Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методологические или логико-методологические концепции – логический анализ
В контексте методологического анализа научных исследований важной проблемой является изучение логических правил организации научного знания. В философской литературе понятие «логика научного исследования» трактуется в двух аспектах. В широком смысле оно является синонимом логики науки, а в узком - используется для обозначения раздела логики науки, предметом которого является динамическая, процессуальная сторона получения и обоснования научного знания. Сам термин «логика науки» употребляется в большинстве случаев как направление исследований, связанных с применением аппарата формальной логики для анализа научного знания. Кроме того, логику научных исследований можно трактовать как область знаний, занимающуюся изучением законов и тенденций развития науки. Однако в данном случае речь пойдет о двух других аспектах этой проблемы, наиболее близко связанных с исследовательской составляющей. Первый аспект - методологические предпосылки научного открытия (логика научного открытия), второй - правила и процедуры исследовательской деятельности (логика научного поиска). Вопрос о том, как возникает новое знание и осуществляется поиск истины, во все времена привлекал внимание ученых и специалистов в области методологии науки. В истории научного познания предпринимались попытки разработать логику научного открытия, опираясь на которую можно было бы получать новое знание. В ХУИ-ХУШ вв., когда естествознание было занято преимущественно накоплением, обобщением и систематизацией опытного материала, методы науки сводились к эмпирическим процедурам. Наиболее известным примером построения логики открытия была индуктивная логика Ф. Бэкона. С ее помощью, считал Ф. Бэкон, ученые смогут делать открытия независимо от остроты и силы дарования, опираясь только на разработанные формальные правила. Когда человек изобрел линейку и циркуль, то при вычерчивании прямой линии или окружности ему уже стали не нужны глазомер, твердость руки и т. д., т. е. он нивелировал свои индивидуальные особенности. Подобно этому, вооружив ум соответствующим инструментом, можно научить человека делать открытия.
Методология системного проектирования Г.П Щедровицкого Деятельность становится эффективной, когда овладеваешь ее методами, понимаешь принципы и законы, т.е. то, что составляет основу знаний настоящего специалиста. Принципы, законы и методы имеются в любой деятельности. Есть они и в проектировании. Издавна люди пытаются отыскать их, чтобы не только облегчить «муки творчества», но и создать универсальные «решатели задач». Однако основные открытия были сделаны лишь во второй половине 20 века, когда было провозглашено рождение «общества потребления», цель которого — максимально полное удовлетворение потребностей человека, что возможно только при высокой производительности творческого труда. Стоит отметить, что приведенные ниже принципы, законы и методы достаточно универсальны и успешно применяются как в проектировании, так и во многих других областях, где используется творческий труд. деятельность должна быть целенаправленной, устремленной на удовлетворение действительных потребностей человека. При этом подразумевается реальный потребитель или определенная социальная, возрастная или иная группа людей. Потребности должны определять цели проектирования и стимулировать деятельность по их достижению. Однако стоит помнить, что цели бывают как очевидными, так и неявными, кажущимися второстепенными или проявляющимися позднее, спустя некоторое время; деятельность должна быть целесообразной. Удовлетворение не всех новых потребностей нуждается в создании новых объектов, следовательно, — в проведении соответствующих разработок. Важно вскрыть причины, препятствующие использованию существующих объектов для удовлетворения новых потребностей. В свою очередь, причины вызываются противоречиями, возникающими как внутри старых объектов, так и вне их, в эксплуатирующем их обществе. Выявление ключевых противоречий позволяет концентрировать усилия на решении главных задач, конкретизирует деятельность, что сокращает затраты на проектирование и сроки проведения разработки; деятельность должна быть обоснованной и эффективной. Окружающий нас мир многообразен и, следовательно, удовлетворение потребности возможно разными путями. Разумным будет использование не любого решения задачи, а поиск оптимального варианта, т.е. наилучшего среди допустимых при наличии правила предпочтения одного другому. Такое правило называется критерием оптимальности, а мерой предпочтения будут служить показатели качества.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 332. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |