Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правоохранительные акты (понятие, функции и виды).




Правоохранительные акты – ИПА, которые призваны эти защищать и восстанавливать нарушенное субъективное право, например: решение суда по конкретному трудовому спору, решение комиссии по трудовым спорам

Правоохр-е акты создают основу для охраны труд. прав и яв-ся ценным эл-м в системе ИП регулирования. Правоохранительные акты по своей природе являются правоприменительными актами, однако в силу особой роли правоохранительных актов они выделяются в отдельную группу.

Необходимость в правоохранительных актах возникает тогда, когда имеет место действительное или предполагаемое нарушение нормы права. В основном издаются правоохранительные акты двух разновидностей. Одна из них — это акты, содержащие решение вопроса о применении или отказе от применения санкций правовой нормы (приговоры, решения судов и арбитражей, решения органов, разрешающих споры в административном порядке, и т. п.). Вторую разновидность составляют акты применения норм, определяющих процессуальный порядок применения санкций. Это — многочисленные и разнообразные акты применения норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства, а также норм административного и других отраслей законодательства, определяющих процедуру правоприменительной деятельности (постановление о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого, определение об обеспечении иска, об оставлении иска без рассмотрения, административное задержание и т. д.).

 

Выражение «правоохранительные акты», принятое для обозначения актов двух указанных разновидностей, в известной мере условно. Во многих случаях такие акты принимаются тогда, когда и соответствующая норма, и защищаемое ею субъективное право уже нарушены. Например, о приговоре суда «с некоторой точки зрения говорить... как о правоохранительном акте вообще нелепо, так как нарушенное преступлением право часто ни восстановить, ни тем более охранить уже невозможно»1. В то же время название «правоохранительные !акты» точно отражает существо той правовой формы осуществления функций Советского государства, с которой этот вид правоприменительных актов непосредственно связан.

 

Правоохранительные акты обладают чертами, обусловленными особыми требованиями, предъявляемыми к этим актам в целях обеспечения законности. Во-первых, случаи, в которых необходимо издание правоохранительного акта, предусмотрены законом. Во-вторых, закон, как правило, требует, чтобы в правоохранительном акте была точно указана та норма права, которая этим актом применяется. В-третьих, для большинства правоохранительных актов нормативно определены их наименования, форма, сроки вступления в силу, порядок обжалования и т. п. В-четвертых, правоохранительный акт может быть адресован только конкретному, точно указанному в нем лицу и не может быть издан в виде акта общего значения.

 

В литературе утвердилось деление правоохранительных актов на основные и вспомогательные. В отличие от основных актов, содержащих завершенное решение о применении правовой нормы, вспомогательными считают такие акты, которые лишь подготавливают издание основного акта и поэтому носят как бы промежуточный характер1.

Локальные нормативные акты (понятие, виды, субъекты и порядок принятия, конкретные примеры локальных нормативных актов по ТК РФ).

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ — документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ). Принимаемые работодателями Л. н. а. действуют в отношении работников данного предприятия независимо от места выполнения ими работы (ст. 13 ТК РФ). Важнейшими Л. н. а. являются коллективный договор и соглашение по ОТ, предусматривающие ознакомление работников с требованиями ОТ, проведение обязательных медицинских осмотров и т. д. К числу наиболее важных Л. н. а. относятся инструкции по охране труда, в которых содержится информация об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также правила защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов.

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают Л. н. а. в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Л. н. а. необходимо отличать от принимаемых работодателем правоприменительных актов, которые всегда имеют конкретного адресата. К ним относятся, напр., приказы о приеме на работу, переводе на др. работу, премировании работника, наложении на работника дисциплинарного взыскания или его увольнении. В случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель принимает Л. н. а., содержащие нормы трудового права, с учетом мнения представительного органа работников, по согласованию с этим органом. В частности, в таком порядке принимаются графики сменности (ст. 103 ТК РФ), системы оплаты труда (ст. 135 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), инструкции по ОТ (ст. 212 ТК РФ).

В ст. 372 ТК РФ установлен порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии работодателем Л. н. а., содержащих нормы трудового права. Работодатель перед принятием решения должен направить проект акта организации со всеми необходимыми документами выборному профсоюзному органу, представляющему интересы всех или большинства работников данной организации. Выборный профсоюзный орган не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта Л. н. а. направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников с целью достижения взаимоприемлемого решения. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять акт, который может быть обжалован в государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Л. н. а., ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (ст. 8 ТК РФ)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 1082.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...