Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ.Стр 1 из 33Следующая ⇒
Повторить 9. СПИСОК ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
1. Предмет и задачи исторической науки. 2. Основные концепции исторического развития. 3. Понятие и классификация исторических источников. 4. Древнерусское государство (IX - XI вв.) 5. Историческое значение принятия христианства на Руси. 6. Русские земли в период феодальной раздробленности (XII - XIV вв.) 7. Монгольское нашествие на Русь. Характер и особенности Ордынского господства (XIII - XV вв.) 8. Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы (XIV - XV вв.) 9. Реформы Ивана IV Грозного. Опричнина. 10. «Смутное Время» в истории государства Российского. 11. Сословно-представительная монархия в России (XVI - XVII вв.) 12. Основные этапы формирования и сущность крепостного права в России. 13. Государственные преобразования в эпоху Петра Великого. 14. Абсолютная монархия как форма государственного правления. Особенности российского самодержавия. 15. Екатерина II. «Просвещенный абсолютизм» в России. 16. Крестьянские войны в истории России: причины, характер и последствия. 17. Сословия России в XVIII столетии: социально-экономическое положение, юридический статус. 18. Внутренняя политика императора Александра I. Реорганизация государственного управления. 19. Отечественная война 1812 г. 20. Восстание декабристов. 21. Внутренняя и внешняя политика императора Николая I. Крымская война 1853 - 1856 гг. 22. Отмена крепостного права в России. 23. Реформы 1860 - 1870-х гг. в России. Историческое значение реформ. 24. Контрреформы 1880-х гг. Правление императора Александра III. 25. Общественно-политическая мысль России во второй половине XIX в.: консервативно-охранительное и либерально-буржуазное направления. 26. Народничество в России: теория и тактика. 27. Распространение марксизма в России. 28. Особенности социально-экономического и политического развития России на рубеже XIX и XX вв. 29. Первая Российская революция 1905 - 1907 гг. 30. Политические партии России в начале XX в.: социал-демократы и социалисты-революционеры. 31. Политические партии России в начале XX в.: «Союз 17 октября» и Партия Народной Свободы (кадеты). 32. Монархические организации России в начале XX в. «Союз Русского Народа». 33. Думская монархия в России 1907 - 1917 гг. Реформы П.А. Столыпина. 34. Россия в Первой мировой войне 1914 - 1918 гг. 35. Февральская революция в России 1917 г. Падение монархии. 36. Историческое развитие России от Февраля и Октябрю 1917 г. 37. Октябрьская революция в России 1917 г. Установление Советской власти. 38. Гражданская война и интервенция в России: причины, характер, последствия. 39. Советская Россия в годы Гражданской войны. 40. «Белое» движение на территории страны в годы Гражданской войны. 41. Новая экономическая политика (НЭП): суть и основные черты. 42. Образование СССР. 43. Форсированная индустриализация страны. Первые сталинские пятилетки. 44. Коллективизация сельского хозяйства и раскулачивание: методы, средства, итоги. 45. Политический режим в СССР 1930 - 1950-х гг.: сущность сталинизма. 46. Причины и начало Второй мировой войны 1939 - 1945 гг. 47. Нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны. 48. Основные этапы Великой Отечественной войны. Источники и цена победы советского народа. 49. Внутренняя и внешняя политика СССР в послевоенные годы (1945 - 1953). 50. Начало десталинизации в СССР. Социально-экономические реформы 51. Основные тенденции развития советского общества в 1965 - 1985 гг. Кризис советской партийно-государственной системы. 52. «Перестройка» 1985 - 1991 гг. в СССР. 53. Межнациональные отношения в период «перестройки» 1985 - 1991 гг. Распад СССР. Образование СНГ. 54. Государственно-политическое развитие России в 1990 - 1993 гг. Принятие Конституции Российской Федерации. 55. Основы конституционного строя современной России. 56. Федеративное устройство России. 57. Органы государственной власти Российской Федерации. 58. Современные проблемы социально-экономического и политического развития России. 59. Политические партии в современной России. 60. Россия в мировом сообществе в начале XXIв.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.
Понятие «история» принадлежит к числу древнейших научных понятий. В переводе с древнегреческого языка оно означает «повествование», «рассказ о прошедшем».
Становление исторической науки шло длительным и сложным путем.
На первых порах – с древности до ХVII в. – история не воспринималась как самостоятельная наука; она определялась как художественная дисциплина или как художественно-прагматический рассказ о достопамятных событиях и лицах.
В XVII – XVIIIвв. – история как наука о прошлом, призвана была отображать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл.
Начиная с начала XIX в. и по сей день, слово история употребляется в двух смыслах: · 1 смысл: говорят история, понимают процесс развития человеческого общества, независимый от человеческого сознания, понимания. · 2 смысл: история как наука, изучающая такой процесс, т.е. наука о законах исторической жизни человеческого общества. Предмет истории: история как наука исследует процесс развития человеческого общества от его зарождения до дней сегодняшних, во всей его многогранности и противоречивости с целью понимания настоящего и определение перспектив развития в будущем. Задача истории как науки: изучая прошлое, понимать настоящее, попробовать заглянуть в будущее.
Задача истории отражает ее функции: 1) интеллектуально-развивающая (познавательная); 2) гражданская (воспитательная); 3) политико-практическая; 4) футурологическая (прогностическая).
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
К основным концепциям исторического развития, и как следствие, развития человеческого общества, относятся: 1) религиозная концепция (христианская): с изгнанием Адама и Евы из Рая началось развитие человечества, все катаклизмы в нем – это наказание «свыше».
2) рационалистическая концепция, делится на 2 направления: а) идеалистическое направление (Гегель): идеи линейности и стадиальности в развитии общества; развитие мирового разума, отсюда – «сознание первично, материя вторична» б) исторический материализм (марксизм): «материя первична, сознание вторично»; выделяют следующие общественно-экономические формации (формационно-стадиальная теория исторического процесса – К.Маркс и Ф.Энгельс): первобытно-общинная - рабовладельческая – феодальная – капиталистическая - коммунистическая. Акцентировали внимание на борьбе классов как движущей силе истории. 3) цивилизационная концепция рассматривает историю человечества как перманентно развивающуюся единую цивилизацию, прошедшую аграрную, индустриальную и постиндустриальную стадии; исследует особенности бытия и образа жизни, присущего целому народу или региону ( термин «цивилизация» применяется к объяснению уровня развития общества);
4) теория этногенеза (А.Д. Тойнби, А.Н. Гумилев): народ проходит одни и те же стадии ( этапы) развития, как и некоторые замкнутые цивилизации – рождение, взросление (рост), старение (упадок) и умирание (исчезновение). Можно сравнить с идеей О. Шпенглера: рассматривал историю человечества в виде многих – рождающихся и умирающих – культур.
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ. Исторический источник – это дошедший до нас памятник прошлого сохранивший и несущий на себе следы этого прошлого и рассказывающий нам о том или ином историческом явлении, факте.
Источники изучения истории весьма обширны и сложны. И чем больше дошло до нас исторических источников, тем больше (полнее) мы знаем о данном событии.
Группы исторических источников: 1) материальные (вещественные): орудия труда, домашняя утварь, оружия, остатки жилищ и мн. др. Изучает наука археология; 2) этнологические: изучение малых, реликтовых народов, этносов. Занимается наука этнография; 3) устное народное творчество (фольклор): песни, сказания, былины, сказки, поговорки, пословицы; 4) лингвистика: памятники языка ,письменности, имена ,названия территорий; 5) кинофотоматериал (новейшая история, XIXв.): фотографии, кинопленки, негативы; 6) письменные – это самая многочисленная и распространенная группа истор. источников, поэтому ее можно разделить на следующие подгруппы: а) документы государственных и правительственных органов (указы, приказы царей, императоров, законодательные акты, постановления, законы; первоисточники хранятся в архивах); б) документы политических партий (устав, программа, материалы, появившиеся в процессе их деятельности; также хранятся в архивах страны); в) произведения видных исторических деятелей (наказы, памфлеты, книги); г) периодическая печать (газеты – 1-ая газета при Петре I; журналы, альманахи); д) исторические воспоминания (мемуары выдающихся исторических деятелей); е) историческая художественная литература (но в отличии от писателя, художника, историк не имеет право на художественный вымысел).
Но все исторические источники требуют от нас критического отношения и взаимопроверки с учетом времени их появления.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 317. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |