Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Обработка и интерпретация результатов
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-»,то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, - это проявление тревожности. При обработке подсчитывается:
1. общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% - о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы
| № вопросов
| 1. Общая тревожность в школе
| 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58.
∑=22
| 2. Переживание социального стресса
| 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44.
∑=11
| 3. Фрустрация потребности в достижении успеха
| 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43.
∑=13
| 4. Страх самовыражения
| 27, 31, 34, 37, 40, 45.
∑=6
| 5. Страх ситуации проверки знаний
| 2, 7, 12, 16, 21, 26.
∑=6
| 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
| 3, 8, 13, 17, 22.
∑=5
| 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
| 9, 14, 18, 23, 28.
∑=5
| 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
| 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47.
∑=8
|
Ключ к вопросам
«+» - да
«─» - нет
1 - 16 - 31 - 46 –
2 - 17 - 32 - 47 –
3 - 18 - 33 - 48 –
4 - 19 - 34 - 49 –
5 - 20 + 35 + 50 –
6 - 21 - 36 + 51 –
7 - 22 + 37 - 52 –
8 - 23 - 38 + 53 –
9 - 24 + 39 + 54 –
10 - 25 + 40 - 55 –
11 + 26 - 41 + 56 –
12 - 27 - 42 - 57 –
13 - 28 - 43 + 58 –
14 - 29 - 44 +
15 - 30 + 45 –
Сводная ведомость по результатам обследования
Класс _______________________________________
Дата проведения обследования__________________
ФИ
| Тест в целом
| Общая тревож
ность
| Социаль
ный стресс
| Фрустра
ция потреб
ности в достиже
нии
| Страх самовыра
жения
| Страх ситуа
ции проверки
| Страх несоот
ветствия
| Низкая сопротив
ляемость
| Проблемы в отношениях с учителями
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обозначения: < 50 % - (А); > 50 % до 70 % - (Б); > 70 % - (В).
Сводные показатели
Показатели тревожности
| Количество учащихся
| Процентный уровень
| Уровень А
| Уровень Б
| Уровень В
| Уровень А
| Уровень Б
| Уровень В
| В целом по тесту
| | | | | | | Общая тревожность
| | | | | | | Переживания социального стресса
| | | | | | | Фрустрация потребности в достижении успеха
| | | | | | | Страх самовыражения
| | | | | | | Страх ситуации проверки знаний
| | | | | | | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
| | | | | | | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
| | | | | | | Проблемы и страхи в отношениях с учителями
| | | | | | | Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
- Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Оно может быть позитивным на фоне общей высокой тревожности. То есть ребенок эмоционально неблагополучен, но в школе чувствует себя достаточно уверенно и спокойно. Возможен и противоположный вариант: в целом спокойный и эмоционально устойчивый ребенок ощущает себя в школе плохо.
- Переживания социального стресса − эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). Очень часто высокую тревожность по этому фактору демонстрируют лидеры. Важно соотносить данные по этой шкале с другими. Когда высокая тревожность по этому фактору совпадает с аналогичной по другим факторам, это менее информативно и значимо, чем единичный случай высокой тревожности, приходящийся на этот фактор.
- Фрустрация потребности в достижении успеха − неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.
- Страх самовыражения − негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Если высокие показатели по нему имеют многие ученики данного класса, это говорит о неблагоприятной педагогической ситуации, которую не мешало бы изменить.
- Страх ситуации проверки знаний − негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно, публичной) знаний, достижений, возможностей.
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих − ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу − особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями − общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослым в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.
Тема 4. Психология личности и профессиональной деятельности учителя.
1. Психология личности учителя.
2. Специфика педагогической деятельности и педагогического общения.
3. Проблемы профотбора и развития профессионального мастерства учителя.
4. Имидж педагога.
Литература:
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
- Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная - педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
Методические рекомендации:
- Ответить на вопросы.
- При подготовке особо обратите внимание на особенности психологии личности учителя, специфики педагогической деятельности, имидж учителя.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
|