Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ.




Повторить 9.   СПИСОК ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

 

1. Предмет и задачи исторической науки.

2. Основные концепции исторического развития.

3. Понятие и классификация исторических источников.

4. Древнерусское государство (IX - XI вв.)

5. Историческое значение принятия христианства на Руси.

6. Русские земли в период феодальной раздробленности (XII - XIV вв.)

7. Монгольское нашествие на Русь. Характер и особенности Ордынского господства (XIII - XV вв.)

8. Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы (XIV - XV вв.)

9. Реформы Ивана IV Грозного. Опричнина.

10. «Смутное Время» в истории государства Российского.

11. Сословно-представительная монархия в России (XVI - XVII вв.)

12. Основные этапы формирования и сущность крепостного права в России.

13. Государственные преобразования в эпоху Петра Великого.

14. Абсолютная монархия как форма государственного правления. Особенности российского самодержавия.

15. Екатерина II. «Просвещенный абсолютизм» в России.

16. Крестьянские войны в истории России: причины, характер и последствия.

17. Сословия России в XVIII столетии: социально-экономическое положение, юридический статус.

18. Внутренняя политика императора Александра I. Реорганизация государственного управления.

19. Отечественная война 1812 г.

20. Восстание декабристов.

21. Внутренняя и внешняя политика императора Николая I. Крымская война 1853 - 1856 гг.

22. Отмена крепостного права в России.

23. Реформы 1860 - 1870-х гг. в России. Историческое значение реформ.

24. Контрреформы 1880-х гг. Правление императора Александра III.

25. Общественно-политическая мысль России во второй половине XIX в.: консервативно-охранительное и либерально-буржуазное направления.

26. Народничество в России: теория и тактика.

27. Распространение марксизма в России.

28. Особенности социально-экономического и политического развития России на рубеже XIX и XX вв.

29. Первая Российская революция 1905 - 1907 гг.

30. Политические партии России в начале XX в.: социал-демократы и социалисты-революционеры.

31. Политические партии России в начале XX в.: «Союз 17 октября» и Партия Народной Свободы (кадеты).

32. Монархические организации России в начале XX в. «Союз Русского Народа».

33. Думская монархия в России 1907 - 1917 гг. Реформы П.А. Столыпина.

34. Россия в Первой мировой войне 1914 - 1918 гг.

35. Февральская революция в России 1917 г. Падение монархии.

36. Историческое развитие России от Февраля и Октябрю 1917 г.

37. Октябрьская революция в России 1917 г. Установление Советской власти.

38. Гражданская война и интервенция в России: причины, характер, последствия.

39. Советская Россия в годы Гражданской войны.

40. «Белое» движение на территории страны в годы Гражданской войны.

41. Новая экономическая политика (НЭП): суть и основные черты.

42. Образование СССР.

43. Форсированная индустриализация страны. Первые сталинские пятилетки.

44. Коллективизация сельского хозяйства и раскулачивание: методы, средства, итоги.

45. Политический режим в СССР 1930 - 1950-х гг.: сущность сталинизма.

46. Причины и начало Второй мировой войны 1939 - 1945 гг.

47. Нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.

48. Основные этапы Великой Отечественной войны. Источники и цена победы советского народа.

49. Внутренняя и внешняя политика СССР в послевоенные годы (1945 - 1953).

50. Начало десталинизации в СССР. Социально-экономические реформы
(1953 - 1964 гг.)

51. Основные тенденции развития советского общества в 1965 - 1985 гг. Кризис советской партийно-государственной системы.

52. «Перестройка» 1985 - 1991 гг. в СССР.

53. Межнациональные отношения в период «перестройки» 1985 - 1991 гг. Распад СССР. Образование СНГ.

54. Государственно-политическое развитие России в 1990 - 1993 гг. Принятие Конституции Российской Федерации.

55. Основы конституционного строя современной России.

56. Федеративное устройство России.

57. Органы государственной власти Российской Федерации.

58. Современные проблемы социально-экономического и политического развития России.

59. Политические партии в современной России.

60. Россия в мировом сообществе в начале XXIв.

 

 


ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.

 

Понятие «история» принадлежит к числу древнейших научных понятий. В переводе с древнегреческого языка оно означает «повествование», «рассказ о прошедшем».

 

Становление исторической науки шло длительным и сложным путем.

 

На первых порах – с древности до ХVII в. – история не воспринималась как самостоятельная наука; она определялась как художественная дисциплина или как художественно-прагматический рассказ о достопамятных событиях и лицах.

 

В XVII – XVIIIвв. – история как наука о прошлом, призвана была отображать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл.

 

Начиная с начала XIX в. и по сей день, слово история употребляется в двух смыслах:

· 1 смысл: говорят история, понимают процесс развития человеческого общества, независимый от человеческого сознания, понимания.

· 2 смысл: история как наука, изучающая такой процесс, т.е. наука о законах исторической жизни человеческого общества.

Предмет истории: история как наука исследует процесс развития человеческого общества от его зарождения до дней сегодняшних, во всей его многогранности и противоречивости с целью понимания настоящего и определение перспектив развития в будущем.

Задача истории как науки: изучая прошлое, понимать настоящее, попробовать заглянуть в будущее.

 

Задача истории отражает ее функции:

1) интеллектуально-развивающая (познавательная);

2) гражданская (воспитательная);

3) политико-практическая;

4) футурологическая (прогностическая).

 

 

 

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

 

К основным концепциям исторического развития, и как следствие, развития человеческого общества, относятся:

1) религиозная концепция (христианская): с изгнанием Адама и Евы из Рая началось развитие человечества, все катаклизмы в нем – это наказание «свыше».

 

2) рационалистическая концепция, делится на 2 направления:

а) идеалистическое направление (Гегель): идеи линейности и стадиальности в развитии общества; развитие мирового разума, отсюда – «сознание первично, материя вторична»

б) исторический материализм (марксизм): «материя первична, сознание вторично»; выделяют следующие общественно-экономические формации (формационно-стадиальная теория исторического процесса – К.Маркс и Ф.Энгельс):

первобытно-общинная - рабовладельческая – феодальная – капиталистическая - коммунистическая.

      Акцентировали внимание на борьбе классов как движущей силе истории.

3) цивилизационная концепция рассматривает историю человечества как перманентно развивающуюся единую цивилизацию, прошедшую аграрную, индустриальную и постиндустриальную стадии; исследует особенности бытия и образа жизни, присущего целому народу или региону ( термин «цивилизация» применяется к объяснению уровня развития общества);

 

4) теория этногенеза (А.Д. Тойнби, А.Н. Гумилев): народ проходит одни и те же стадии ( этапы) развития, как и некоторые замкнутые цивилизации – рождение, взросление (рост), старение (упадок) и умирание (исчезновение). Можно сравнить с идеей О. Шпенглера: рассматривал историю человечества в виде многих – рождающихся и умирающих – культур.

 

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ.

Исторический источник – это дошедший до нас памятник прошлого сохранивший и несущий на себе следы этого прошлого и рассказывающий нам о том или ином историческом явлении, факте.

 

Источники изучения истории весьма обширны и сложны. И чем больше дошло до нас исторических источников, тем больше (полнее) мы знаем о данном событии.

 

Группы исторических источников:

1) материальные (вещественные): орудия труда, домашняя утварь, оружия, остатки жилищ и мн. др. Изучает наука археология;

2) этнологические: изучение малых, реликтовых народов, этносов. Занимается наука этнография;

3) устное народное творчество (фольклор): песни, сказания, былины, сказки, поговорки, пословицы;

4) лингвистика: памятники языка ,письменности, имена ,названия территорий;

5) кинофотоматериал (новейшая история, XIXв.): фотографии, кинопленки, негативы;

6) письменные – это самая многочисленная и распространенная группа истор. источников, поэтому ее можно разделить на следующие подгруппы:

а) документы государственных и правительственных органов (указы, приказы царей, императоров, законодательные акты, постановления, законы; первоисточники хранятся в архивах);

б) документы политических партий (устав, программа, материалы, появившиеся в процессе их деятельности; также хранятся в архивах страны);

в) произведения видных исторических деятелей (наказы, памфлеты, книги);

г) периодическая печать (газеты – 1-ая газета при Петре I; журналы, альманахи);

д) исторические воспоминания (мемуары выдающихся исторических деятелей);

е) историческая художественная литература (но в отличии от писателя, художника, историк не имеет право на художественный вымысел).

 

Но все исторические источники требуют от нас критического отношения и взаимопроверки с учетом времени их появления.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...