Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Педагогический анализ понятия самостоятельных работ студента в колледже
Самостоятельная работа обучающихся— это разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся на занятиях и во внеурочное время, в том числе в домашних условиях, по выполнению различных заданий под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия в специально отведенное для этого время. По своей дидактической сути она представляет собой комплекс условий обучения, организуемых преподавателем и направленных на самообучение. Учебная деятельность протекает без непосредственного участия преподавателя, но он обязательно контролирует ее результат, по возможности — процесс (опосредованно или непосредственно), корректирует его. В учебнике педагогики Т.А. Ильиной говорится «самостоятельная работа – это особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся, как на уроке, так и во вне урочное время, осуществляемый под руководством учителя» Н.Ю. Лейкина рассматривает самостоятельную работу, как форму самостоятельной деятельности, которая всегда строго ограничена временными рамками и является обязательной для каждого учащегося В.А. Сластенин относит самостоятельную работу к другой дидактической категории - форме обучения, при которой учащиеся усваивают необходимые знания, овладевают умениями и навыками, учатся планомерно и систематически работать, мыслить, формируют свой стиль умственной деятельности. Отличие ее от других форм обучения в том, что она предполагает способность учащегося самому организовать свою деятельность в соответствии с поставленной или возникшей задачей Л.В. Жарова также определяет самостоятельную работу как метод обучения, она пишет, что «…это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность» В педагогической психологии самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от обучающегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий учащемуся удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания. Это результат правильно организованного учебного процесса при изучении конкретной дисциплины. Сложность использования самостоятельной работы в процессе обучения — она наименее управляема извне по сравнению с другими формами организации обучения. Вместе с тем, самостоятельная работа является едва ли наиболее эффективной формой учебной работы обучающихся, т.к. приобретение знаний, умений, навыков, опыта возможно только в процессе непосредственной (самостоятельной) деятельности личности (присвоение знание и опыта). Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения уровня подготовки обучающихся, активизации их в процессе обучения является соответствующая организация самостоятельной учебной работы (СУР). В психолого-педагогической литературе дефиниция «самостоятельная учебная работа» рассматривается как: метод; средство; организационная форма обучения; средство вовлечения обучающихся в учебную работу, для которой характерно наличие четко сформулированной задачи; средство организации и выполнения обучающимися определенной учебной деятельности и др. (Н.В. Басова, В.К. Буряк, С.И. Векслер, В.А. Далингер, В.К. Дьяченко, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, М.И. Портнов, М.Н. Скаткин, А.Ю. Уваров, И.Э. Унт, А.В. Усова и др.). Таким образом, изучение литературы по исследуемой проблеме позволяет сделать вывод о том, что трактовка понятия «самостоятельная учебная работа» в настоящее время не исчерпывается единым определением. В настоящее время в образовательных учреждениях наметилась тенденция увеличения объема часов на самостоятельную работу обучающихся, которая направлена на конечный результат. Исследования показывают, что для ее успешного осуществления необходимо формировать готовность у обучающихся к этой деятельности. На наш взгляд, самостоятельная учебная работа обучающихся определяется их готовностью самостоятельно и целенаправленно решать различные педагогические задачи при сохранении своего здоровья (физическая, психическая, социальная составляющие). Это позволяет обучающимся включаться в активную и управляемую учебно-познавательную деятельность различной структуры. Кроме того, у обучающихся в процессе СУР отчетливо проявляется целевая установка - готовность к достижению поставленной цели (результата) - формирование компетентности по данной области знаний. Дидактическая сущность СУР обучающихся состоит в том, что она представляет собой психологические и логические методы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, имеющей целью решение определенных образовательных задач. Самостоятельная учебная работа обучающихся рассматривается в целом как деятельность и представляет собой многостороннее, полифункциональное влияние. Она имеет не только учебное, но и личностное и социальное значение. Самостоятельная работа обучающихся может служить основой перестройки их позиций в педагогическом процессе. В структуру самостоятельной работы студентов входят два контура: внешний и внутренний. Внешний контур образуют педагогические и организационные условия, функции СУР, принципы ее построения и программа ориентировочных, исполнительских и контрольных действий. Его элементы служат основой для построения СУР. Внутренний контур включает следующие элементы: мотивацию, цели, содержание, методы, средства, организационные формы, контроль, результат, анализ, коррекция и прогноз. Внутренний контур предназначен для координации СУР обучающихся в учебное и внеучебное время. Каждый из вышеназванных элементов СУР имеет свое предназначение и выполняет определенную роль. Все элементы СУР взаимосвязаны и взаимообусловлены. При построении СУР их необходимо учитывать в комплексе. Структура самостоятельной учебной работы представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура самостоятельной работы студентов Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить обучающийся, объект его деятельности, с другой - форму проявления соответствующих психических процессов ( памяти, мышления, творческого воображения и др.), при выполнении обучающимся учебного задания, которое приводит его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний; с третьей - средство, которое: - в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче; - формирует у обучающихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, умений и навыков для решения определенного класса познавательных задач и соответствующего продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности; - вырабатывает у обучающихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач; - является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения. Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых необходимо отметить: - развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов); - ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация); - воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста); - исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления); - информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях). Задачамисамостоятельной работы студентов являются: - систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; - углубление и расширение теоретических знаний; - формирование умения использовать справочную литературу; - развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; -формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; - развитие исследовательских умений. Самостоятельная работа проводится с целью: -систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; -углубления и расширения теоретических знаний; -формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; -развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; -формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; -формирования общих и профессиональных компетенций -развитию исследовательских умений. Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Кроме того, задачей образовательных заведении является разработка дифференцированных критериев самостоятельности в зависимости от специальности и вида деятельности. Не всегда делается даже экспертная, то есть обоснованная личным опытом преподавателей, оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку. Не всегда согласованы по времени сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени. Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и, как это не парадоксально, к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовых проектов и работ (иногда за плату), а так же списывание и шпаргалки на контрольных мероприятиях. Многие учебные задания не настроены на активную работу студентов, их выполнение зачастую может быть осуществлено на уровне ряда формальных действий, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых операций.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 934. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |