Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методическая разработка семинара-1




Тема: Основные понятия информатики. (1 час) Информатика как единство науки и технологии. Структура современной информатики. Место информатики в системе наук. Информация, её виды и свойства. Различные уровни представлений об информации. Носители данных. Операции с данными. Классификация экономической информации.
Цель: Понять информатику как единство науки и технологии. Раскрыть структуру современной информатики. Узнать место информатики в системе наук. Понять что такое информация, её виды и свойства. Раскрыть уровни представлений об информации. Определить носителей данных. Рассмотреть операции с данными.
Дидактический: Рассказать студентам о различных программах хранения, поиска и сортировки информации. Дать основные понятия информации.
Развивающий: Развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; развитие умения владеть собой – выдержка, самообладание; развитие умений действовать самостоятельно); развивать психические процессы (память, внимание).
Воспитательный: Воспитывать терпение, усидчивость, уважительное отношение к одногрупникам, умение выслушать до конца мнение другого человека; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.
Вид урока: Комбинированный
Формы и методы обучения: Словесный, наглядный, практический - индивидуальная работа, работа на интерактивной доске.
Программное и техническое обеспечение урока: Проектор, ПК
Виды и формы контроля: Тестовые задания
Ход урока:  
 I. Организационный момент;  
II. Проверка домашнего задания;  
III. Постановка цели; Объяснение практической работы
IV.Подведения итогов семинара;  
Домашнее задание: Сделать краткий конспект, отвечая на сл.вопросы: Дайте определение термину Информация. Привести примеры на виды информации. Что такое двоичная система счисления при записи информации? Как вы понимаете значение бит, байт? Какие знаете виды и свойства информации? Что означает термин информатика? Что изучает информатика? Назовите методы анализа обработки экономических информаций. Назовите классификацию экономической информации.
V. Литература Осн. литер. 1 осн. [10-15], 3 осн. [13-15] Доп. литер. 1 доп. [50-57]

Понятие информатики, информации и данных

Термин «информатика» появился сравнительно недавно. На рубеже 80- х годов было сделано много попыток истолкования этого термина. Например:

· Информатика- междисциплинарная фундаментально- прикладная наука об информации и информационных взаимодействиях в природе и обществе.

· Информатика- многоаспектная, всеохватывающая сфера человеческой деятельности, связанная с получением, хранением и обработкой информации во всей её общности.

Информатику рассматривают как триаду: hardware, software, brainware («мозговое обеспечение») (рисунок 1.1). Brainware- это методы, модели и алгоритмы мат. моделирования, теорию программирования, теорию передачи информации, искусственный интеллект, инженерию знаний и т.д.

Экономическая информатика- раздел информатики, предметом которой являются вопросы изучения законов, методов, способов накапливания, обработки, хранения, передачи и использования информации, циркулирующей в сфере экономики, с помощью средств ВТ.

Информация – это осведомление о чем- либо, о каком- либо факте, событии, явлении.

С термином «информация» тесно связан термин «данные» (рисунок 1.2). Данные- лишенные определенной структуры сведения о событиях, которые служат необходимом исходным материалом для системы.

Информация представляется в виде сообщения. В зависимости от вида канала сообщение передаётся в виде электрических, световых, звуковых и др. сигналов.

Рисунок 1.1 Структура информатики

Рисунок 1.2 Понятия информации, системы, данных

Свойства информации:

1. дуализм (двойственность, т.е. объективна в силу объективности данных, субъективна в силу субъективности применяемых методов),

2. полнота (степень достаточности данных для достижения цели),

3. достоверность (степень соответствия информации реальному объекту с необходимой точности),

4. адекватность (степень соответствия создаваемого с помощью информации образа реальному объекту),

5. доступность (возможность получения информации при необходимости),

6. актуальность.

Информация представляется в непрерывной (аналоговой) форме и дискретной форме. Источниками непрерывной информации являются природные явления и технологические процессы. Непрерывную информацию человек воспринимает в дискретной форме из- за ограниченности чувственного восприятия и используемых измерительных приборов. Дискретизация- это преобразование непрерывной информации в набор дискретных значений в форме кодов. Для представления дискретной информации используют алфавитный способ.

Информационный ресурс- совокупность данных, представляющих ценность для предприятия, и выступающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся основные и вспомогательные массивы данных, хранимые во внешней памяти ЭВМ, в библиотеках, архивах, фондах, и входные документы. Т.е. это знания, подготовленные для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях.

2. Классификация экономической информации

В зависимости от объекта использования существуют различные виды информации. Одним из видов информации является экономическая информация. Экономическая информация- совокупность сведений, используемых при осуществлении функций организационно- экономического управления народным хозяйством и его отдельными звеньями. Это совокупность сведений в сфере экономики, которые необходимо отображать, фиксировать, передавать, хранить, преобразовывать и использовать для управления н/х страны.

Экономическую информацию можно классифицировать по различным признакам:

1. по сфере возникновения и потребления: внешняя и внутренняя;

2. по отношению к входу и выходу: входящая (предмет труда, сырьё) и исходящая («готовая продукция»);

3. по стабильности: постоянная, условно- постоянная, переменная;

4. по полноте: недостаточная, достаточная и избыточная;

5. по истинности: достоверная и недостоверная;

6. по стадии управления и производства: нормативная, прогнозная, плановая, учетная и др.;

7. по функция управления: осведомляющая, управляющая.

3. Понятие и перспективы развития информационного общества

Конец ХХ века был ознаменован вступлением части человечества и информационную фазу развития. Информационное общество- общество, большинство работающих которого занято хранением и использованием информации, особенно её высшей формы- знаний. Характеристики информационного общества:

· Распространение сетевых технологий, новых средств ВТ и телекоммуникации экономики, науки и общественной жизни.

· Высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения.

· Единое информационное пространство, свободный доступ каждого к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества.

· Высокая информационная культура- уровень общей и компьютерной подготовки.

· Повышение общественного признания квалификации, профессионализма, творческих способностей.

· Непрерывное обучение и переподготовка, в том числе дистанционная.

Информация стала наиболее важным ресурсом и продуктом современного производства, оттеснив землю, труд и капитал. Если в индустриальном обществе движущей силой был капитал, то в информационном- знание и творчество. Знание- результат проверки на практике познания действительности.

Движущей силой общества должно стать производство не материального, а информационного продукта. В информационном обществе изменятся не только производство, но весь уклад жизни ( например, в развитых странах уже сейчас десятки млн. человек выполняют свои служебные обязанности не выходя из дома- на своих ПК). Изменится система ценностей, возрастёт значимость культурного досуга и интеллектуального труда. Основным капиталом будут творческие способности, знания и умения. Благодаря широкому использованию сетей сформируется информационное единство всей цивилизации.

Не подлежит сомнению, что ближайшее будущее человечество - путь информатизации. Информатизация- реализация комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности.

Информатизация привела к появлению рынкаинформационных ресурсов и услуг- система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Объектом продажи являются информационные системы, технологии, инженерно- технические услуги, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу- хау и др.

4. Понятие информационных технологий и их классификация

Одной из проблем информатики как науки, является создание и распространение новых информационных технологий. Информационные технологии- технологии, ориентированные на получение, обработку и распространение информации с применением средств ВТ.

Этапы развития информационных технологий:

1. ручной,

2. механический,

3. электрический,

4. электронный.

Классификация информационных технологий:

1) по типу носителя информации:

a) бумажные технологии,

b) безбумажные технологии (сетевые технологии, современная оргтехника, электронные деньги и др.).

2) по степени типизации операций:

a) Пооперационные, когда за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническим средством.

b) Попредметные технологии, когда все операции выполняются на одном рабочем месте, например при работе на ПК, в частности АРМ.

3) по типу информации:

a) Текстовые процессоры (текст)- WinWord.

b) Табличные процессоры (таблица)- Excel, Quattro Pro,Lotus.

c) Графические процессоры (графика)- Corel Draw, Paint.

d) СУБД (базыданных)- Access, Foxpro,Oracle.

e) Интегрированные системы- Works, MSOffice.

f) Экспертные системы (знания)- Guru, обучающие системы.Экспертные системы- системы, обеспечивающие создание и использование с помощью ЭВМ баз знаний экспертов.

g) Гипертекст и мультимедиа (объекты реального мира) для работы со звуком, видео и неподвижными картинками.

h) САПР- системы автоматизированного проектирования, где в качестве объекта м.б. отдельная задача или элемент экономической информационной системы- CASE- технология.

Дальнейшим развитием информационных технологий являются сетевые технологии. Сетевые технологии позволяют обеспечивать доступ к информационно- вычислительным ресурсам широкому кругу удаленных от этих ресурсов пользователям различных предметных областей.

Практическая часть

Нарисуйте этапы проектирования ЭИС и типовую схему технологического процесса обработки экономической информации.

Этапы проектирования ЭИС

 

Типовая схема технологического процесса обработки экономической информации.

Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:

Пример

Вид информации

Носители

По способу восприятия По форме представления
Задача по алгебре            
Письмо        
Картина            
Опера            
Радиопередача            
Телевизионная передача            
Аромат сирени            
Вкус лимона            
Желтый цвет            

 

Пример решения задачи:

 

Пример

Вид информации

Носители

По способу восприятия По форме представления
Задача по алгебре Зрительный или аудиальный Комбинированный ' Бумага, классная доска, звуковые волны
Письмо Зрительный или аудиальный Текстовый Бумага, магнитная лента
Картина Зрительный Графический Холст
Опера Аудиальный Музыкальный Акустические волны
Радиопередача Аудиальный Текстовый Акустические волны
Телевизионная передача Зрительный+ аудиальный Комбинированный Электромагнитные волны
Аромат сирени Обонятельный Воздух
Вкус лимона Вкусовой Лимон
Желтый цвет Зрительный Графический Бумага, световые волны

Создайте таблицы по образцам

Таблица 1

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 
   

Таблица 2

Наименование Количество Цена Сумма
Пирожки: Ø С мясом Ø С капустой Ø С картошкой   50 30 40   60 60 60   3000 1800 2400
Пицца: 1. Классическая 2. Мацарела 3. Гавайская               5             7             2   3500 2000 5000                                 17500                               14000                               10000

Таблица 3

  Vera club TMT
Номер BookMan Old Style 10 шрифт
Люкс Люкс — удобный просторный двухкомнатный номер гостиницы «Vera TMT», включающий в себя гостиную и спальню.
Номер   Elliz

Люкс

Просторный и элегантный номер, выполненный в классическом стиле, сочетает в себе деловую обстановку и атмосферу домашнего уюта.

Таблица 4

Eliz

Комплексный обед

Понедельник-суббота

Завтрак

Ужин:

Первое и второе

Коктейли

Каша, яйцо Хлеб сыр Чай, кофе
Кафе 700 350 100 800 500 - 2000
Бар - - - - 1000-5000
Ресторан 2000 600 200 3500 700-6000
Столовая 500 300 60 600 300-100

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...