Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Системы счисления, методы перевода и формы представления чисел
Для отображения количественных характеристик описываемых объектов и последующей обработки этой информации были изобретены специальные знаки (цифры) и приемы их комбинирования. Системой счисления называется совокупность приемов наименования и записи чисел с помощью цифр. В любой системе имеется ряд символов, называемых базисными цифрами; все остальные числа отображаются с помощью базисных цифр посредством определенных математических операций. Системы счисления различаются набором базисных цифр, правилами образования из них чисел и выделяются два больших класса – непозиционные и позиционные. В непозиционных системах значение цифры не зависит от места, занимаемого ею в записи числа. Примером может служить римская системы счисления, в которой в качестве цифр используются латинские буквы I, V, X, L, C, D, M в любой позиции обозначающие соответственно 1,5,10,50,100,500,1000. В позиционных системах счисления значение любой базисной цифры зависит от ее места в записи числа, называемой позицией, а количество используемых базовых цифр – основанием системы счисления. Привычной является индо-арабская десятичная системы счисления, в которой для записи любого числа используется 10 базисных цифр (от 0 до 9). Эта система основана на том, что десять цифр каждого разряда объединяются в одну единицу соседнего старшего разряда. Основание системы счисления, в которой записано число, обычно обозначается нижним индексом. Например, 5557 – число, записанное в семеричной системе счисления. Число записанное в десятичной системе, основание не указывается. Произвольное число Х в системе с основанием Р может быть представлено как X=anPn+an-1Pn-1+…+a1P1+a0P0+a-1P-1+…+a-mP-m+…, где ai - цифры в представлении данного числа. Так, например, 103510 = 1*103+0*102+3*101+5*100; 10102 = 1*23+0*22+1*21+0*20 = 10. Все позиционные системы счисления принципиально ничем не отличаются от привычной нам десятичной и обладают существенными преимуществами перед непозиционными: - в них любое целое число записывается с помощью некоторых символов, каждый из которых в зависимости от занимаемого места имеет разное значение: в одном случае он означает число сотен, в другом – число десятков. - в позиционных системах правила выполнения арифметических операций намного проще, всегда осуществляются по одной и той же схеме и требуют знания таблиц сложения и умножения только однозначных чисел. Наибольший интерес при работе на ЭВМ представляют системы счисления с основаниями 2, 8 и 16. В 1673 г. Лейбниц предложил использовать двоичную систему в качестве универсального логического языка, удобную систему, позволяющая использовать очевидные технические и математические преимущества: - аппаратная реализации позволяет применять физические элементы в 2-х возможных состояниях; - представление информации с помощью только двух состояний особенно надежно и помехоустойчиво; - возможно применение стандартного аппарата булевой алгебры для выполнения логических преобразований; - двоичная арифметика проще десятичной. В двоичной системы счисления для отображения числа используются только два символа: 0 и 1, называемые двоичными цифрами. Произвольное число Х в этой системе представляется суммой an*2n+an-1*2n-1+…+a1*21+a-1*2-1+…+a-m*2-m+…, где каждый коэффициент ai равен 0 или 1. Запись числа в двоичном виде намного длиннее его записи в десятичной системе счисления. Арифметические действия, выполняемые в двоичной системе, подчиняются правилам, что и в десятичной, перенос единиц в старший разряд возникает чаще. Таблица умножения: 0*0=0; 0*1=0; 1*0=0; 1*1=1. Таблица сложения в двоичной системе: 0+0=0; 0+1=1; 1+0=0; 1+1=0 (перенос единицы в старший разряд). В восьмеричной системы счисления базисными числами являются 0,1,2,,3,4,5,6,7. Например, десятичное число 85 в восьмеричной системе равно 125, т.к. 85 = 1*82 + 2*81 + 5. В информатике чаще применяют компактную шестнадцатеричную систему, где для записи чисел используют десять арабских цифр (от 0 до 9) и шесть первых букв латинского алфавита (A,B,C,D,E,F,). Например, десятичное число 191,5 в этой системе будет записано в виде BF.8; действительно, 11*161+15*160+8*16-1=176+15+8/16=191,5. Перевод двоичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы. Компьютеры для выполнения арифметических и логических операций, хранения команд и данных используют двоичную систему. Системы счисления с основанием 8 и 16 применяют для более компактной двоичной записи и при некоторых специальных форматах представления чисел (таблица 2.1). Таблица 2.1 Таблица двоичных и шестнадцатиричных кодов
Одна из важных задач информатики – измерение объема информации, представленной в электронной форме. Элементарной единицей представления данных в ЭВМ является 1 двоичный разряд, называемый битом (bit, binarydigit - двоичная цифра). Элементарной единицей обработки информации является байт, равный 8 битам (не считая служебных битов). Если 1 бит информации позволяет выбрать один вариант из 2-х возможных, то 1 байт 1 из 256 (28). Так как традиционные таблицы кодировки символов содержат 256 элементов, то 1 байт можно считать равным 1 символьной информации, что позволяет связать измерение информации в двоичных разрядах с привычным ее измерением через количество символов текста. Более крупная единица измерения информации – 1 Кбайт = 210 байт = 1024 байт. В килобайтах измеряют сравнительно небольшие объемы данных; нередко возникает потребность в более крупных единицах измерения (таблица 2.2). Таблица 2.2 Единицы измерения информации
Примеры решения задач 1. Перевести данное число из десятичной системы счисления в двоичную: Решение. 464 | 0 380 | 0 |1875 115 | 1 |94 232 | 0 190 | 0 0|375 57 | 1 1|88 116 | 0 95 | 1 0|75 28 | 0 1|76 58 | 0 47 | 1 1|5 14 | 0 1|52 а) 29 | 1 б) 23 | 1 1|0 в) 7 | 1 1|04 14 | 0 11 | 1 3 | 1 0|08 7 | 1 5 | 1 1 | 1 0|16 3 | 1 2 | 0 1 | 1 1 | 1 а) 464(10) = 111010000(2); б) 380,1875(10) = 101111100,0011(2); в) 115,94(10) 1110011,11110» (2) (в настоящем случае было получено шесть знаков после запятой, после чего результат был округлен). Если необходимо перевести число из двоичной системы счисления в систему счисления, основанием которой является степень двойки, достаточно объединить цифры двоичного числа в группы по столько цифр, каков показатель степени, и использовать приведенный ниже алгоритм. Например, если перевод осуществляется в восьмеричную систему, то группы будут содержать три цифры (8 = 23). Итак, в целой части будем производить группировку справа налево, в дробной — слева направо. Если в последней группе недостает цифр, дописываем нули: в целой части — слева, в дробной — справа. Затем каждая группа заменяется соответствующей цифрой новой системы. Соответствия приведены в таблицах.
Переведем из двоичной системы в восьмеричную число 1111010101,11(2). 001111010101,110(2) = 1725,6(8). Переведем из двоичной системы в шестнадцатеричную число 1111010101,11(2). 001111010101,1100(2) = 3D5,C(16).
При переводе чисел из системы счисления с основанием P в десятичную систему счисления необходимо пронумеровать разряды целой части справа налево, начиная с нулевого, и в дробной части, начиная с разряда сразу после запятой слева направо (начальный номер -1). Затем вычислить сумму произведений соответствующих значений разрядов на основание системы счисления в степени, равной номеру разряда. Это и есть представление исходного числа в десятичной системе счисления. 2. Перевести данное число в десятичную систему счисления.
а) 1000001(2). 1000001(2) 2×=16 2×+05 2×+04 2×+03 2×+02 2×+ 01 2×+10 = 64+1=65(10). Замечание. Очевидно, что если в каком-либо разряде стоит нуль, то соответствующее слагаемое можно опускать. б) 1000011111,0101(2). 1000011111,0101(2)2×=192× + 142× + 132× + 122× + 112× + 102× + 1-22× + 1-4 = 512 + 16 + 8 + 4 + 2 + 1 + 0,25 + 0,0625 = 543,3125(10).
в) 1216,04(8). 1216,04(8)8×=138×+228×+118×+60 8×+4-2 = 512+128+8+6+0,0625 = 654,0625(10).
г) 29A,5(16). 29A,5(16)16× = 2216×+9116×+10016×+5-1 = 512+144+10+0,3125 = 656,3125(10). Для выполнения арифметических операций в системе счисления с основанием P необходимо иметь соответствующие таблицы сложения и умножения. Для P = 2, 8 и 16 таблицы представлены ниже.
3. Сложить числа: 10000000100 223,2 3B3,6 + 111000010 + 427,54 +38B,4 ------------ ------- ----- 10111000110 652,74 73E,A Выполним проверку результатов расчетов переводом в десятичную систему счисления. Для этого переведем каждое слагаемое и сумму в десятичную систему счисления, выполним сложение слагаемых в десятичной системе счисления. Результат должен совпасть с суммой. а) 10000000100(2)2×=110 2×+12 = 1024+4=1028(10) 111000010(2)2×=182×+ 172×+ 162×+ 11 = 256+128+64+2 = 450(10) 10111000110(2)2×=1102×+ 182×+ 172×+ 162×+ 122×+ 11 = 1024+256+128+64+4+2 = 1478(10) 1028(10)+450(10) = 1478(10) Результаты совпадают, следовательно, вычисления в двоичной системе счисления выполнены верно! б) 223,2(8)8×=228×+ 218×+ 308×+ 2-1 = 128+16+3+0,25 = 147,25(10) 427,54(8)8×= 428×+ 218×+ 708×+ 5-18×+ 4-2 = 256+16+7+0,625+0,0625 = 279,6875(10) 652,74(8)8×= 628×+ 518×+ 208×+ 7-18×+ 4-2 = 384+40+2+0,875+0,0625 = 426,9375(10) 147,25(10)+279,6875(10) = 426,9375(10) Результаты совпадают, следовательно, вычисления в восьмеричной системе счисления выполнены верно! в) 3B3,6(16)16×= 3216×+ 11116×+ 3016×+ 6-1 = 768+176+3+0,375 = 947,375(10) 38B,4(16)16×= 3216×+ 8116×+ 11016×+ 4-1 = 768+128+11+0,25 = 907,25(10) 73E,A(16)8×= 728×+ 318×+ 1408×+ 10-1 = 1792+48+14+0,625 = 1854,625(10) 947,375(10)+907,25(10) = 1854,625(10) Результаты совпадают, следовательно, вычисления в шестнадцатеричной системе счисления выполнены верно! 4. Выполнить вычитание: 1100000011,011 1510,2 27D,D8 - 101010111,1 -1230,54 -191,2 -------------- ------- ------ 110101011,111 257,44 EC,B8 5. Выполнить умножение: 100111 1170,64 61,A *1000111 * 46,3 *40,D ------------- -------------- ---------- 100111 355 234 4F 52 + 100111 + 7324 70 + 1868 100111 47432 0 ---------- 100111 ------------- 18B7,52 ------------- 57334,134 101011010001 6. Выполнить деление: Задание 1. Задания на нахождение основания системы счисления Задание 7. Практическая часть Перевод чисел в десятичную систему счисления и обратно
1. Переведите в десятичную систему счисления: 2213; 1207; 34,15; E41A,1216. 2. Перевести десятичные дроби в двоичную систему счисления. В двоичной записи числа сохранить 6 значащих цифр (с учетом округления): 0,654; 0,321; 0,6135; 0,9876. 3. Десятичное число 10,2 перевели в восьмеричную систему счисления. Определить 1998 цифру после запятой. 4. Число 25341 записано числами восьмеричной, шестеричной и шестнадцатеричной систем счисления. Найти его десятичное значение. 5. Перевести десятичные дроби в восьмеричную систему счисления. В восьмеричной записи числа сохранить 6 значащих цифр (с учетом округления): 0,555; 0,333; 0,1213; 0,453. 6. Запишите десятичный эквивалент числа 10101, если считать его написанным во всех системах счисления – от двоичной до девятеричной включительно. 7. Перевести число 123,7030125 из десятичной в восьмеричную систему счисления, сохранив 4 знчащих цифры после запятой (с учетом округления). 8. Перевести десятичные дроби в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе сохранить 6 значащих цифр после запятой (с учетом округления): 0,8455; 0,225; 0,1234; 0,455. 9. В каких системах счисления справедливы равенства: 2*2=10; 2*3=11; 3*3=13? 10. Перевести десятичное число 315, 1875 в восьмеричную и 16-ричную системы счисления. Сделать проверку обратным переводом. 11. 25; 63; 19,2; 58394,0703125. 12. 0,10101; 0,010101; 0,100111; 0,111111. 13. 10,210=12,(1463)8. В периоде 4 цифры. Разделив 1998 на 4, получим в остатке 2. Значит, 1998 цифра после запятой равна 4. 14. 253416=380510; 253418=1097710; 2534116=15238510. 15. 0,434122; 0,252375; 0,076066; 0,347737. 16. 101012=2110; 101013=9110; 101014=27310; 101015=65110; 101016=133310; 101017=245110; 101018=416110; 101019=664310. 17. 173,55. 18. 0,D872B; 0,39999A; 0,1F9724; 0,747AE1. 19. Запишем обе части первого равенства в развернутой форме записи в системе счисления с неизвестным основанием P: 2*P0*2*P0=1*P1+0*P0. Отсюда видно, что P=4. Рассуждая подобным образом, получим и остальные значения: P=5; P=6.
