Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологический анализ урока.




Методические рекомендации:

  1. Посмотреть видеоурок.
  2. Заполнить таблицу (Таблица № 1. Схема протокола урока).
  3. Заполнить схему аналитической характеристики урока (Таблица № 2).
  4. Сделать психологический анализ урока (смотри программу психологического анализа урока)

 

Таблица 1. Схема протокола урока.

  1. школа № ___________________________________________________
  2. дата _______________________________________________________
  3. класс ______________________________________________________
  4. учитель ____________________________________________________
  5. учебный предмет ____________________________________________
  6. тема урока _________________________________________________
Время (мин.) Деятельность учителя Деятельность учеников Психологическая интерпретация наблюдаемых явлений
         

 

Таблица 2. Схема аналитической характеристики урока

Дата: Урок: Учитель: Класс:

Ваше отношение к уроку (подчеркнуть)

  1. Отличный, интересный, захватывающий
  2. хороший, содержательный, заставляющий работать.
  3. Нормальный, обычный
  4. Скучный, работа без интереса
  5. Бесполезный, совсем не интересный

Уровень профессионализма

Количество

баллов

Эффективность урока

0 1 2

Управление вниманием

 

1. Стимулирование интереса к содержанию урока

     

2. Создание установки быть внимательным

     

3. Раскрытие практической значимости изучаемого предмета

     

4. Использование наглядного материала

     

5. Организация изложения материала

а) яркость

     

б) образность

     

в) эмоциональность речи

     

г) смена интонации

     

6. Организация смены видов деятельности

     

7. Учет возрастных особенностей внимания школьников

     

8. Формирование цели урока

     

9. Оптимальный темп ведения урока

     

10. Организация активности учащихся на уроке

     

11. Учет индивидуальных особенностей в уровне развития внимания

     

12. Организация концентрации внимания

     

13. Организация устойчивости внимания

     

14. Организация переключения внимания

     

Количество баллов

     

Организация восприятия на уроке

 

1. Создание установки на восприятие преподаваемого материала.

     

2. Контроль и учет полноты и точности формирующихся в сознании учащихся образов.

     

3. Использование прошлого опыта учеников при организации восприятия нового материала

     

4. Организация совместной деятельности школьников при решении перцептивных задач

     

5. Учет возрастных особенностей восприятия

     

Количество баллов

     

Развитие мнемических особенностей учащихся

 

1. Формирование установки на запоминание 

     

2. Учет индивидуальных различий развития мнемических способностей конкретных учеников

     

1. Учет соответствия видов памяти по характеру психической

активности

а) эмоциональная

     

б) двигательная

     

в) наглядно-образная

     

г) словесно-логическая

     

4. Организация материала для заучивания

     

а) дозировка по объему

     

б) структурирование

     

5. Организация повторения

     

6. Приемы акцентирования внимания учеников на подлежащем запоминанию

     

Количество баллов

     

 

Учет закономерностей функционирования и развития

мышления

 

1. Соответствие действий учителя на уроке закономерностям мыслительной деятельности учеников

     

2. Использование средств при формирование интереса к изучаемому материалу а плане его опосредованного и обобщенного познания

     

3. Формирование у учащихся на уроке общих приемов мыслительной деятельности:

     

а) анализ

     

б) синтез

     

в) абстракция

     

г) синтез

     

д) обобщение

     

4. Обучение школьников в ходе урока приемам логической смысловой обработки материала

     

5. Выделение главного в содержании изучаемого материала в процессе объяснения (и ответа учащихся)

     

6. Использование на уроке установления связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся

     

7. Использование на уроке коллективной мыслительной деятельности учащихся (мозговой штурм, разбор проблемной ситуации)

     

8. Учет учителем гибкости и самостоятельности мышления учащихся

     

9. Формирование элементов творческого мышления

     

10. использование индивидуальных заданий

     

Количество баллов

     

 

Включенность в учебную деятельность воображения

 

1. Создание на уроке творческой атмосферы

     

2. Учет особенностей пространственных представлений при чтении чертежей, схем, карт и т.д.

     

3. Присутствие в изложении материала попытки рассмотреть предметы и явления в новых сочетаниях и связях

     

4. Активизация фантазии школьников, побуждение увидеть необычное в привычном

     

Количество баллов

     

ИТОГО: количество баллов за урок

     
           

 

Программа психологического анализа урока

1. Создание положительной мотивации

Требовательность к учащимся; аппеляция к чувству долга и ответственности; создание проблемных ситуаций; связь с жизнью, подчёркивание важности материала; эмоциональность изложения; использование ТСО, интересных фактов и иллюстраций; постоянный контроль и оценка деятельности учащихся.

О положительной мотивации учащихся можно судить по следующим проявлениям: внимательность учащихся, вопросы к учителю, активная работа учащихся, высказывание собственных суждений, инициативное обсуждение вопросов учащимися, рабочая обстановка в классе и т.д.

2. Организация внимания.

Создание установок на сосредоточение внимания; последовательность и логичность изложения материала; подчёркивание важности и значимости материала; постановка вопросов к учащимся; использование наглядности и ТСО; эмоциональная насыщенность; оптимальный темп и ритм урока; внешний вид учителя и т.д.

О сосредоточенности, устойчивости, распределении и переключении внимания свидетельствует: поглощённость деятельностью, отсутствие посторонних разговоров, занятий посторонними делами; соответствие ответов поставленным вопросам; длительность продуктивной работы; одновременное выполнение разных действий (слушание и ведение записей и т.д.); скорость перехода от одного задания к другому.

3. Организация восприятия учебного материала.

Чёткая постановка целей и задач урока; последовательность и доступность изложения; выделение существенного в материале; чёткость инструкций относительно заданных видов работы (упражнения, наглядность, ТСО и т.д.).

О точности и осмысленности восприятия свидетельствуют: выделение учениками в материале существенного, отсутствие ошибок в ответах; соответствие ответов поставленным вопросам.

4.    Организация работы памяти.

Последовательность и доступность изложения; создание установок на длительность, полноту, точность запоминания; постановка вопросов; включение запоминаемого материала в активную интеллектуальную обработку (сравнение, составление планов, схем и т.д.); эмоциональная насыщенность изложения; использование наглядности, ТСО.

О проявлениях осмысленной и механической, произвольной и непроизвольной памяти свидетельствуют: ответы своими словами или дословное воспроизведение материала; свободное оперирование материалом или зависимость от ассоциаций; выделение существенных или второстепенных фактов и деталей.

5.0рганизапия деятельности мышления.

Создание проблемных ситуаций; чёткая постановка вопросов; организация операций анализа, сравнения, обобщения; создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам, использование различных видов творческих работ.

О самостоятельности, эвристичности, обобщённости и гибкости мышления свидетельствуют следующие проявления: наличие у учащихся собственных суждений, выводов, оценок, своего подхода к теме, вопросу: лёгкость улавливания общего в отдельных фактах; подход к одному и тому же материалу с разных сторон; самостоятельная постановка учащимися вопросов учителю и товарищам.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...