Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Самостоятельная работа как условие формирования профессиональных компетенции обучающихся




 

Основные требования к организации самостоятельной деятельности обучающихся:

1. Любая СУР на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый обучающийся знает порядок и приемы выполнения работы.

2. Самостоятельная учебная работа соответствует психофизиологическим и познавательным возможностям обучающегося, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В педагогическом процессе используются результаты, выводы самостоятельной работы (внеурочное время).

3. Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.

4. Развивает познавательные способности, инициативу в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.

5. Содержание СУР, форма ее выполнения должны вызывать познавательный интерес и постоянную мотивацию у обучающихся выполнить работу до конца.

6. Самостоятельная учебная работа обучающихся организуется так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.

7. Увлекательность самих форм, процесса и учебного материала, используемых на самостоятельной работе.

8. Необходимость использования межпредметных и междисциплинарных связей.

9. Добровольность и активность обучающихся в этой работе.

10. Использование в процессе СУР современных современные средства информатизации образования.

Исходя из названных выше требований, предъявляемых к СУР, следует, что она представляет собой форму деятельности по индивидуальным планам, дополняющим, расширяющим и углубляющим знания, получаемых обучающимися в аудиторное и внеаудиторное время при подготовке к занятиям.

Исследования ученых педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня СУР обучающихся, соответствующие их учебным возможностям:

1. Копирующие действия обучающихся по заданному образцу, идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известными образцами. На этом уровне происходит подготовка обучающихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти.

Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов учебно-познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.

3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.

4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработки аналогового мышления.

Естественно, что программа-максимум для любого творчески работающего педагога - довести как можно больше обучающихся до четвертого уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня.

В соответствии с уровнем СУР обучающихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие; реконструктивно-вариативные; эвристические; творческие (рис.2).

Рис. 2. Типы самостоятельной учебной работы

Каждый из вышеназванных видов СУР имеет свои дидактические цели. Рассмотрим кратко их содержание.

Воспроизводящие СУР по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков, понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность обучающихся при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Эти виды работ формируют фундамент самостоятельной деятельности обучающихся. Роль педагога состоит в том, чтобы каждому обучающемуся определить оптимальный объем работы.

Самостоятельная учебная работа реконструктивно-вариативного типа позволяет на основе полученных ранее знаний и данной педагогом общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. СУР этого типа приводят обучающихся к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности обучающихся, формируют основания для дальнейшей творческой их деятельности.

Эвристическая СУР формирует умение и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, обучающийся определяет сам пути решения задач и находит его. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность обучающегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания обучающегося более гибкими и мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Существуют следующие виды эвристических СУР: самостоятельное объяснение; анализ демонстрации, явления, реакции; строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расче

тов.

Творческая СУР позволяет обучающимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет новыми навыками самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность обучающихся при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи этого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.

По форме организации СУР делитсяна индивидуальные, фронтальные и групповые.

В практике обучения каждый тип СУР представлен большим разнообразием видов работ, используемых педагогом в системе учебных и внеучебных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них (рис. 3):

1. Работа с книгой;

а) работа с текстом и графическим материалом учебника;

б) работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.

2. Упражнения:

а) тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу;

 б) реконструктивные упражнения;

в) составление различных задач и вопросов и их решения;

г) рецензирование ответов других обучающихся, оценка их деятельности на занятии;

д) различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

4. Написание курсовых и дипломных работ.

5. Подготовка докладов и рефератов.

6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.

7. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.

8. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

9. Техническое моделирование и конструирование.

10. Работа в среде Интернет.

Большая часть перечисленных видов СУР может быть составлена для различных уровней самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся, т.е. отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов СУР.

Рис. 3. Виды работ, выполняемых в процессе самостоятельной учебной деятельности

Многообразие видов СУР исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания обучающимися цели действия и способов действий. От этого во многом зависит эффективность СУР.

Изучение педагогического опыта показывает, что одним из главных признаков, отличающим уровень мастерства педагогов, является умение применять в работе разнообразные, дополняющие друг друга СУР, которые учитывают учебно­-познавательные возможности обучающихся.

Организация и проведение СУР связана с определенной группой недостатков. Выделим наиболее часто встречающие в педагогической практике:

- нет системы в организации СУР, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме;

- уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебно­познавательным возможностям обучающегося;

- слабо выражен индивидуальный подход в подборе дидактического обеспечения (учебный материал, задания и др.);

- самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данной группы (класса).

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторнаясамостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по каждой дисциплине, осуществляется преподавателем учебной дисциплины. Подготовка внеаудиторной самостоятельной работы происходит в соответствии с рекомендуемыми видами заданий, согласно примерной и рабочей программам учебной дисциплины.

Самостоятельная работа требует совершенствования методов и форм организации труда студентов, правильного определения объема и вида самостоятельных знаний, форм их контроля.

Эффективность самостоятельной работы студентов зависит от условий организации, мотивации к ее выполнению, содержания заданий, формы выполнения.

Перед всеми преподавателями стоит задача - правильно организовывать самостоятельную работу студентов. Организация включает, прежде всего, методическое обеспечение в виде четких заданий на самоподготовку с конкретными способами их выполнения. Здесь особенно важна индивидуализация самостоятельной работы.

Основные виды организации, руководства и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Важно обучение студентов работе с книгой, публикацией, конспектированию, приемам запоминания, планированию, организации и реализации самостоятельной работы во внеаудиторное время. Чем раньше студенты овладеют методами работы с учебной литературой, тем быстрее они начнут ориентироваться в большом количестве новой информации, тем быстрее проявятся их самостоятельность, активность и инициативность - такие важные профессиональные качества личности формируются в процессе самостоятельной работы.

Роль СУР в настоящее время возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков целенаправленной творческой деятельности, с широким использованием средств информатизации образования в педагогическом процессе, а также в связи с реализацией дистанционного обучения в образовательных учреждениях.

Типы самостоятельной работы студентов. По частно-дидактической цели можно выделить четыре типа самостоятельных работ.

1-й тип. Формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. Познавательная деятельность обучаемых при этом состоит в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или действий с ними.

В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания: работа с учебником, конспектом лекций и др. Общим для самостоятельных работ первого типа является то, что все данные искомого, а также сам способ выполнения задания обязательно должны представляться в явном виде или непосредственно в самом задании, или в соответствующей инструкции.

2-й тип. Формирование знаний-копий и знаний, позволяющих решать типовые задачи. Познавательная деятельность обучаемых при этом заключается в чистом воспроизведении и частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания ус военной ранее учебной информации, что предполагает необходимость анализа данного описания объекта, различных путей выполнения задания, выбора наиболее правильных из них или последовательного определения логически следующих друг за другом способов решения.

К самостоятельным работам такого типа относятся отдельные этапы лабораторных работ и практических занятий, типовые курсовые проекты, а также специально подготовленные домашние задания с предписаниями алгоритмического характера. Особенность работ этой группы заключается в том, что в задании к ним необходимо сообщать идею, принцип решения и выдвигать к обучаемым требование развивать этот принцип или идею в способ (способы) применительно к данным условиям.

3-й тип. Формирование у обучаемых знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач. Познавательная деятельность обучаемых при решении таких задач заключается в накоплении и про явлении во внешнем плане нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (действий по известному алгоритму) путем переноса знаний, навыков и умений. Задания этого типа предполагают поиск, формулирование и реализацию идеи решения, что всегда выходит за пределы прошлого формализованного опыта и требует от обучаемого варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения их под новым углом зрения. Самостоятельные работы третьего типа должны выдвигать требование анализа незнакомых обучаемым ситуаций и генерирования субъективно новой информации. Типичными для самостоятельной работы студентов третьего типа являются курсовые и дипломные проекты.

4-й тип. Создание предпосылок для творческой деятельности. Познавательная деятельность обучаемых при выполнении этих работ заключается в глубоком проникновении в сущность изучаемого объекта, установлении новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, неизвестных ранее принципов, идей, генерирования новой информации. Этот тип самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий научно-исследовательского характера, включая курсовые и дипломные проекты.

В процессе выполнения самостоятельной учебной работы необходимо проведение следующих мероприятий:

1. Диагностирование обучающимся собственной познавательной потребности в расширении, углублении совокупности знаний, получаемых в образовательном учреждении.

2. Установление собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей, в частности объективная оценка свободного от посещения образовательного учреждения времени.

3. Определение цели СУР - ближайшей и отдаленной.

4. Самостоятельный выбор обучающимся объекта изучения и его обоснование для себя.

5. Разработка конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы СУР.

6. Утверждение форм и времени самоконтроля.

7. Прогнозирование дальнейших путей совершенствования самостоятельной учебной работы обучающихся.

В странах Западной Европы и США проблема СУР обучающихся решается в основном в рамках индивидуализации обучения. Основное внимание переносится с фронтальных занятий на индивидуальную или групповую работу и др.

По мнению американских и английских дидактов самостоятельная учебная работа - самоуправляемая учебная деятельность, тогда как виды учебной работы, управляемые другими, являются прямой ее противоположностью.

Объем СУР может быть различным (от выполнения краткосрочного задания до самостоятельного усвоения целого факультативного курса). Практикуется самостоятельное использование различных источников пополнения знаний, в том числе и ресурсов Интернет, вне образовательного учреждения. В некоторых случаях обучающиеся освобождаются от занятий сроком на 6 недель для самостоятельного выполнения «проектного» задания. В результате такой работы составляется отчет, представляемый родителям и педагогам.

Типология заданий разнообразна, но все они предполагают достижение обучающимися поставленной перед ними цели. Преобладают работы по выбору, индивидуально инструктируемая работа, подготовительная, семинарская (обучающихся знакомят с результатами своей работы) и «поисковые» работы по развитию специальных способностей (работа по своему плану).

Индивидуализация самостоятельной учебной работы предполагает:

а) аудиторные занятия должны обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума СУР всеми обучающимися; предусмотрено усложнение для лучших;

б) необходимость регулярного контроля успешности выполнения СУР и индивидуальных консультаций;

в) разработку четких методических указаний по ее выполнению. Обучающимся младших курсов следует дать график СУР, а старшекурсники должны составить план работы самостоятельно;

г) пакет домашних заданий должен содержать весь объем заданий, перечень всех знаний, умений и навыков, совокупность требований, оценок; выдачу пакета в начале семестра с указанием предельных сроков выполнения;

д) определение исходного уровня обученности обучающихся, осуществления педагогической диагностики и индивидуализированых заданий;

е) задания для СУР должны включать обязательно для всех базовую часть и факультативную (рекомендательную) для более подготовленных;

з) наиболее успешным обучающимся рекомендуется участвовать в научно-исследовательской работе студентов.

Активизация самостоятельной учебной работы предполагает:

1. Обучение методам СУР: задание временных ориентиров выполнения задания для выработки умений, планировать временные затраты самостоятельно.

2. Убедительная демонстрация СУР для успешного овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками.

3. Проблемное изложение содержательной учебной информации, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке .

4. Применение операциональных формулировок законов и определений с целью установления однозначных связей теории и практики.

5. Применение методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссия, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры, проекты и т. д.).

6. Разработка и ознакомление обучающихся со структурно-логическими схемами учебной дисциплины, ее разделов и тем, применение видиоряда.

7. Выдача обучающимся методических указаний, разработок, содержащих подробный алгоритм, постепенное уменьшение разъяснений с целью приучения обучающихся к самостоятельности.

8. Разработка комплексных учебных пособий для СУР, содержащих теорию, методические указания, задачи для решения.

9. Создание методических пособий междисциплинарного характера, с указанием практической значимости различных тем и разделов.

10. Индивидуализация СУР.

11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными и недостающими данными, включение задач повышенной трудности.

12. Постановка перед аудиторией контрольных вопросов после каждой лекции.

13. Чтение фрагмента лекции (15-20 мин) обучающимися после предварительной подготовки с помощью педагога.

14. Присвоение наиболее продвинутым обучающимся статуса «обучающийся- консультант».

15. Разработка и внедрение коллективных методов обучения.

16. Проектирование и создание современных средств информатизации для обучения в условиях СУР (формирование знаний, самоконтроль и т.д.).

Организационные формы самостоятельной учебной работы студентов

Самостоятельная работа студентов имеет два основных направления :

Первое – это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий.

Второе – повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающеконтролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.

В заключение можно отметить, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы студентов.


2 Применение самостоятельной работы в процессе изучения ПМ 05 «Выполнения работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...