Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗДЕЛ 4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.




Семинар № 1. Предмет и задачи педагогической психологии (2 ч).

  1. История становления педагогической психологии.
  2. Место педагогической психологии среди других областей психологического знания.
  3. Предмет и задачи педагогической психологии.
  4.  Проблема обучения и развития в педагогической психологии.

 

Литература:

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
  2. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
  4. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная - педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
  5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

 

Статьи:

  1. Гильбух Ю.З. Понятие «зоны ближайшего развития» и его роль в развитии актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии, 1987. - № 3.
  2. Роджерс К. Вопросы, которые бы я себе задал, если бы был учителем / Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 276 – 283.

 

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. Законспектируйте статьи.
  3. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Ø Назовите общие и специфические черты предмета педагогической психологии в сравнении с предметами других наук (педагогика, возрастная психология, общая психология и т.д.).

Ø Что такое «объект» и «предмет» науки? Как соотносятся между собой эти понятия?

Ø Соотнесите понятия «обучение» и «развитие».

 

 

Семинар № 2. Психология учебной деятельности (2 ч).

  1. Характеристика процесса учения. Связь учения с обучением. Обучение и понятие «обучаемость».
  2. Организация обучения и учения с точки зрения личностно – деятельностного подхода.
  3. Характеристика учебной деятельности.
  4. Структура учебной деятельности:
    • Общедеятельностные и специфические учебные действия.
    • Учебная задача.
    • Контроль. Виды и функции контроля.
    • Оценка. Её роль в учебном процессе.

 

Литература:

1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. 

3. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.

5. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная - педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000. 

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

 

Статьи:

1. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. С. 191 - 193.

2. Барамзина С.А. Учебная деятельность школьников в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика. - № 8. – 2006. – С. 41 – 47.

3. Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе / Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология / Составитель И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. С. 101 – 110.

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. Законспектируйте статьи.
  3. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Ø Как соотносятся между собой понятия «приобретение опыта», «усвоение» и «учение»?

Ø Что понимается под обучением? Чем отличается обучение от учебной деятельности?

Ø Какую функцию выполняет учебная деятельность по отношению к другим видам человеческой деятельности?

Ø Что называется обратной связью? Какую информацию необходимо получать с помощью обратной связи?

 

Семинар № 3, 4. Психологические особенности разных типов обучения (4 ч).

  1. Характеристика репродуктивного и продуктивного типов обучения.
  2. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе:
    • развивающее обучение в системе Л.В. Занкова.
    • развивающее обучение по системе В.В. Давыдова.
  3. Поэтапное формирование умственных действий (по П.Я. Гальперину).
  4. Психологическая сущность проблемного обучения.
  5. Программированное обучение.

 

Литература:

1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.

2. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.

4. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная - педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000. 

5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

 

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Ø Назовите и охарактеризуйте основные принципы развивающего обучения.

Ø Приведите сравнительную характеристику развивающего и традиционного обучения.

  1. Ответьте на вопросы:

Ø Не является ли принцип Л.В. Занкова об обучении на высоком уровне трудности противоречащим принципу «от простого к сложному»?

Ø Каковы границы применимости проблемного обучения? В каких случаях оно эффективно, а в каких нецелесообразно?

Ø Среди педагогов можно встретить мнение, что программированное обучение себя не оправдало. Как вы относитесь к данной точке зрения?

Ø Может ли программированное обучение обеспечить индивидуализацию учебного процесса?

 

Семинар № 5. Мотивация учебной деятельности (2 ч).

  1. Мотивация как психологическая категория. Основные подходы к исследованию мотивации.
  2. Возрастные особенности мотивации учения школьников.
  3. Создание положительной мотивации на уроке.
  4. Роль проблемных ситуаций в формировании познавательных мотивов.
  5. Педагогическая оценка как средство стимулирования в учебной деятельности.

 

Литература:

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  3. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
  5. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная - педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
  6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

 

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Ø Выделите причины низкой мотивации у школьников, способы её коррекции.

Ø Какие условия влияют на создание и поддержание познавательного интереса у учащихся?

 

Семинар № 6. Психологические основы воспитания и самовоспитания личности обучаемого (2 ч).

  1. Психологические основы воспитания.
  2. Школьник как субъект образовательного процесса.
  3. Проблемы неуспевающих школьников.
  4. Психологическая поддержка ребенка.
  5. Развитие активности, ответственности и самостоятельности личности в школьном возрасте.

Литература:

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  3. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
  5. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная - педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
  6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

Статьи:

  1. Давыдов В.В. Психологическое развитие и воспитание / Хрестоматия по педагогическое психологии. Составитель А. Красило, А. Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 151 – 168.
  2. Филонов Г.Н. Телевидение и воспитание // Педагогика. - № 10. – 2007. – С. 29 – 32.

Методические рекомендации:

1. Ответить на вопросы семинара.

2. Законспектируйте статьи.

3. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Ø Дайте определение понятию «воспитание». Рассмотрите различные подходы к проблеме воспитания.

Ø Выделите и рассмотрите основные средства воспитания, институты воспитания.

Ø Выделите основные виды психологической поддержки школьников.

Ø Выделите и охарактеризуйте проблемы неуспевающих школьников.

Семинар № 7. Психологические особенности профессии учителя (2 ч).

  1. Психологическая характеристика педагогической деятельности.
  2. Уровни продуктивной педагогической деятельности (по Н.В. Кузьминой).
  3. Профессиональная «Я – концепция» педагога
  4. Общепрофессиональные характеристики педагога.
  5. Личностные и профессиональные качества педагога.

 

Литература:

  1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. – М.: «Прогресс», - 1986 г. С. 302 – 365.
  2. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
  3. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
  5. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная - педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
  6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

 

Статьи:

1. Выготский Л.С. Психология и учитель / Хрестоматия по педагогическое психологии. Составитель А. Красило, А. Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 253 – 258.

2. Торхова А.В. Становление индивидуального стиля деятельности будущих учителей // Педагогика. - № 8. – 2006. – С. 63 – 71.

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. Законспектируйте статьи.
  3. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Ø В чем заключается специфика подхода Н.В. Кузьминой к трактовке педагогических способностей в сравнении с подходом А.К. Марковай?

Ø Какие педагогические умения определяют успешность профессиональной деятельности педагога?

Ø Какие факторы влияют на социально – психологический климат педагогического коллектива?

Ø Выделите пути формирования педагогического коллектива как команды единомышленников.

 

Семинар № 8. Психологические особенности педагогического общения учителя (2 ч).

  1. Психологическая характеристика общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная сторона общения.
  2. Специфика и стили педагогического общения.

3. Учет педагогом индивидуальных особенностей учащихся при взаимодействии.

  1. Профессионально важные качества педагогического общения.

5. Авторитет преподавателя и эффективность общения.

6. Определение и общая характеристика затрудненного общения. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.

 

Литература:

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2000. С.526 – 533.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 1997. С. 397 – 470.

3. Лабунская В.А. Менджерицкая Ю.А. Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. – М., 2001. 288с.

4. Новак З. Вопросы изучения и диагностики развития вербальной способности учащихся.// Вопросы психологии. № 3, 1983. С. 46 – 50.

5. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб, 1999. С.265 – 322.

Статьи:

1. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком.// Вопросы психологии. № 2, 1984.

2. Кагальняк А.И., Мельник Л.П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности.// Вопросы психологии. № 2, 1986. С. 79 – 85.

3. Манеров В.Х. Успешность восприятия говорящего в зависимости от индивидуальных особенностей слушателей.// Вопросы психологии. - № 1, 1990.

4. Чебыкин А.Я. Распознавание педагогами выражения эмоций у учащихся. // Вопросы психологии. № 5, 1991.

5. Шеин С.Н. Диалог как основа педагогического общения.// Вопросы психологии. № 1, 1991.

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. Законспектируйте статьи.
  3. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Ø Какой стиль отношений учителя с учащимися является наиболее благоприятным?

Ø Охарактеризуйте специфику педагогического общения на разных этапах образовательной системы.

Ø Выделите стереотипы и установки, возникающие в педагогическом общении.

 

Семинар № 9. Методы исследования в педагогической психологии (2 ч).

  1. Основные методы исследования:

· Наблюдение, самонаблюдение,

· Беседа

· Интервью

· Экспертная оценка

· Анкетирование

· Эксперимент: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент.

· Анализ продуктов деятельности (творчества)

· Тестирование

  1. Психологический анализ урока (видеоурок).

 

 

Литература:

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  3. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
  5. Программа по выполнению психологического задания в период государственной педагогической практики / Сост. к.п.н., доцент Бостанджиева Т.М., - Тобольск, 2000.
  6. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная - педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
  7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

 

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:

Ø Перечислите и охарактеризуйте основные требования к методам психологического исследования.

Ø Какие методы являются основными в педагогической психологии?

Ø Чем отличается констатирующий эксперимент от формирующего?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...