Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Космологизм и поиск субстанции в античной философии.




Это черты первого периода в развитии античной философии – натурфилософского (7-5 вв до н.э.)

 

Школы:

- Ионийская (Малая Азия, Влияние Востока)

А) Милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

   Фалес: Когда-то всё произошло из воды, вода – сущность каждой вещи, всё возвращается в водное состояние, разрушение мира – погружение всего сущего в океан.

   Анаксимандр: Первоначало – апеирон (беспредельное), из него выделяются противоположности тёплого и холодного, дающие начало всем вещам.

   Анаксимен: Первооснова – воздух, ему свойственно сгущение и разряжение, вследствие которых образуются и исчезают вещества.

Главное: первоначало + сущность мира; представление о всеобщем первоначале как о первовеществе.

Б) Эфесская (Гераклит)

     Мир в непрерывном изменении, всё движется, наиболее подвижен огонь, мир в своей основе остаётся огнём, душа – сухой огонь. Мир – это процесс в котором все вещи/свойства переходят в свою противоположность, это борьба.

- Италийская

А) Элиаты (Ксенофан – осонователь, Парменид)

   Ксенофан: Один бог – космос, мир вокруг (пантеизм). Если бог – это всё, что есть в мире, значит он неподвижен.

   Парменид: Признание единства и неподвижности бытия. Бытие есть, небытия нет. Небытие – пустота но её нет. Мир – шар, наполненный веществом без пустот, значит он един. Только мышление способно постичь это

Б) Атомисты (Левкипп, Демокрит)

   В мире есть только атом и пустота. Вещи возникауют и уничтожаются, но атомы вечны, поскольку неделимы. Они движутся в пространстве, их движения не случайны, они подчиняются детерминизму (учение о всеобщей обусловленности явлений, в основе – универсальная взаимосвязь всех явлений)

   Всё обусловлено движением атомов.

Философский рационализм Сократа (469 - 399 гг. до н. э.).

Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

 

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

 

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

 

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.

 

• любое знание есть добро;

 

• любое зло, порок совершается от незнания.

 

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

 

• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

 

• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

 

• открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

 

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

 

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

 

Философия Платона.

Платон — крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной школы Философии — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

 

 Особенности

 

 

Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написаны в форме диалогов. Платон является основателем идеализма.

 

 Главные положения идеалистического учения Платона

 

 * Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращаются своё существование;

 

* Окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

 

* Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

 

* Чистые идеи истинны, вечны и постоянны;

 

* Любая существующая вещь является всего лишь отображением первоначальной идеи данной вещи. Например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна.

 

* Весь мир является отображением чистых идей.

 

 Основные положения гносеологии Платона

 

 

* Поскольку материальный мир является лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего именно «чистые идеи»;

 

* «Чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания даёт не достоверное знание, а лишь мнение);

 

* «Чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

 

* Высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

 

Философия Аристотеля.

 Для Аристотеля этика, в отличие от физики и математики, есть практическая наука, Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье? Счастье для Аристотеля — это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией.

 

 Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудостью. Аристотель особенно высоко ценил следующие добродетели: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.

 

Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реальность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость.

 

 Добродетелям можно и нужно научиться. Они всегда выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: «ничего слишком...». Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество — середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость — середина между расточительностью и скупостью и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...