Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Древнекитайская философия (VI—II вв. до н. э.)




Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия.

Мировоззрение – система представлений о мире и месте в нём человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этим основные жизненные позиции, установки, убеждения, идеалы, принципы деятельности и познания, ценностные ориентации .

 

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро. Но мировоззрение имеет и высший уровень - обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшую сферу нравственной жизни общества.

 

Уровни мировоззрения:

 * обыденно-практическое (чувственно познание мира);

 * образно-эмоциональное, плод ума, души и плод холодного ума (уровень понятийного мышления).

Элементы мировоззрения:

*Теоретико-познавательный (единство различных видов знаний, образующих конкретную научную картину мира)

*Ценностно-нормативный (ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы)

*Эмоционально-волевой (освоение ценностей на уровне личной воли, выработка психологических установок на готовность к действию)

*Практический (мировоззрение как руководство к действию)

По характеру формирования и способу функционирования:

*Житейский уровень (Формируется под влиянием обыденной практики, основывается на личном опыте, отражает представления здравого смысла и традиционные взгляды. Отличается неглубокой продуманностью и необоснованностью)

*Теоретический уровень (Наука и философия. Теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира, опирается на достижения наук, создаёт новые категориальные модели мира.)

Исторические типы мировоззрений:

 * мифологическое (нет ничего не возможного, объясняет всё), черты – 1)антропоморфизм (олицетворение неживого), 2)синкретизм (соединение различных взглядов и систем в попытке объяснить всё), 3)символизм (одни предметы и явления становятся знаками других), 4)генетизм (объяснение чего-либо=рассказ о его происхождении);

 

 * религиозное (обладает логическими чертами, но имеет свои особенности, мир делится на естественный и сверхестественный, на 1 плане психологическая установка – вера в Бога и возможность достичь подлинных нравственных ценностей. Вера, молитва + культовые обряды. Мировые р. – буддизм, христианство, ислам);

 

 * философское (Мифология + религия + наука. Абстрактно-понятийная форма освоения действительности. Есть социальный мир и природный мир. Способность и умение человека видеть мир во всём его единстве и многообразии).

 

Специфика философского знания. Предмет и метод философии. Социальные функции философии.

Специфические черты философии:

 * Двойственность (имеет общее с научным знанием: предмет, методы и проч.), но не является научным знанием в чистом виде;

 * Является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных знаний;

 * Предмет Ф. шире предмета исследования любой отдельной науки, но не поглощает его;

 * Имеет сложную структуру (вкл. гносеологию, онтологию и проч.);

 * Содержит базовые идеи, лежащие в основе других наук;

 * Субъективна;

 * Является совокупностью объективного знания и ценностей эпохи, носит её отпечаток;

 * Изучает не только предмет познания, но и его механизм;

 * Доктрина, но в то же время постоянно развивается;

 * Опирается на категории - предельно общие понятия.

 

Предмет Ф.:

 * Разделы:

 - Онтология (учение о бытии);

 - Гносеология (учение о познании);

 - Человек;

 - Общество;

 * Частные вопросы:

 - Сущность бытия;

 - Происхождения бытия;

 - Материя и её формы;

 - Сознание (происхождения и природа);

 - Бессознательное;

 - Душа, духовный мир человека;

 - Природа;

 - Различные сферы жизни общества;

 - Экология, проблемы выживания;

 - Познание;

 - Фил. категории;

 - Диалектика и её законы;

 

Методы философии - пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование:

 * Основные методы:

 - Диалектика - вещи, явления рассматриваются более гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей;

 - Метафизика - противоположно диалектике, объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, статично и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины);

 - Догматизм - восприятие окр. мира через призму догм;

 - Эклектика - произвольное соединение разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но правдоподобные выводы;

 - Софистика - выведение из ложных, но правдоподобных посылок новой посылки, логически верной, но ложной по смыслу либо выгодной для принимающего данный метод;

 - Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов;

 

* Методы-направления Ф.:

 - Материалистический - действительность воспринимается как реально существующая материя, первичная субстанция, а сознание - проявление материи;

 - Идеалистический - в качестве первоначала и определяющей силы выступает идея, а материя - её производная, воплощение;

 - Эмпиризм - в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый в результате чувственного познания;

 - Рационализм - истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений.

 

Философия имеет следующие функции:

 1. Мировоззренческая (ф. – теоретическая основа мировоззрения, придаёт систематичность и целостность стихийной картине мира)

 2. Познавательная (познаёт мир в соотношении с человеком, опираясь на данные частных наук и используя собственные категории)

 3. Методологическая (формулирует правила познания для всех частных наук)

 4. Социальной и культурной критики (развинчивает старые и формирует новые общественные идеалы)

 5. Прогностическая и конструктивная (конструирует возможные миры, создаёт новые возможности мышления, видит новые пути развития)

 

Древнеиндийская философия

Ф. возникла и развивалась в условиях каст и соц структуры, патриархальных традиций и власти деспотического государтсва. Сильно влияла мифология. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

 

Первый литературный источник – Веды (собрание древнейших религиозных и натурфилософских текстов и комментариев к ним.

В ведах обозначены 4 касты (варны)

- Брахманы (священнослужители)

-Кшатрии (войны)

-Вайшьи (земледельцы, торговцы)

-Шудры (рабочие)

 

Главные идеи вед:

1) Основа и начало мира – брахма, абсолютная божественная первооснова, всё из неё исходит и в неё же возвращается, это настоящая реальность, а всё вокруг лишь проявления её.

2) «Внутри человека божественная тайна скрыта»

3) Ничто, невидимое – это и есть основание бытия.

4)Из этого мира нельзя сбежать, потому что сам Брахма запутался в сетях мирового закона

5) Если человек – злое начало, то он снова воплощается на земле.

6) Карма – воздаяние, влияние совершённых человеком действий на характер настоящего и последующего его существования.

Дхарма – моральный закон, совокупность обязанностей каждого. Соблюдение гарантирует стабильность.

Мокша – блаженство, освобождение души от перерождений

Буддизм:

Источники: «Жизнь и учение Будды» Асвагоше, «Типитака», «Дхамманада» (учение Будды)

Тело несовершенно, пребывание в нём негативно, человек всегда страдает – это суть его жизни, но достичь нирваны можно и при жизни.

4 благородных истины:

1)Вся жизнь есть страдание

2)Источник страдания – желание человека

3) Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний

4) Есть благородный восьмеричный путь, ведущий к избавлению от желаний

- правильные взгляды (принятие 4 истин)

- правильная решимость (готовность к подвигу)

- правильная речь (искренняя речь, только добрые слова)

- правильное поведение (нет зла и гнева)

- правильный образ жизни (чистый честный)

- правильные усилия (самообладание, самовоспитание)

- правильное внимание (бдительность сознания)

- правильное сосредоточение (созерцание, медитация)

 

Нирвана – главная цель самоотречения

 

Древнекитайская философия (VI—II вв. до н. э.)

Глубокие политические потрясения в VII—III вв. до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.

 

В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

 

даосизм (даоцзя): Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;

 

конфуцианство (жуцзя): правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;

 

моизм (моцзя): смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.

 

школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао.

 

школа имён (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.

 

школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан;

 

В конце концов конфуцианство соединилось с легизмом и это стало основной ф. древнего Китая.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...