Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия эпохи эллинизма: Основные идеи и представители.




Эпоха эллинизма – эпоха внедрения греческой культуры в страны, завоеванные македонцами (период от Великого похода Александра Македонского в 334 году до н.э. и до потери Грецией в 147 году до н.э. независимости).

 

1)Эпикурейцы (341-270 гг. до н.э.), Школа, организованная в предместье Афин, вдали от городского шума, в саду и по месту своего нахождения получившая название "Сад Эпикура". На воротах сада была надпись: "Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие - высшее благо".

Онтологию, гносеологию и этику Эпикура пронизывают единые материалистические принципы. Эпикур и его последователи - единственные в античности, кто продолжили развитие атомизма Демокрита .

Главная идея Эпикура: концепция отклонения атомов. Она утверждала, что случайность в картине мира - такой же объективный фактор, как и необходимость.

В центр своих философских воззрений Эпикур помешает этику. Оформленная в целостную систему, она получила название эпикурейства. Основная проблема человеческой жизни: преодоление страха - смерти, загробных мучений, перед богами. Под счастьем Эпикур понимал удовольствие. Истинное удовольствие - это отсутствие телесного страдания и наказания (агония) и невозмутимость души (атараксия). Эпикур рекомендовал избегать общественной деятельности и заниматься больше частной жизнью. "Проживи незаметно" - вот правило индивидуалистической эпикурейской этики.

Школа Эпикура просуществовала до 1 века до н.э. Однако идеи ее нашли свою вторую жизнь в Италии. Самым крупным приверженцем эпикуреизма здесь был Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.), прославившийся своей философской поэмой "О природе вещей". Сам Лукреций не является творцом тех идей, которые он запечатлел в своей поэме.

 

2) Стоики (появляются в конце 4 века до н.э., основатель – Зенон)

Для стоиков, как и для эпикурейцев, цель жизни состоит в достижении счастья. Видным представителем римского стоицизма является Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - воспитатель будущего императора Нерона и фактический правитель империи в этот период. Одна из постоянных тем раздумий Сенеки - тема смерти. Задачу философии он видел в том, чтобы научить человека жить и умереть, дать человеку внутреннюю независимость и душевный покой. Вся жизнь должна быть подготовкой к смерти. "Дурно живет тот, кто не умеет хорошо умереть". Главное для Сенеки это свобода человеческого духа. Он был решительным противником рабства, в первую очередь, не социального, а добровольного, когда люди находятся в полной зависимости от похоти, скупости, страха. Величие стоического духа проявляется в господстве над своими страстями и состоит в том, чтобы, не ропща принимать все как должное.

Для стоиков необходимость (судьба, рок) непреложны, и свободу они понимают как признание этой необходимости. "Каждый человек несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным".

Философия стоиков, уводившая человека от превратностей жизни внешней к духовным глубинам жизни внутренней, давала утешение представителям различным слоям населения Римской империи и получила в ней широкое распространение.

 

3) Неоплатонисты (Создатель – Плотин (204-270 гг.) организовал в Риме школу, которая в отличие от всех предыдущих учила подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету для того, чтобы созерцать божественное и достигать его. Плотин развивает платоновское учение о высшем Благе как принципе бытия. Мир образуется из материи благодаря проникновению в нее света эманации Единого. Отношения Единого и материи опосредуются Умом и Душой, которая, дробясь на множество душ, оказывается деятельной причиной природы. Душа человека находится в связи, как с божественной душой, так и с чувственным миром. Цель земной жизни состоит в том, чтобы отрешиться от чувственного мира, телесности и слиться с Единым. К этому ведут катарсис (очищение), теория (созерцание) и экстаз (мистический союз с Единым).

С онтологией Плотина тесно связана его этика. В экстатическом слиянии с Единым состоит высшая добродетель. Лишь совершенство нравственной жизни приводит к экстазу. Для Плотина жизнь - это борьба, а идеальный человек - это постоянный борец за нравственное совершенство. Учение Платона о Благе Плотин дополняет развернутым учением о зле как лишенности добра. Так как материя - последняя ступень деградации Единого, то она обделена Благом и в этом смысле она - зло. Поэтому зло не есть негативная сила, противостоящая позитивной. Зло - это просто лишенность позитивного, его дефицит. Оно, в отличие от Блага, не обладает субстанциональностью. Если эллинистическая этика отстаивала самоценность человеческого бытия, то плотиновская этика цель добродетельной жизни видела в очищении и слиянии с Божеством, Единым. Неоплатонизм завершает развитие античной философии.

 

Средневековая европейская философия. Специфика, главные этапы, основные представители.

Средние века – 1000 летний период развития феодального общества. Начало 476 год, конец 14 век.

Специфика обусловлена возникновением и развитием христианства. Главная черта – связь с христианским мировоззрением, философия стала служить богословию. Сформировалась на основе ф. Платона, неоплатонистов, Аристотеля(удалены все материалистические элементы).

Теоретическое мышление теоцентрично (Бог – абсолютное бытие и абсолютное благо; познание Бога – главная цель и смысл жизни, служение Богу – основа нравственности).

 

*Креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего.

*Провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога для осуществления божьего плана спасения человека.

*Эсхатология – учение о конечных судьбах человека и мира.

*Сотериология – учение о спасении, райском блаженстве, воссоединении с Богом.

*Теодицея – оправдание Бога, объяснение существования зла.

*Символизм – учение находить скрытое значение каких-либо явлений.

*Экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.

 

Этапы:

1) Апологетика (сер. 2 – начало 4 века)

Защита христианского вероучения в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Центральная проблема – соотношение разума и веры, соотношение язычества и христианства. Представители: Флавий Юстин, Филон Александрийский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан.

 

2) Патристика (4-8 вв.)

Религиозно-философское учение крупнейших богословов периода раннего христианства и, прежде всего, отцов церкви, которые сыграли важную роль в формировании христианской ортодоксальной теологии, заложили основы догматики. 3 критерия: древность, святость жизни и ортодоксальность учения. Проблемы: троичная (ипостастная) природа Бога при его единой сущности; христологическая (2 природы Христа); соотношение свободы и благодати; соотношение веры и разума. Каппадокийские отцы: Василий Великий, Григорий Нисский, Георгий Низианзин, Иероним, Августин Аврелий, Максим Исповедник.

 

3) Схоластика (9-15 вв.)

Рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии. Представители: Северин Боэций, Гуго Сэн-Викторский, Алкуип, Иоанн Скот Эриугена, Дупе Скот, Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, У. Оккам, Фома Аквинский.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...