаимодействии между собой, так и с ребенком родители контрольной группы большей частью используют согласованную и последова­тельную тактику. В паре с ребенком родители взаимодействуют на равных, при­держиваясь между собой одинаковой тактики, когда они вместе уступают ребен­ку или доминируют в отношениях с ним.

Рассмотренные особенности отношений в семьях детей с неврозами могут быть сгруппированы следующим образом: 1) построение отношений в браке по типу невротически мотивированного взаимодополнения при реальном контрасте черт характера супругов; 2) личностные изменения у родителей, а также невроз у од­ного из них, предшествующий возникновению невроза у ребенка; 3) инверсия супружеских и родительских ролей; 4) образование эмоционально обособленных диад и блокирование одного из членов семьи; 5) тревожно-депримированная эмо­циональная атмосфера в семье; 6) повышенная эмоциональная возбудимость и непродуктивные напряжения в процессе общения в семье; 7) использование од­ного из членов семьи в роли козла отпущения.

193




Особенности воспитания

Мы уже касались некоторых сторон воспитания, в частности непринятия и гиперопеки. Непринятие подразумевает не только нежеланность ребенка или не­соответствие его пола ожиданиям матери и отца, но и непринятие его индивиду­альных особенностей развития, несовместимых с характерологически, конфликт­но или невротически измененными представлениями родителей. Лейтмотив это­го отношения состоит в том, что ребенок не тот, кто ожидался, кто оправдывает надежды, с кем легко, а тот, кто, наоборот, воспроизводит проблемы самих роди­телей или напоминает нежелательные черты одного из них, отнимает все время и препятствует реализации жизненных планов. Поэтому наиболее выделяющейся стороной их отношения является неудовлетворенность ребенком, что встречает­ся у матерей детей с неврозами достоверно чаще, чем в контрольных группах. Существенно и то, что у этих матерей несколько более медленно развивается чув­ство материнства, которое сохраняется более длительное время на неизменном уровне. Невротически опекая ребенка и заменяя собой мир сверстников, мать отказывает ему и в праве на самостоятельность, не доверяя его опыту и тревожно-мнительно опасаясь последствий его самостоятельности. Наибольшее удивление у матерей вызывают слова врача о наличии у их детей, особенно сыновей, воли. «Разве?» — с недоверием говорят они. В их представлении воля — это беспреко­словное послушание и безоговорочное подчинение всем их требованиям. Одни матери утверждают при этом, что у ребенка нет своего «Я» — он упрямый. Дру­гие, заявляя, что у него нет никакого чувства ответственности, опекают и трево­жатся за сына в такой степени, что практически живут вместо него, подменяя его индивидуальность и самостоятельное решение проблем. Тем самым они неосо­знанно культивируют зависимость ребенка от себя и пассивность, принципиаль­но требуя в то же время от него ответственности. Когда врач просит детей перио­дически сообщать о состоянии своего здоровья по телефону, вместо них всегда говорят матери. В этой установке «жить вместо», а не «вместе» с ребенком может проявляться и сверхпринимающее отношение матери, когда она так любит свое­го ребенка, что заменяет его собой, атрофируя его активность, инициативность и самостоятельность. Ребенок же может переживать такое отношение как недове­рие к его возможностям и непонимание его запросов.

Если нежеланность ребенка чаще встречается у молодых родителей с еще не сформировавшимся чувством материнства и отцовства, то непринятие индиви­дуальности ребенка присуще более «пожилым» родителям, обладающим доми­нантными, тревожно-мнительными и гиперсоциализированными чертами харак­тера. Если молодые родители стремятся как можно раньше отдать ребенка в ясли или перепоручить его своим родителям, то «пожилые» родители, наоборот, стре­мятся изолировать его от любых несемейных контактов, в том числе от вредного, с их точки зрения, влияния сверстников и нередко пользуются любым поводом, чтобы не водить ребенка длительное время в детский сад или школу.

Установочное отношение родителей в виде непринятия и их характерологи­ческие особенности неблагоприятно отражаются на любви к ребенку. В большин­стве случаев она носит принципиальный и не выражаемый внешне характер. Одна мать заметила: «Ласкать нельзя ни в коем случае, они разбалтываются оконча-

194

тельно». Любовь условна, то есть ребенок признаваем и любим только тогда, ког­да он оправдывает повышенные ожидания и требования родителей. К тому же она имеет «собственнический» характер. Родители любят не столько самого ре­бенка, сколько его соответствие своему навязываемому или внушаемому образу «Я». Любовь конъюнктурна, поскольку на нее спроецированы отношения роди­телей в виде взаимной ревности и недовольства друг другом. Нередко в ней также аффективно-заостренно (реактивно) сосредоточивается неиспользованный по­тенциал любви родителей, их неудовлетворенность отношениями в браке.

Для матерей детей с неврозами типична гиперопека, которая так же, как и не­принятие, обусловлена доминантными, тревожно-мнительными и гиперсоциа­лизированными чертами характера. Вместе с невротически защитной мотиваци­ей это объясняет такие стороны гиперопеки, как стремление сопровождать каждый шаг ребенка, все делать за него, навязывать правила и условности, предохранять и защищать от воображаемых опасностей, необоснованно беспокоиться, удер­живать ребенка около себя, в то время как он не нуждается в этом, и одновремен­но тревожно привязывать его к себе.

Главное патогенное значение гиперопеки состоит в том, что посредством ее ребенку передается беспокойство матери. Помимо этого, гиперопека означает и подмену общения со сверстниками навязываемым контактом со взрослыми, и по­явление несамостоятельности ребенка, пассивных и инфантильных реакций.

В наибольшей степени гиперопека выражена при истерическом неврозе и неврозе навязчивых состояний. Если при истерическом неврозе она связана со страхом одиночества у матери и ее заостренной потребностью найти признание в ребенке, то при неврозе навязчивых состояний гиперопека обусловлена сверх­ценным страхом матери по поводу предполагаемой возможности несчастья с ре­бенком. Последним объясняется стремление матери неотрывно держать ребен­ка около себя, что уменьшает ее беспокойство, но создает болезненную зависи­мость ребенка от ее эмоционального состояния и проблемы при общении со сверстниками.

Тенденция к чрезмерно строгому, ограничивающему контролю проявляется у обоих родителей, но более выражена у матерей. Чаще ограничиваются мальчики, активность и подвижность которых, особенно в первые годы жизни, раздражают родителей. Подобный контроль, как и гиперопека, может быть обусловлен не­вротическим состоянием родителей, но, в отличие от гиперопеки, он более ха­рактерологически мотивирован, прежде всего доминантностью (властностью) и негибкостью мышления. Чрезмерный контроль выражается в стремлении роди­телей предупреждать активность ребенка, предписывать ему образ действий, ограничивать его самостоятельность, запрещать, часто наказывать, следить за по­пытками ребенка делать по-своему, без меры торопить и подгонять его.

Основное патогенное значение контроля в изучаемых семьях заключается в ограничении подвижности детей, что повышает их возбудимость, к тому же он часто не достигает своей цели вследствие невротического состояния родителей и разногласий между ними. Но в этом случае родители больше кричат и наказыва­ют детей, что, опять же, приводит к повышению их возбудимости. Ограничения достоверно чаще наблюдаются при неврастении детей, когда родители ценой пе­ренапряжения ребенка и унижения чувства его «Я» пытаются безоговорочно на-

195

вязывать ему свою волю, заставляя делать то, что он не может, не умеет или не хочет, когда они стремятся во что бы то ни стало «переплавить» одни черты тем­перамента ребенка на другие, не обращая внимания на своеобразие его психиче­ского развития, темп и выносливость организма.

В изученных семьях отсутствуют жизнерадостные, непосредственные, ровные, гибкие и последовательные отношения родителей с детьми. Вместо этого часто проявляются излишняя принципиальность, требовательность и нетерпимость, недостаточно принимается во внимание чувство собственного достоинства, име­ют место частые порицания при отсутствии одобрения и похвалы, несправедли­вые и незаслуженные наказания, несвоевременная эмоциональная отзывчивость и поддержка, недостаточная душевная щедрость, теплота и искренность. Даже в контролируемом процессе игровых занятий родители и дети говорят все вместе, перебивая друг друга, часто на повышенных тонах, особенно родители, которые вместо пояснений без конца требуют или читают нотации, не доверяют словам детей. В разговоре остается много недосказанного, темы носят однобокий, ру­тинный характер, относятся к тому, выучил ли ребенок уроки и вовремя ли он лег спать. Главное, что родители и дети не умеют общаться между собой, представ­лять себя на месте друг друга и сохранять ровные и непринужденные отношения. Следует заметить, что требования родителей могут быть правильными в своей основе, но неадекватными по манере выражения, чему в немалой степени спо­собствует их невротическое состояние. Болезненно завышенный объем требова­ний родителей и аффективный способ предъявления заставляют говорить об их реактивном характере и рассматривать как средство неосознанной компенсации чувства неудовлетворенности собой и низкого уровня самопринятия. Таким об­разом, избыточные и раздраженно-нетерпеливые требования родителей высту­пают в качестве непроизвольного ритуала защиты «Я» от собственных проблем самоконтроля. Невозможность критического признания этих проблем и их кон­структивного преодоления порождает чувство внутренней неудовлетворенности и беспокойства, недовольства собой, повышение внутреннего напряжения и ком­пенсаторную аффективно-агрессивную разрядку в виде «потока» требований, угроз, советов и предписаний. В этом значении несоразмерный, аффективно-повышенный уровень требований родителей, как и нетерпеливость и непосле­довательность в обращении с ребенком, можно расценить как проявление невро­тически мотивированного типа реагирования. Кроме того, многие из крайностей отношения матери, особенно требования педантичного соблюдения режима дня, являются резидуальными выражениями авторитаризма ее матери, бабушки ре­бенка. Все это объясняет эффект «заданное™» в воспитании, когда родители по­ступают подчеркнуто правильно, излишне принципиально. В какой-то мере они понимают неестественность своего отношения, но не способны его перестроить, как и претворить свои принципы в жизнь.

Другая особенность воспитания — это наличие у родителей ряда сверхценных идей, отражающих их тревожно-мнительные и паранойяльные черты характера. Здесь и сверхценный страх лишиться влияния на ребенка, и паранойяльная убеж­денность в том, что его нужно во что бы то ни стало оберегать от всех опасностей и трудностей жизни, что на него плохо влияют другой родитель и сверстники, что ребенок не хочет идти им навстречу (в то время как он фактически не может), что

196

у него нет силы воли, самостоятельности, что им нужно во всем управлять, под­чинив его полностью себе, и т. д.

Еще одна особенность — это непроизвольное внушение детям чувства лич­ностной недостаточности особой манерой обращения с ними: «Ты никогда и ни­чего не делаешь так, как нужно», «У тебя одни крайности, ты не можешь обой­тись без фокусов», «Смотри, не сделай...», «Если ты...» и т. д. Подобные высказы­вания вызывают противоположный эффект, приковывая внимание ребенка и создавая у него навязчивое желание реализовать запрет.

Тревожно-мнительному настрою детей часто способствуют неосторожные вы­сказывания взрослых членов семьи вроде: «Лямблии выгнали, а они уже успели сделать ходы». Постоянно происходящее «заражение» эмоциями страха и трево­ги в домашних условиях доказывается усилением беспокойства у детей после пе­рерыва в лечении, когда они снова боятся заходить в кабинет врача, пугаются все­го нового и неожиданного, в том числе им уже знакомых масок и кукол, изобра­жающих зверей.

Все неблагоприятное воздействие родителей на детей, включая неосторожное использование слов, обладающих отрицательным внушающим действием, мы обозначаем термином «парентогения» (от лат. parens — родитель и греч. genesis — возникновение, происхождение), то есть «порождаемое родителями, происходя­щее от них», подобно терминам «дидактогения» (К. К. Платонов), «эгротогения» (С. С. Либих) и «ятрогепия» (О. Бумке).

Описываемые отклонения в воспитании иногда выражены незначительно, но и в этом случае можно говорить о минимальной родительской дисфункции как неспособности родителей адекватно управлять связанной с детьми ситуа­цией в семье. Она проявляется у отца, не включенного в жизнь семьи и воспита­ние детей, боящегося ответственности или неровного в отношениях с ними, и у матери, не умеющей наладить эмоционально-теплые и доверительные отноше­ния с детьми.

Более очерченный синдром минимальной материнской дисфункции (или не­достаточности) можно охарактеризовать как сочетание противоречивого отноше­ния к появлению ребенка вместе с патологией беременности и родов, несвоевре­менным и неадекватным откликом на запросы ребенка, непоследовательностью и крайностями в подходе к нему; излишней формализацией отношений, чрез­мерно ранним выходом матери на работу, перепоручением воспитания другим лицам, включая раннее помещение в ясли, неспособностью справиться с возни­кающими в процессе воспитания проблемами.

Как отмечалось, большинство родителей испытывают чувство вины и беспо­койства по поводу состояния ребенка. Но подобное осознание приходит уже пос­ле появления у него серьезных расстройств, напоминающих родителям об их соб­ственных проблемах. Тогда невроз ребенка выступает в качестве своеобразного средства более адекватной «социализации» родителей, заставляя их критичнее относиться к своим действиям и поступкам и способствуя осознанию некоторых недостатков их характера. Но это еще не означает, что родители способны пере­строить свое неадекватное отношение к детям, так как неблагоприятно склады­вающиеся жизненные обстоятельства, на которые они часто ссылаются, представ­ляют уже следствие их личностных проблем и невротической структуры характе-

197

pa. Обращает на себя внимание более медленный, чем обычно, процесс станов­ления их супружеских и родительских отношений. Здесь сказываются травмиру­ющий опыт отношений в прародительской семье, невротическая структура ха­рактера будущих супругов, наличие большого числа предшествующих личност­ных проблем.

В большинстве случаев речь идет о первом браке не очень молодых людей, внутренне неудовлетворенных собой, имеющих проблемы взаимоотношений и еще не успевших определить свое место в жизни. Средний возраст матери при рождении ребенка — 28,5 лет, то есть выше обычного. Средний возраст родите­лей при их обследовании составляет у матерей 38, у отцов 40 лет, то есть у них относительно невелика разница в возрасте. Если вычесть из среднего возраста родителей среднюю продолжительность невроза у детей, равную трем годам, то окажется, что средний возраст матери при заболевании ребенка — 35 лет, а отца — 37 лет. В этом возрасте родители в большей степени стремятся сконцентрировать свой воспитательный подход и интенсифицировать процесс обучения, что само по себе уже создает некоторые проблемы во взаимоотношениях с детьми. В этом же возрасте имеет место наибольшая личностная напряженность, обусловленная проблемами самоопределения и переходной структурой взаимоотношений в бра­ке, своеобразным кризисом этих отношений, когда «прошлое уже не устраивает, а новое еще не определилось», когда нужно дать себе ответ на вопрос: «Кто я есть и для чего я живу?» и более критично подходить к недостаткам своего характера. Необходимо также быть терпимее, принимая другого таким, как он есть, разви­вая, а не подавляя или заменяя его индивидуальность, когда необходимо менять некоторые привычки и установки, когда следует проявлять большую настойчи­вость и в то же время большую уступчивость, то есть всем этим устранить крайно­сти предшествующего реагирования и стать более зрелой и созидающей лично­стью. Подобный кризис личностного развития как определенный этап развития самосознания и обусловленный им кризис супружеских и родительских отноше­ний не преодолевается конструктивным образом, а сопровождается компенса­торным нарастанием внутренней напряженности, которая чем меньше проявля­ется внешне, тем более сказывается на отношениях с детьми и воспитании. В этом случае каждый из родителей разрешает свои проблемы увеличением крайностей в обращении с детьми, делая им бесчисленные замечания, ограничивая и наказы­вая и в то же время тревожно привязывая их к себе, окружая кольцом предохране­ний и настраивая против другого родителя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...