Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Древнекитайская философия (VI—II вв. до н. э.)Стр 1 из 23Следующая ⇒
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия. Мировоззрение – система представлений о мире и месте в нём человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этим основные жизненные позиции, установки, убеждения, идеалы, принципы деятельности и познания, ценностные ориентации .
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро. Но мировоззрение имеет и высший уровень - обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшую сферу нравственной жизни общества.
Уровни мировоззрения: * обыденно-практическое (чувственно познание мира); * образно-эмоциональное, плод ума, души и плод холодного ума (уровень понятийного мышления). Элементы мировоззрения: *Теоретико-познавательный (единство различных видов знаний, образующих конкретную научную картину мира) *Ценностно-нормативный (ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы) *Эмоционально-волевой (освоение ценностей на уровне личной воли, выработка психологических установок на готовность к действию) *Практический (мировоззрение как руководство к действию) По характеру формирования и способу функционирования: *Житейский уровень (Формируется под влиянием обыденной практики, основывается на личном опыте, отражает представления здравого смысла и традиционные взгляды. Отличается неглубокой продуманностью и необоснованностью) *Теоретический уровень (Наука и философия. Теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира, опирается на достижения наук, создаёт новые категориальные модели мира.) Исторические типы мировоззрений: * мифологическое (нет ничего не возможного, объясняет всё), черты – 1)антропоморфизм (олицетворение неживого), 2)синкретизм (соединение различных взглядов и систем в попытке объяснить всё), 3)символизм (одни предметы и явления становятся знаками других), 4)генетизм (объяснение чего-либо=рассказ о его происхождении);
* религиозное (обладает логическими чертами, но имеет свои особенности, мир делится на естественный и сверхестественный, на 1 плане психологическая установка – вера в Бога и возможность достичь подлинных нравственных ценностей. Вера, молитва + культовые обряды. Мировые р. – буддизм, христианство, ислам);
* философское (Мифология + религия + наука. Абстрактно-понятийная форма освоения действительности. Есть социальный мир и природный мир. Способность и умение человека видеть мир во всём его единстве и многообразии).
Специфика философского знания. Предмет и метод философии. Социальные функции философии. Специфические черты философии: * Двойственность (имеет общее с научным знанием: предмет, методы и проч.), но не является научным знанием в чистом виде; * Является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных знаний; * Предмет Ф. шире предмета исследования любой отдельной науки, но не поглощает его; * Имеет сложную структуру (вкл. гносеологию, онтологию и проч.); * Содержит базовые идеи, лежащие в основе других наук; * Субъективна; * Является совокупностью объективного знания и ценностей эпохи, носит её отпечаток; * Изучает не только предмет познания, но и его механизм; * Доктрина, но в то же время постоянно развивается; * Опирается на категории - предельно общие понятия.
Предмет Ф.: * Разделы: - Онтология (учение о бытии); - Гносеология (учение о познании); - Человек; - Общество; * Частные вопросы: - Сущность бытия; - Происхождения бытия; - Материя и её формы; - Сознание (происхождения и природа); - Бессознательное; - Душа, духовный мир человека; - Природа; - Различные сферы жизни общества; - Экология, проблемы выживания; - Познание; - Фил. категории; - Диалектика и её законы;
Методы философии - пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование: * Основные методы: - Диалектика - вещи, явления рассматриваются более гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей; - Метафизика - противоположно диалектике, объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, статично и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины); - Догматизм - восприятие окр. мира через призму догм; - Эклектика - произвольное соединение разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но правдоподобные выводы; - Софистика - выведение из ложных, но правдоподобных посылок новой посылки, логически верной, но ложной по смыслу либо выгодной для принимающего данный метод; - Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов;
* Методы-направления Ф.: - Материалистический - действительность воспринимается как реально существующая материя, первичная субстанция, а сознание - проявление материи; - Идеалистический - в качестве первоначала и определяющей силы выступает идея, а материя - её производная, воплощение; - Эмпиризм - в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый в результате чувственного познания; - Рационализм - истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений.
Философия имеет следующие функции: 1. Мировоззренческая (ф. – теоретическая основа мировоззрения, придаёт систематичность и целостность стихийной картине мира) 2. Познавательная (познаёт мир в соотношении с человеком, опираясь на данные частных наук и используя собственные категории) 3. Методологическая (формулирует правила познания для всех частных наук) 4. Социальной и культурной критики (развинчивает старые и формирует новые общественные идеалы) 5. Прогностическая и конструктивная (конструирует возможные миры, создаёт новые возможности мышления, видит новые пути развития)
Древнеиндийская философия Ф. возникла и развивалась в условиях каст и соц структуры, патриархальных традиций и власти деспотического государтсва. Сильно влияла мифология. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
Первый литературный источник – Веды (собрание древнейших религиозных и натурфилософских текстов и комментариев к ним. В ведах обозначены 4 касты (варны) - Брахманы (священнослужители) -Кшатрии (войны) -Вайшьи (земледельцы, торговцы) -Шудры (рабочие)
Главные идеи вед: 1) Основа и начало мира – брахма, абсолютная божественная первооснова, всё из неё исходит и в неё же возвращается, это настоящая реальность, а всё вокруг лишь проявления её. 2) «Внутри человека божественная тайна скрыта» 3) Ничто, невидимое – это и есть основание бытия. 4)Из этого мира нельзя сбежать, потому что сам Брахма запутался в сетях мирового закона 5) Если человек – злое начало, то он снова воплощается на земле. 6) Карма – воздаяние, влияние совершённых человеком действий на характер настоящего и последующего его существования. Дхарма – моральный закон, совокупность обязанностей каждого. Соблюдение гарантирует стабильность. Мокша – блаженство, освобождение души от перерождений Буддизм: Источники: «Жизнь и учение Будды» Асвагоше, «Типитака», «Дхамманада» (учение Будды) Тело несовершенно, пребывание в нём негативно, человек всегда страдает – это суть его жизни, но достичь нирваны можно и при жизни. 4 благородных истины: 1)Вся жизнь есть страдание 2)Источник страдания – желание человека 3) Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний 4) Есть благородный восьмеричный путь, ведущий к избавлению от желаний - правильные взгляды (принятие 4 истин) - правильная решимость (готовность к подвигу) - правильная речь (искренняя речь, только добрые слова) - правильное поведение (нет зла и гнева) - правильный образ жизни (чистый честный) - правильные усилия (самообладание, самовоспитание) - правильное внимание (бдительность сознания) - правильное сосредоточение (созерцание, медитация)
Нирвана – главная цель самоотречения
Древнекитайская философия (VI—II вв. до н. э.) Глубокие политические потрясения в VII—III вв. до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.
В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:
даосизм (даоцзя): Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;
конфуцианство (жуцзя): правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;
моизм (моцзя): смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.
школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао.
школа имён (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.
школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан;
В конце концов конфуцианство соединилось с легизмом и это стало основной ф. древнего Китая.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 215. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |