Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сегментирование рынка и анализ потребления образовательных услуг




Сегментирование рынка – это разделение рынка потенциальных потребителей товара/услуги на группы по выбранному признаку/принципу. Сконструированные таким образом сегменты потребителей (характеризующиеся одинаковой реакцией на предлагаемый товар/услугу и на маркетинговые воздействия) и отбор целевых рынков субъектом коммерческой/некоммерческой деятельности определяет конкурентную политику и другие элементы комплекса маркетинга, применяемые организацией.

Рынок образовательных услуг представлен следующими продуктами:

Основная образовательная услуга (ООУ) вуза – учебная программа, способствующая повышению уровня профессиональной подготовки потребителя на базе образовательного учреждения.

Дополнительная образовательная услуга (ДОУ) – предоставление образовательных услуг физическим и юридическим лицам (биржи труда, государственные учреждения, частные фирмы) в виде курсов повышения квалификации или переквалификации служащих или безработных, а также подготовительных курсов для будущих абитуриентов и дополнительных занятий для студентов.

Услуги образования – это результаты деятельности профессорско-преподавательского коллектива вуза в виде различного рода образовательных и методических пособий, которые потребляются как в процессе получения основной образовательной услуги, так и в профессиональной деятельности.

Сегментирование рынка потребителей ООУ необходимо для выявления потенциальных потребителей, а также для определения тех его агентов, которым эти услуги необходимы в данный момент или могут быть предоставлены в будущем.

Для проведения этой процедуры используют объективные критерии (пол, возраст, уровень доходов, этап жизненного цикла семьи, социальная роль и статус, образ жизни, референтная группа, уровень образования и т.п.) и субъективные показатели. Они образуют «внешнюю и внутреннюю среду потребителя».

Значимыми факторами, влияющими на выбор ООУ, являются уровень образования – среднее общее, профессиональное (НПО, СПО), незаконченное высшее, высшее, а также возможность и готовность платить за образовательные услуги. По последнему показателю образуются следующие группы потребителей:

- Неготовые платить по финансовым возможностям (критерий А);

- Не желающие оплачивать ООУ, несмотря на достаточный уровень доходов (критерий Б);

- Готовые платить – за счет отказа от других потребностей (критерий В);

- Имеющие возможность платить и готовые это делать (критерий Г).

Отношение потенциальных потребителей ООУ к высшему образованию может быть положительным, отрицательным (потребитель считает, что время, проведенное в стенах вуза, будет потерянным), или же индифферентным.

 

Социальная эффективность высшего образования

В начале XXI века ускорение социальных процессов, трансформация социальной структуры, качественные изменения роли информации и знания в современном обществе и жизни человека привели к необходимости научного анализа образования как системообразующего фактора устойчивого развития общества и накопления жизненных сил личности. В современном российском обществе существенной проблемой является социальная эффективность образования, и в связи с этим решение данного вопроса становится определяющим для успешного ведения образовательной и культурной политики.

Выделив и проанализировав теоретико-методологические подходы к определению оснований социальной эффективности образования, мы пришли к выводу, что существует множество оснований социальной эффективности образования. Социальную эффективность образования можно оценивать по следующим основаниям:

функционирование и развитие социального института образования;

реализация учебной деятельности и учебных программ;

направленность и результат экономических вложений в систему образования;

сформированность общественной национально-государственной идеологии;

характер и объем информационных потоков, превращенных в знание;

сформированность и степень реализации образовательной ценности;

характер воспроизводства образования как открытой социальной системы.

Названные основания объединяет идея развития личности с высоким уровнем культуры. Это является социальной константой образования на любом этапе развития социальной системы, в любых социально-исторических условиях. Социальная культура человека включает в себя следующие характеристики: четкую самоидентификацию личности с определенными социальными группами и слоями общества, умение выражать свои интересы, взаимодействовать, «солидаризироваться» с другими социальными субъектами, управлять своей жизнью, разумно сочетая в себе природу и социум. Социокультурный аспект образования проявляется во всех компонентах этой социальной системы. Это позволяет нам сделать вывод о системообразующим значении социальной культуры как основании эффективности образования. Исходя из системообразующего основания «социальной культуры человека», мы определяем социальную эффективность образования как качественную характеристику результата функционирования социального института образования, включенности социального субъекта в образовательную деятельность, реализации программ и культурных ценностей образования, выраженную в социальной культуре человека.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...