Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РАЗДЕЛ 4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Семинар № 1. Предмет и задачи педагогической психологии (2 ч).
Литература:
Статьи:
Методические рекомендации:
Ø Назовите общие и специфические черты предмета педагогической психологии в сравнении с предметами других наук (педагогика, возрастная психология, общая психология и т.д.). Ø Что такое «объект» и «предмет» науки? Как соотносятся между собой эти понятия? Ø Соотнесите понятия «обучение» и «развитие».
Семинар № 2. Психология учебной деятельности (2 ч).
Литература: 1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с. 2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. 3. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с. 4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с. 5. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная - педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000. 6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
Статьи: 1. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. С. 191 - 193. 2. Барамзина С.А. Учебная деятельность школьников в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика. - № 8. – 2006. – С. 41 – 47. 3. Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе / Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология / Составитель И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. С. 101 – 110. Методические рекомендации:
Ø Как соотносятся между собой понятия «приобретение опыта», «усвоение» и «учение»? Ø Что понимается под обучением? Чем отличается обучение от учебной деятельности? Ø Какую функцию выполняет учебная деятельность по отношению к другим видам человеческой деятельности? Ø Что называется обратной связью? Какую информацию необходимо получать с помощью обратной связи?
Семинар № 3, 4. Психологические особенности разных типов обучения (4 ч).
Литература: 1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с. 2. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с. 3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с. 4. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная - педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000. 5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
Методические рекомендации:
Ø Назовите и охарактеризуйте основные принципы развивающего обучения. Ø Приведите сравнительную характеристику развивающего и традиционного обучения.
Ø Не является ли принцип Л.В. Занкова об обучении на высоком уровне трудности противоречащим принципу «от простого к сложному»? Ø Каковы границы применимости проблемного обучения? В каких случаях оно эффективно, а в каких нецелесообразно? Ø Среди педагогов можно встретить мнение, что программированное обучение себя не оправдало. Как вы относитесь к данной точке зрения? Ø Может ли программированное обучение обеспечить индивидуализацию учебного процесса?
Семинар № 5. Мотивация учебной деятельности (2 ч).
Литература:
Методические рекомендации:
Ø Выделите причины низкой мотивации у школьников, способы её коррекции. Ø Какие условия влияют на создание и поддержание познавательного интереса у учащихся?
Семинар № 6. Психологические основы воспитания и самовоспитания личности обучаемого (2 ч).
Литература:
Статьи:
Методические рекомендации: 1. Ответить на вопросы семинара. 2. Законспектируйте статьи. 3. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания: Ø Дайте определение понятию «воспитание». Рассмотрите различные подходы к проблеме воспитания. Ø Выделите и рассмотрите основные средства воспитания, институты воспитания. Ø Выделите основные виды психологической поддержки школьников. Ø Выделите и охарактеризуйте проблемы неуспевающих школьников. Семинар № 7. Психологические особенности профессии учителя (2 ч).
Литература:
Статьи: 1. Выготский Л.С. Психология и учитель / Хрестоматия по педагогическое психологии. Составитель А. Красило, А. Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 253 – 258. 2. Торхова А.В. Становление индивидуального стиля деятельности будущих учителей // Педагогика. - № 8. – 2006. – С. 63 – 71. Методические рекомендации:
Ø В чем заключается специфика подхода Н.В. Кузьминой к трактовке педагогических способностей в сравнении с подходом А.К. Марковай? Ø Какие педагогические умения определяют успешность профессиональной деятельности педагога? Ø Какие факторы влияют на социально – психологический климат педагогического коллектива? Ø Выделите пути формирования педагогического коллектива как команды единомышленников.
Семинар № 8. Психологические особенности педагогического общения учителя (2 ч).
3. Учет педагогом индивидуальных особенностей учащихся при взаимодействии.
5. Авторитет преподавателя и эффективность общения. 6. Определение и общая характеристика затрудненного общения. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.
Литература: 1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2000. С.526 – 533. 2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 1997. С. 397 – 470. 3. Лабунская В.А. Менджерицкая Ю.А. Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. – М., 2001. 288с. 4. Новак З. Вопросы изучения и диагностики развития вербальной способности учащихся.// Вопросы психологии. № 3, 1983. С. 46 – 50. 5. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб, 1999. С.265 – 322. Статьи: 1. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком.// Вопросы психологии. № 2, 1984. 2. Кагальняк А.И., Мельник Л.П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности.// Вопросы психологии. № 2, 1986. С. 79 – 85. 3. Манеров В.Х. Успешность восприятия говорящего в зависимости от индивидуальных особенностей слушателей.// Вопросы психологии. - № 1, 1990. 4. Чебыкин А.Я. Распознавание педагогами выражения эмоций у учащихся. // Вопросы психологии. № 5, 1991. 5. Шеин С.Н. Диалог как основа педагогического общения.// Вопросы психологии. № 1, 1991. Методические рекомендации:
Ø Какой стиль отношений учителя с учащимися является наиболее благоприятным? Ø Охарактеризуйте специфику педагогического общения на разных этапах образовательной системы. Ø Выделите стереотипы и установки, возникающие в педагогическом общении.
Семинар № 9. Методы исследования в педагогической психологии (2 ч).
· Наблюдение, самонаблюдение, · Беседа · Интервью · Экспертная оценка · Анкетирование · Эксперимент: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент. · Анализ продуктов деятельности (творчества) · Тестирование
Литература:
Методические рекомендации:
Ø Перечислите и охарактеризуйте основные требования к методам психологического исследования. Ø Какие методы являются основными в педагогической психологии? Ø Чем отличается констатирующий эксперимент от формирующего? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |