Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше




Шопенгауэр (1788-1860).

Основной философский труд — «Мир как воля и представление» (1819), комментированием и популяризацией которого Шопенгауэр занимался до самой своей смерти.

 

Теоретические источники идей Шопенгауэра — философия Платона, трансцендентальная философия Канта и древнеиндийский трактат Упанишады. Это одна из первых попыток слияния западной и восточной культур. Трудность этого синтеза в том, что западный стиль мышления — рационален, а восточный — иррационален(т.е. носит мистический характер). Эти теории объединяет идея о том, что наш мир не является единственной реальностью, существует другая реальность, которая не постигается разумом и наукой, но без её влияния становится противоречивой наша жизнь.

 

Шопенгауэр предлагает синтезировать рациональное и интуитивное мышление, так как это единые составляющие человеческого познания. Кроме внешнего опыта и основанного на нём рационального познания существует внутренний опыт. Интуитивное познание возникло раньше логического, поэтому разум должен основываться на интуиции и должен быть дополнен ею.

 

Наряду со всеми законами природы и общественной жизни, мы воспринимаем мир, прежде всего, как некое единство. Миру и всем его фрагментам присуще вечное и постоянное движение и изменение, то есть вечная вибрация (постоянное движение), которую Шопенгауэр называет «мировой волей».

 

Так, в зависимости от степени сознательности, мы фиксируем четыре основных ступени проявления «мировой воли»:

  • Силы природы (тяготение, магнетизм) — слепое, бесцельное и совершенно бессознательное, лишённое всякого познания стремление.
  • Растительный мир – уже более ясное обнаружение воли, в котором  отсутствует способность к наглядному представлению и познанию, но уже есть чувствительность, например, к холоду или свету. Растительный мир всё ещё слепой, но уже более сознательный для познающих существ (человека), более понятное обнаружение воли.
  • Животное царство – способность к интуитивному представлению реальности,  животное обладает рассудком, то есть способностью к познанию причинно-следственной связи явлений. В отличие от растений животное уже способно видеть, ощущать и активно действовать в окружающем его мире.
  • Человек – благодаря отвлечённому мышлению, получает возможность действительно осмыслить себя и свои стремления, осознать свою смертность, трагичность своего бытия.

 

Закон объективации: «Чем более совершенный и сознательный уровень обнаружения мировой воли достигается, тем более трагический характер он приобретает».

Человек — это существо, в котором «мировая воля» борется сама с собой. Способы достойной жизни (поиск «тихих гаваней»):

  • Искусство, которое создает прочную иллюзию красоты.
  • Этический (моральный) аскетизм: отказ от соблазнов, то есть бессмысленной траты энергии.
  • Философия, которая выясняет подлинную причину трагичности бытия.

Цель искусства состоит в освобождении души от страданий жизни. Искусство освобождает нас от традиционной суеты жизни. Воля к жизни реализуется в человеке путем эгоизма (утверждение собственного существования). Но при этом воля проявляет себя двояко. С одной стороны, она — источник безудержного эгоизма, а с другой — реализует себя в свободе. И поэтому человек может пойти против эгоизма по дороге самопожертвования. Нужно относиться к другому как к самому себе, и обогащать свой духовный мир. Воля — это высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля — воля к жизни, стремление.

 

Ницше (1844–1900).

Философия Ницше не организована в систему, волю к системе он считал недобросовестной. Его изыскания охватывают всевозможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Ницше противопоставляет свою философию классической, провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению все завуалированные религией предрассудки разума.

 

Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение.

Одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Изложение мысли было афористическим, чтобы не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.

 

В философской эволюции мыслителя можно выделить три основных этапа:

1. Романтический, когда Н. находился под влиянием идей Шопенгауэра и Г.Вагнера.

2. Этап так называемого “позитивизма”, связанный с разочарованием в прежних кумирах и резким разрывом с идеалом художника, когда Н. обращает свой взор к “положительным” наукам – математике, химии, биологии, истории, экономике.

3. Период зрелого творчества, проникнутый пафосом идеи “воли к власти”.

Основными положениями зрелой философии являются:

1) все существующее (мир) есть воля к власти, могуществу;

2) сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира, или перспектив, исходящих из центров власти (силы)

 

Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов», подвергнув все моральные положения релятивизму. Здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни и разложения. Человечество инстинктивно использует мораль в своих целях, поэтому главное не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели.

 

Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называет «сверхчеловеком».

 

В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы быть способными управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчёт о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...