20. Перевести заданные числа из десятичной системы в двоичную, восьмиричную и шестнадцатиричную системы счисления: 135,67(10); 98, 72(10). 21. Перевести полученные двоичные, восьмиричные и шестнадцатиричные числа обратно в десятичную систему счисления. 22. Перевести полученные двоичные числа в восьмиричную и шестнадцатиричную систему счисления. 23. Перевести полученные восьмиричные и шестнадцатиричные числа в двоичную систему счисления. 24. Сложить следующие двоичные числа: 11001010110111+11100101101111. 25. Выполнить вычитание: 11110000101-1100111011 Индивидуальные задания 1.В двоичной системе счисления найти сумму чисел 100112 и 10012. 2.В восьмеричной системе счисления найти сумму чисел 4138 и 358.. 3.В шестнадцатеричной системе счисления найти сумму чисел 12А16 и 4В16. 4. В шестнадцатеричной системе счисления найти сумму чисел АВС16 и ЕD16. 5. В двоичной системе счисления найти разность чисел 1000112 и 11012. 6. В восьмеричной системе счисления найти разность чисел 470 и 26.Ответ:4428. 7. В шестнадцатеричной системе счисления найти разность чисел 1BCA и FF. 8. В шестнадцатеричной системе счисления найти разность чисел 1CD и EF. 9. В двоичной системе счисления найти произведение чисел 10112 и 1002. 10.Перевести число 9310 в двоичную систему счисления. 11.Перевести число 19010 в шестеричную систему счисления. 12.Перевести число 2710 в четверичную систему счисления. 13.Перевести число 13210 в семеричную систему счисления. 14.Перевести число 5146 в десятичную систему счисления. 15.Перевести число 101000111012 в восьмеричную систему счисления. 16.Перевести число 1100012 в шестнадцатеричную систему счисления. 17.Перевести число 8AF16 восьмеричную систему счисления. 18.Перевести число BAD16 в четверичную систему счисления. 19.Перевести число 110110112 в десятичную систему счисления. 20.Перевести число 314110 в двоичную систему счисления. 21.Даны три числа А=208, В=223,С=2110 в различных систем счисления. Найти их сумму в десятичной системе счисления. 22.Даны три числа А=3F16,В=1038,С=3510 различных системах счисления. Найти их сумму в десятичной системе счисления. 23.Определить какое число больше 6378 и 43910. 24.Перевести число1213 в восьмеричную систему счисления. 25.Найти основание системы счисления ,в которой 4+5=10 и 4*5=22. 26. Найти основание системы счисления, в которой 2+3=5 и 2*3=11. 27.Найти основание системы счисления, в которой справедливо равенство 121*11=1331? 28.Найти основание системы счисления , в которой справедливо равенство 315+62=410? 29.Найти основание системы счисления, в которой справедливо равенство 163+240=423? 30.Найти основание системы счисления , в которой справедливо равенство 121+40=211?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 427. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |